Makeeducationbetter: как студент Университета ИТМО помогает колледжам оптимизировать учебный процесс

Еще учась в колледже, студент Университета ИТМО Ярослав Приказчиков столкнулся с несколькими проблемами: отслеживать изменения в расписании с сайта колледжа неудобно, а вся коммуникация со старостами и одногруппниками ведется долго, да и нередко далеко не все студенты успевают получать важные сообщения и узнавать актуальные новости. Чтобы оптимизировать процесс, вместе с командой он разработал сначала чат-бота для «ВКонтакте», а потом и мобильное приложение, но на этом не остановился. Сегодня проект, который проходит акселерацию в Future Technologies, представляет собой систему из трех модулей — мобильного приложения, системы коммуникации и электронного журнала посещаемости. Сервис уже готовы опробовать несколько колледжей Петербурга, а в будущем разработчик планирует выходить и в регионы. О развитии проекта, работе с колледжами и о том, почему для них не подойдут решения, разработанные для вузов, Ярослав Приказчиков рассказал ITMO.NEWS.

Идея

Еще в 2009 году в школах России повсеместно стали внедряться электронные дневники. Система позволила частично перенести в «цифру» учебный процесс: электронный дневник школьника позволяет контролировать успеваемость ученика, отслеживать выполнение школьной программы, а также предоставлять актуальную информацию всем участникам учебного процесса, в том числе родителям учеников. Свои системы и мобильные приложения, где можно посмотреть расписание и другую актуальную информацию из жизни университета, давно существуют и у российских вузов.

Однако в колледжах еще несколько лет назад многие операции приходилось совершать вручную, например, процесс контроля за посещаемостью во многих учебных заведениях выглядел примерно так: староста подает списки отсутствующих на занятиях в отделение (аналог деканата), а уже там они обрабатываются, после чего вручную считается статистика. Расписание публиковалось только на сайте, поэтому вовремя отслеживать изменения удавалось не всегда.

С такой проблемой и столкнулся тогда еще студент Политехнического колледжа городского хозяйства Ярослав Приказчиков. Чтобы оптимизировать процесс, вместе с командой он создал сначала чат-бота, который оперативно предупреждал о заменах, а позже — мобильное приложение. Для Ярослава, который тогда только начинал программировать, проект стал и личным челленджем. Если на первых этапах знаний не хватало, то в процессе разработки студент не только развивал идею, но и смог серьезно прокачать свои навыки.

Ярослав Приказчиков
Ярослав Приказчиков

«Работа началась довольно давно, примерно два года назад. Тогда знаний в программировании было достаточно мало, но по мере того, как мы учились, развивались, мы совершенствовали свою разработку. Уже на последнем курсе мы стали думать, как можно еще расширить свой проект. И добавили в него систему коммуникации, задача которой — оптимизировать и ускорить общение со старостами и одногруппниками. Дальше мы стали целенаправленно смотреть и думать, какие еще проблемы существуют в колледжах и как их можно решить. В итоге мы пришли к журналу посещаемости, — рассказывает Ярослав Приказчиков. — Ситуация в колледжах в среднем обстоит примерно так: в отличие от школ, где есть государственная система, или вузов, которые развивают собственные приложения, у колледжей нет систем, не везде фиксируются оценки и очень многое до сих пор делается вручную, зачастую у них нет ресурсов, которые нужны для организации таких систем. Цель нашего проекта — сделать среднее профессиональное более современным, цифровым. Либо сделать это собственными силами, либо подтолкнуть на это государство или крупные компании своим примером».

Уже после окончания колледжа студент проект не забросил. Поступив в Университет ИТМО, Ярослав Приказчиков подал заявку в бизнес-акселератор вуза Future Technologies, где проходит обучение в текущем наборе.

Как все работает

Сейчас система состоит из трех модулей:

1) мобильное приложение, доступное как студентам, так и преподавателям. Здесь можно смотреть расписание и оперативно получать уведомления о любых изменениях: целевые от преподавателей и системные — о заменах в расписании, а также осуществлять поиск по группам и преподавателю. В приложении также размещается домашнее задание, которое синхронизируется между одногруппниками, и все актуальные новости учебного заведения.

2) Электронный журнал посещаемости, который связан с мобильным приложением и ведется старостой. Староста в мобильном приложении отмечает посещаемость, деканат видит статистику, а родители получают уведомления, если студента нет на паре.

3) Система коммуникации со студентами, сотрудниками колледжа и родителями. Чтобы связаться с нужным вам человеком, вы пишете сообщение и выбираете необходимую аудиторию (студенты, преподаватели, родители), сообщение приходит в мобильное приложение, чат-бот, электронную почту и так далее, при этом вы видите кому пришло сообщение, кто прочитал его и кто подтвердил получение информации.

«Наши модули дополняют друг друга. Основа — это мобильное приложение и система администрирования этого мобильного приложения. Это базис, на котором мы работаем и построили уже другие модули, — комментирует Ярослав Приказчиков. — Система коммуникаций также стыкуется с мобильным приложением, куда как раз и приходят рассылки. Журнал ведет староста, который отмечает в мобильном приложении посещаемость».

Что отличает makeeducationbetter от конкурентов и почему к колледжам нужен особый подход

Основная аудитория, на которую рассчитывают разработчики сервиса — администрации колледжей, студенты и родители. Как отмечает Ярослав Приказчиков, ниша немаленькая: в России порядка 3,5 тысяч колледжей, среди которых далеко не все имеют собственные решения для цифровизации и оптимизации учебного процесса.

Сегодня в колледжах есть отдельные системы, например, 1С Колледж, которая предназначена для внутреннего документооборота, в частности выпуска приказов и других подобных операций. При этом система не рассчитана на комплексную работу со студентами. С другой стороны, существуют многочисленные решения для вузов, которые разработчики считают своими непрямыми конкурентами. Внедрить такое решение в среднем специальном учебном заведении сразу не получится, потребуется достаточно долгая оптимизация, так как учебный процесс в колледжах имеет свою специфику, говорит Ярослав Приказчиков. Например, в колледжах, в отличие от университетов, родители пока являются достаточно активными участниками учебного процесса. Именно поэтому систему необходимо затачивать и под их потребности.

«Сейчас существуют системы, которые работают для университетов, конечно, можно сделать то же самое для колледжей. Но проблема в том, что в колледже есть своя специфика. В нише вузов, как правило, работают крупные игроки, для которых оптимизировать все процессы под колледжи будет достаточно долго. Поэтому мы за счет своей гибкости можем обогнать их и предложить свое решение, которое уже заточено под потребности средних специальных учебных заведений, — говорит автор проекта. — А с другой стороны, во многих колледжах даже нет программистов в штате, максимум — есть системный администратор на аутсорсе. Поэтому колледжам вполне актуально прибегать к готовым решениям со стороны».

Команда

Над проектом работает двое разработчиков — Ярослав Приказчиков, студент института международного бизнеса и права Университета ИТМО, автор проекта, сейчас отвечающий за развитие и взаимодействие с учебными заведениями, а также Олег Карловский, геймразработчик в студии Nival, который работает над технической частью системы. Разработчики познакомились на олимпиаде по программированию, проходившей в рамках чемпионата Worldskills, а после решили объединить компетенции для проекта.

«Олег, как и я, давно занимается собственными проектами, он уже выпустил несколько качественных игр в Google Play. Это крайне проактивный и технически подкованный человек. Часть хорошего дела — хорошая команда, с Олегом можно быть спокойным за результат», — рассказывает Ярослав.

Сейчас Ярослав, уже отучившийся на программиста в колледже, поступил на направление «Инноватика», решив расширить свои компетенции и получить дополнительные знания в области менеджмента, юриспруденции, интеллектуальной собственности и управления проектами. Компетенции, необходимые для развития собственного проекта, студент также получает, обучаясь в бизнес-акселераторе Future Technologies.

Что уже сделано

Основные компоненты системы уже протестированы, на данный момент готов MVP, за время акселератора авторы проекта выпустили новый модуль — электронный журнал, а также проверили порядка двадцати гипотез о продукте. Сейчас ведутся переговоры с колледжами об интеграции системы, и несколько учебных заведений Петербурга уже выразили желание протестировать сервис на своей базе, рассказывает Ярослав Приказчиков.

Перспективы

Разработчики уже приступили к монетизации проекта. Клиент платит на старте за подключение системы, кроме того, предусмотрено обслуживание. Авторы проекта намерены работать над системой именно по сервисному принципу. Если приложение для вузов обычно разрабатываются один раз и кардинально не обновляются, то функционал makeeducationbetter будет постоянно актуализироваться, отмечает автор проекта.

Разработчики также планируют внедрить в систему еще четыре модуля, продолжить работу с клиентами и поэтапно выходить на регионы. Как отмечает Ярослав Приказчиков, системой уже заинтересовались колледжи в Казани, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. К середине лета 2018 года авторы проекта намерены собрать полноценную статистику по итогам тестовой установки системы в колледжах и уже по конкретным показателям рассчитать, как именно система позволяет оптимизировать учебный процесс в колледжах.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба