Сделать добро за 32 часа: магистранты Университета ИТМО вошли в число победителей международного хакатона HEX в Эйндховене

Накануне в Эйндховене (Нидерланды) прошел международный хакатон HEX, собравший более 300 разработчиков со всего мира. Мероприятие проводится под эгидой Major League Hacking — официальной студенческой лиги, курирующей более 200 профессиональных контестов. Команда Marvin, в состав которой вошли магистранты Университета ИТМО, соревновалась в треке Future Society. Всего за 32 часа разработчикам предстояло создать полностью работающее приложение, которое решало ту или иную социальную проблему. Участники представили приложение CherryTea, которое помогает привлекать аудиторию даже небольшим благотворительным организациям, а волонтерам — оперативно узнавать о проблемах, которые существуют рядом с ними. Оценивающие разработку эксперты, в числе которых были представители компании Bloomberg, присудили команде второе место.

Команда Marvin

Что такое хакатон HEX?

HEX — это международный хакатон, который проходит под эгидой Major League Hacking — официальной студенческой лиги, объединяющей порядка 65 тысяч студентов в области компьютерных наук по всему миру и являющейся куратором 200 профессиональных соревнований. Начало HEX было положено в 2017 году — первоначально идею предложила группа студентов-предпринимателей из сообщества The Blendr, все они работают в Brainport Eindhoven — своего рода, кластере высоких технологий, расположенном в самом сердце Эйндховена. Уже в этом году HEX стал крупнейшим хакатоном в Нидерландах, объединив на одной площадке более 300 разработчиков (60 команд). Каждая команда могла включать не более пяти человек.

Задача участников хакатона: за 32 часа разработать полностью работающее приложение, которое отвечает одному из десяти ключевых вызов — глобальных мировых проблем, которые наиболее остро стоят в перспективе до 2050 года. Среди направлений соревнований — создание различных приложений виртуальной и дополненной реальности, разработки в области e-commerce, системы для «умных городов», беспилотного транспорта, здравоохранения, а также трек Future Society, посвященный решению социальных проблем с помощью инструментов информационных технологий.

Хакатон HEX. Источник: социальные сети
Хакатон HEX. Источник: социальные сети

CherryTea: как помочь людям видеть проблемы, которые находятся рядом

Именно трек Future Society выбрала для себя команда Marvin, в состав которой вошли два магистранта кафедры вычислительных технологий Университета ИТМО Максим Маркелов и Андрей Виноградов, магистрантка кафедры интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере Юлия Мишина и выпускник Санкт-Петербургского Политеха Кирилл Луценко.

Как отмечают участники, это уже не первый хакатон для команды — ранее почти в таком же составе студенты успели принять участие в крупном международном соревновании Junction. Хакатон в HEX в Эйндховене заинтересовал ребят прежде всего форматом, международным охватом соревнований, а также возможностью попробовать свои силы и за короткий промежуток времени не просто решить абстрактную задачу, а создать работающий прототип приложения.

Куратором направления Future Society выступила компания Bloomberg, предложившая участникам трека создать приложение, которое отвечало бы потребностям небольших благотворительных обществ. Ведь в отличие от крупных организаций зачастую они испытывают значительные трудности с информированием общества о своей деятельности и вынуждены затрачивать большие усилия, чтобы привлекать новых волонтеров.

«Мы выбрали это направление прежде всего из-за его социальной значимости: и я, и Максим работаем в коммерческих компаниях, поэтому нам было интересно попробовать себя в создании некоммерческих социальных проектов, — рассказывает участник команды Андрей Виноградов. — При этом каких-то жестких требований к разработкам кураторы треков и организаторы хакатона не предъявляли».

Команда Marvin
Команда Marvin

«Bloomberg очертил общую задачу, которая заключалась в создании сервиса, который связан с благотворительными организациями и помогает небольшим коммерческим обществам быть на виду — заметными для больших спонсоров, а также волонтеров, которые участвуют в благотворительных активностях. И мы решили объединить все эти пункты, что называется, под одной крышей», — добавляет Максим Маркелов.

В результате у команды родилась идея приложения CherryTea — сервиса, который позволяет любым некоммерческим организациям публиковать различные виды волонтерских работ, а пользователям, просматривая эти работы, искать ближайшие по датам и социальным интересам, получать рекомендации и принимать участие в волонтерских активностях, получая вознаграждение.

Как это работает

Приложение состоит из трех частей: первая — это мобильная часть (Android-приложение), вторая — серверная часть, над которой работали два бэкенд-разработчика, а третья подразумевает использование машинного обучения, эту часть команда реализовала при помощи стека технологий Microsoft Azure.

Таким образом, с одной стороны участниками CherryTea могут стать любые некоммерческие благотворительные организации, которые получают возможность публиковать информацию о ближайших мероприятиях. Вся волонтерская деятельность разбита на несколько категорий: помощь бездомным, работа с детьми, уход за пожилыми людьми, помощь животным и так далее. Выбирая подходящую под деятельность благотворительной организации категорию, ее участники заполняют описание мероприятия, указывают дату, длительность мероприятия, его географические координаты и количество требуемых участников.

Эйндховен. Источник: flickr.com
Эйндховен. Источник: flickr.com

С другой стороны, участником сервиса выступает пользователь, который, открывая приложение, может выбрать по категориям и указанным параметрам интересующее его мероприятие и зарегистрироваться. За участие в активностях пользователи получают вознаграждение: в CherryTea бонусами выступают внутренние бейджи и шутливые статусы. Например, любой неравнодушный человек может стать здесь «Волонтером галактики», Сaptain Сompassion или CherryLeader.

Еще одна опция — возможность получать список рекомендованных мероприятий. Она реализуется с помощью машинного обучения: на основе истории взаимодействия пользователей с приложением — активностей, которые он просматривал, времени просмотра, текущей геолокации пользователя, отмеченных мероприятий, а также похожих пользователей — сервис может предложить волонтеру мероприятия, на которые он сам, возможно, не обратил бы даже внимание.

«Волонтеры иногда даже не задумываются о тех проблемах, которые существуют рядом с ними. Мы привыкли слышать о глобальных проблемах, и я, безусловно, не считаю, что на них нужно закрывать глаза. Но нам важно не забывать и о тех проблемах, которые существуют в нашем окружении. Поэтому мы решили создать приложение, которое напоминает об этом, — рассказывает Андрей Виноградов. — При этом сайтов и ресурсов, где можно узнать о глобальных проблемах, огромное количество, тот же Greenpeace имеет достаточный ресурс, чтобы рассказать о своей деятельности и задачах. Но узнать о том, что происходит вокруг нас здесь и сейчас, особенно если мы удалимся от крупных городов, зачастую довольно трудно. Я сам недавно практически случайно, через третьи руки узнал о питомнике для животных, который работает в Ленобласти. Информации о нем нет нигде. Другие небольшие организации испытывают похожие сложности в распространении информации о себе».

Разработкой занимались четыре человека: специалист по мобильной разработке, два бэкенд-разработчика, один из которых специализируется на машинном обучении, и один дизайнер. При этом, как отмечает Максим Маркелов, который, помимо обучения в магистратуре, работает в компании тимлидом, одним из факторов успеха на хакатоне стало эффективное распределение задач между участниками команды.

Хакатон HEX. Источник: социальные сети
Хакатон HEX. Источник: социальные сети

«Так как у нас уже был опыт участия в хакатонах, мы поняли, что не нужно делать что-то слишком сложное, разработку корпоративного масштаба, сделать которую за такое небольшое количество времени невозможно. Мы концентрировались на том, чтобы представить приложение, которое работает. Кроме того, у нас было хорошее распределение по ролям: мы особо не зависели друг от друга и могли заниматься задачами одновременно, — говорит Максим. — Навыки, которые приобретаются на хакатоне — это и умение быстро распределять задачи и ресурсы, общаться с заказчиком (в нашем случае это куратор трека), действовать в условиях ограниченного количества времени — очень хорошо потом применяются и в работе. Ты начинаешь лучше узнавать своих коллег, видеть их сильные и слабые стороны, принимать правильные решения в условиях жестких дедлайнов».

Результаты

Судейство на хакатонах, которые проходят под эгидой MLH, отличается от привычного формата. Еще во время работы над проектами отдельные эксперты из числа судейской комиссии оценивают разработки и составляют список наиболее эффективных команд. Потом на основе наблюдений всех судей формируется топ-10 лучших проектов. Команды, попавшие в десятку, презентуют разработки уже на сцене в открытом формате, перед всей комиссией. По итогам хакатона жюри, в том числе куратор трека Future Society компания Bloomberg, которая оценивала проекты с точки зрения оригинальности идеи, эффективности решения и технологии, а также масштаба проблемы, которую решает разработка, присудило команде Marvin второе место.

По словам участников команды, участие в хакатоне и достижение высокого результата дает сразу несколько преимуществ. Во-первых, это возможность познакомиться с представителями крупнейших компаний мира и обзавестись полезными контактами, а во-вторых, опыт, который позволил отточить как индивидуальные навыки, так и повысить эффективность командной работы в целом. В будущем в том же составе команда планирует побороться за высокие места на других крупнейших международных хакатонах, например, на Junction.

Хакатон HEX. Источник: социальные сети
Хакатон HEX. Источник: социальные сети

Кроме того, в перспективе разработчики не намерены останавливать работу над приложением. На сегодняшний момент сервис представляет собой практически законченный продукт, однако на завершение всех работ и дальнейшее поддержание работы (в частности, на оплату серверов) потребуется финансирование. Одним из выходов может стать запуск кампании по сбору средств на Kickstarter. При этом за пользование приложением команда не планирует брать деньги ни с волонтеров, ни с благотворительных организаций, оставив проект полностью некоммерческим.

«По факту нужна небольшая сумма на завершающий этап разработки, а также дальнейшее поддержание сервиса. По такому принципу, например, существует Википедия, пользователи которой жертвуют небольшие средства на поддержание ресурса, — говорит Андрей Виноградов.

Максим Маркелов добавляет, что приложением уже заинтересовались несколько небольших благотворительных организаций. При этом в перспективе сервисом может пользоваться огромное количество обществ и волонтеров.

«Потенциальная аудитория очень широка — это могут быть и детские сады, и дома престарелых, и питомники для животных, и просто активисты, которые занимаются благоустройством территории. Когда мы были в Нидерландах, мы видели объявления вроде “требуется почитать сказки детям в детском саду” или “ищем людей, которые смогут провести языковой вечер с иностранцами”, “необходимо привести парк в порядок” и т.д. В России таких организаций тоже очень много, — отмечает он. — У нас есть знакомые, которые связаны с волонтерскими организациями, и они также заинтересованы в нашей разработке. Кроме того, сами волонтеры говорили нам, что сейчас не хватает такого сервиса, с помощью которого можно, находясь в любой точке мира, узнать о конкретной активности в том или ином городе, а не искать информацию по десяткам сайтов».

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба