Вернакулярные районы: что это и зачем их изучать

Правильно ли делить город на административные границы или гораздо больше о нем может сказать то, как определяют городскую среду сами жители? В конце 1960-х американские географы ввели термин «вернакулярный район», что в переводе значит «местный, народный, родной». В последние годы активным развитием этой темы занимаются и российские урбанисты. Зачем изучать районы, не расчерченные формальными границами, и какую пользу могут принести городской среде такие исследования — эти и другие вопросы обсудили эксперты в рамках совместного семинара Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО и архитектурного бюро MLA+.

Источник: www.the-village.ru

Что такое «вернакулярные районы»

Вернакулярные районы — естественные границы города, формируемые самими горожанами в их повседневной деятельности. Они отличаются от административных границ и отражают реальную практику использования городского пространства: историческую идентичность районов города, границы деятельности, формируемые морфологией застройки и выстроенной средой.

Как рассказала Александра Ненько, доцент Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО, впервые понятие появилось в 60-х годах 20 века: такие районы также иногда называли «образными» (erceptional) и «народными» (folk). Именно тогда и было положено начало дискуссии о том, что границы районов должны определяться не «сверху» — решением административных органов, а самими горожанами — через человеческие практики и опыт использования городского пространства.

Еще раньше французский философ Ги Дебор, гуляя по Парижу, говорил, что город — это вовсе не структура улиц или площадей, раз и навсегда заданная картой, а динамичная и гибкая структура отдельных районов, каждый из которых наполнен своей атмосферой. Именно эту атмосферу он и его товарищи пытались прочувствовать во время своих «дрейфов» по городу.

Александра Ненько
Александра Ненько

На визуальном образе города делал акцент и специалист в области городского планирования Кевин Линч. Он предложил идею ментального образа города и ментальных карт (mental image, mental maps). Под ментальным образом специалист понимал общие образы, которые захватывают большое количество городских жителей. Ментальные карты — это карты, которые создаются в субъективном представлении человека и по которым можно понять его путь в городе, повседневные маршруты и способы взаимодействия с городским пространством. Все это, по мнению Линча, могло позволить понять природу отдельных участков города. Такими участками может быть, например, освоенная территория вокруг дома — аптека или магазин, в которые мы регулярно ходим.

Кроме того, один из распространенных факторов формирования вернакулярных районов — достопримечательности. Причем, не только известные памятники культуры вроде Эрмитажа или Александрийского столпа, но и локальные элементы паблик-арта.

Как изучают вернакулярные районы

Ментальные карты были взяты за основу и в относительно недавнем исследовании специалистов из Омска. В этой работе они задействовали в том числе структуру народных топонимов — иными словами, тех названий, которые присваивают районам сами жители.

Еще один проект, поставивший целью проанализировать эмоции города — платформа Imprecity, над которой работала Лаборатория качества городской жизни QULLAB Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО. Это интерактивный портал про парки, улицы, площади, набережные, дворы и другие общественные пространства Петербурга. С помощью эмо-стикеров любой горожанин может отметить эмоции на карте и оставить комментарий. Чем большим количеством эмоций делятся люди, тем больше информации об эмоциях города поступает в открытый доступ.

Ментальная карта Лос-Анджелеса. Источник: ahbelab.com
Ментальная карта Лос-Анджелеса. Источник: ahbelab.com

Ориентируясь на эти данные, аналитики Imprecity составляют регулярно обновляемые карты эмоций, эмоциональные рейтинги мест, публикуют комментарии, чтобы горожане знали, куда пойти, чтобы почувствовать себя лучше, куда сводить любимых и друзей, а каких мест лучше избежать.

«Эмоции тоже могут показывать участки, которые, условно, формируются под знаком радости, а также невостребованные пространства, куда люди не ходят либо к которым не испытывают никаких чувств. Например, самым эмоциональном местом у нас на основе полученных данных получился остров, где расположена Новая Голландия. Кроме того, урбанисты занимаются сбором карт локальных сообществ. Это делается разными способами — например, путем картографирования различных групп, которые имеют локальную привязку, в социальных сетях», — рассказала Александра Ненько.

Еще один метод исследования вернакулярных районов — работа с большими данными. Социальные сети, чекины, посты, лайки пользователей — все это также помогает урбанистам анализировать районы, не расчерченные административными границами.

Исследования QULLAB и архитектурного бюро MLA+

Проект лаборатории QULLAB «SPb Livehgoods» посвящен изучению вернакулярных районов города на основании данных, генерируемых пользователями онлайн. Как рассказывает программист и сотрудник лаборатории QULLAB Артем Конюхов, на основании алгоритма Livehoods авторы проекта выделили кластеры с наиболее сильными пространственно-социальными связями, обозначив их как вернакулярные районы, то есть такие, которые обусловлены не просто географической близостью заведений, а социальной схожестью.

 Карта вернакулярных районов Нью-Йорка Livehoods. Источник: livehoods.org
Карта вернакулярных районов Нью-Йорка Livehoods. Источник: livehoods.org

В проекте использовались данные ВКонтакте, foursquare, 2GIS, а также социологические интервью. В основу выделения вернакулярных районов был заложен автоматизированный алгоритм кластеризации данных о чекинах пользователей в городских заведениях. В алгоритм заложены метрика пространственной (географической) близости заведений и метрика их социальной схожести (подобия пользователей). Алгоритм применен к данным по Петербургу.

Авторы проекта валидировали результаты работы алгоритма с помощью социологического исследования, а также средового анализа пешеходной доступности. Стоит отметить, что, помимо схожих пользователей, вернакулярные районы имеют также функциональную специфику, иными словами — особый характер заведений, которые объединяются в кластер. Районы можно описать как туристические, артистичные, кулинарные и так далее. Таким образом, алгоритм позволяет выявить районы города, в которых есть возможность для формирования местного сообщества и партнерства между предприятиями малого бизнеса. Карта вернакулярных районов Петербурга представлена по ссылке.

«Практическая значимость исследования, на мой взгляд, прежде всего в сплочении жителей того или иного района. Если человек будет знать, где он живет, то он будет ассоциировать себя с этим местом, в этом случае мы говорим о развитии идентичности. Кроме того, потенциальные результаты можно получить в части организации городского управления: например, есть случаи, когда у нас один явный вернакулярный район делится на два административных образования. Помимо развития идентичности района, важно также посмотреть на перспективы в области туризма и развития сектора недвижимости. Например, в Нью-Йорке, где вернакулярные районы исследуются уже очень давно и все знают, кто где живет, там сразу становится понятно, что, где и сколько стоит. И наконец, с точки зрения геомаркетинга это также позволит понять спрос. Допустим если я ориентирую свой объект на территорию двух вернакулярных районов, мне стоит задуматься, где конкретно его разместить, чтобы охватить максимальную аудиторию», — говорит Артем Конюхов.

«SPb Livehgoods». Источник: spblivehoods.github.io
«SPb Livehgoods». Источник: spblivehoods.github.io

Еще одно исследование, касающееся изучения вернакулярных районов, ведут специалисты архитектурного бюро MLA+. Проект «Нераскрытый Петербург» — это исследование о том, из чего состоит город: о разных типах городской ткани и реальных, вернакулярных районах, на которые он делится. Одна из целей исследования — получить представление о способах интенсификации использования застроенных территорий города как альтернативе «расползанию» города и строительству «в полях». Главный вопрос, который ставят перед собой авторы работы: насколько могут быть уплотнены разные типы городской ткани без риска утраты ценных качеств среды? И наконец еще одной важной целью является составление карты районов, сложившихся органически, а не поделенных на границы административными методами.

Какую пользу можно извлечь из исследований

Во второй части семинара эксперты обсудили, каково функциональное наполнение вернакулярных районов Петербурга и других городов, а также какую пользу можно извлечь из исследования таких территорий.

По словам Александры Ненько, такие устойчивые объекты, как театры, музеи или любые другие знаковые, уже зарекомендовавшие себя, долгосрочные объекты, являются постоянными точками притяжения для горожан и туристов и могут говорить об устойчивости вернакулярных районов, сложившихся вокруг них.

«Исследования вернакулярных районов могут помочь сформировать ареалы потребления определенных субкультур. Например, недавно мы анализировали, какие места в городе, по нашим данным, полученным из ВКонтакте, имеют максимальное количество одинаковых пользователей, или одинаковых чекинов. Оказалось, что это театры. Это, безусловно, еще надо проверять, но на первый взгляд, именно так. Возможно, эти данные есть смысл проверять дальше, и на основе исследований, интервью и опросов среди различных субкультур мы можем понять ареалы театралов, хипстеров, любителей классической музыки и так далее», — говорит она.

Семинар «Вернакулярные районы города: с чем их едят и как их изучать?»
Семинар «Вернакулярные районы города: с чем их едят и как их изучать?»

Эксперт добавляет, что исследования вернакулярных районов можно также использовать для более эффективного управления гражданского сектора, НКО, а также на уровне управления школами и детскими садами. Хотя, безусловно, у школ есть определенные жесткие нормативы, которые связаны с административным делением территории.

И наконец, еще одна перспектива — в развитии инструментов для малого бизнеса. Например, на основе данных и исследований о реальном социальном взаимодействии и активности горожан можно предложить, например, тем же кофейням или другим заведениям инструменты, как наладить более эффективную рекламу и предложение своих услуг.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба