AR, но пока не VR, голосовой поиск и прорыв чатботов: как изменятся технологии в 2019 году в прогнозах экспертов (часть 1)

В конце года крупнейшие технологичные компании подводят итоги и строят прогнозы на 2019 год. 2018-й прошел под знаком продолжающегося развития AI-технологий, крупных скандалов, связанных с утечкой информации, взлетов и падений биткоина. Но что изменится в ближайшем будущем? Что такое «комбинированный ИИ»? Станет ли голосовой поиск действительно популярным? И почему компании тратят больше средств на разработку чатботов, а не мобильных приложений? Знакомим с ключевыми прогнозами компаний и экспертов, которые рассуждают, как уже совсем скоро может измениться digital.

Источник: Деловой мир

Дополненная реальность будет использоваться все шире

Голосовой ассистент сможет заказать пиццу, почитать последние новости и поддержать беседу, а дополненная реальность придет во все сферы бизнеса, полагают в Google. 

Еще в 2016 году собственное AR-приложение для «примерки» мебели к интерьерам запустила IKEA. Сейчас вслед за компанией похожие технологии для онлайн-шоппинга внедряют крупные ритейлеры вроде Amazon. Например, одна из опций позволяет «переместить» товары из онлайн-каталога в домашнюю обстановку, чтобы заранее оценить, как они в нее впишутся. Активно AR используется и бьюти-брендами. L'Oreal, Punky Colour и Madison Reed давно сделали AR-приложения для виртуального макияжа.

Не осталась в стороне и Coca-Cola. Накануне компания проспонсировала разработку брендированного приложения для AR-трансляций с автогонок NASCAR. Виртуальный «портал» на экране смартфона выполнен в виде гигантской банки колы. Таким образом Coca-Cola намерена повысить лояльность среди любителей автогонок, а NASCAR надеется «достучаться» до миллениалов. Всего же, по оценкам Harvard Business Review, мировые инвестиции в развитие сферы к 2020 году превысят $60 млрд.

IKEA и AR
IKEA и AR

А что с виртуальной реальностью, о перспективах которой говорят все последние годы? Здесь сразу несколько экспертов не ждут заметных прорывов.

«Мне интересно, как VR будет продолжать стагнировать в 2019 году. У технологического сообщества было сильное желание навязать эту технологию рынку, но это не подкреплялось реальным спросом. Несмотря на то, что некоторые сферы жизни, такие как здравоохранение, индустрия развлечений, могли бы использовать VR, это не работает. Это связано с недостатком совместимости, высокой стоимостью и связанной с этим "потребительской апатией". Я ожидаю, что, возможно, это проложит путь для третьего поколения», — считает Крейг Джонсон (Craig Johnson), директор компании Kagool.

Другой эксперт, Дэниэл Ньюман (Daniel Newman), CEO Broadsuite Media Group, ведущий аналитик Futurum говорит, что пока сложно представить действительно широкое распространение виртуальной реальности где-то, кроме индустрии игр и ухкоспециализированных приложений.

Приложение дополненной реальности
Приложение дополненной реальности

«Вместо этого дополненная реальность — менее привлекательный младший брат VR — продолжает играть ключевую роль в цифровой трансформации. AR нашла множество вариантов использования в обучении персонала предприятий, а это не просто здорово, но и полезно. И в этом вся суть технологии. Некоторые думают, что ее развитие будет протекать медленно, но я считаю, что оно ускорится в 2019 году. Я даже готов услышать кое-что о новом продукте AR или смешанной реальности и/или наборе для разработчиков из большого анонса Apple. Надеюсь, это будет что-то многообещающее», — пишет он в колонке для Forbes.

Голосовой поиск все популярнее

Голосовой поиск продолжает набирать популярность. Gartner прогнозирует, что к 2020 году 30% всех сеансов просмотра веб-страниц будет осуществляться с помощью голосового поиска. Среди драйверов роста Google выделяет следующие: распространение голосовых ассистентов в мобильных, бурная динамика продаж «умных колонок», появление бытовой техники с голосовым управлением вроде холодильников Samsung Family Hub.

Например, H&M Home уже запустил приложение, работающее в связке с Google Ассистентом. Оно дает советы по оформлению комнат в разных стилях и помогает подобрать подходящие товары в каталоге компании. В приложении пиццерии Domino’s голосовой ассистент Google запоминает последний выбор пользователя и может сам его повторить — это позволяет ускорить заказ. Тем временем, знаменитый фэшн-ритейлер Asos и розничная сеть Argos запустили онлайн-сервисы для резервирования товаров с помощью «умной» колонки Google Home или голосового ассистента на смартфоне.

Google Home
Google Home

По прогнозам агентства NPD Group, к концу 2019-го продажи «умных колонок» вырастут на 50%, а объем рынка достигнет $2,7 млрд. Маркетинговые инструменты будут интегрироваться с голосовыми сервисами: появится много приложений для голосового шопинга, заказа еды и получения новостей.

По мере воплощения этих прогнозов маркетологи начнут оптимизировать онлайн-контент под голосовой поиск, который сильно отличается от традиционного, полагают в Google, добавляя, что «перестройка» контента под голос может стать еще одним из главных трендов следующего года. Голосовые запросы формулируются более свободно, чем печатные, а их средняя длина примерно вдвое больше: с 1-3 слов в печатном поиске она вырастает до 3-5 слов в голосовом.

«Я ожидаю увидеть дальнейший рост в голосовом поиске. Сейчас тенденция начинает набирать обороты, и вскоре я ожидаю, что она станет стандартом для включения голосового поиска в цифровую стратегию. Общий прогноз в отрасли заключается в том, что голосовой поиск вскоре составит почти половину всех поисковых запросов в Великобритании, а также произойдет более широкое внедрение виртуальных помощников в повседневную жизнь. В связи с этим возникает потребность оптимизировать поиск», — соглашается Джорджина Рэйнер (Georgina Rayner), руководитель исследований Kagool.

Однако в России, несмотря на ряд интересных проектов, пока мало кто заказывает еду, совершает покупки или включает бытовую технику с помощью голоса, признает Борис Бобровников, основатель и генеральный директор компании КРОК. Однако в сфере B2B другая ситуация. Прежде всего пользу в голосовом поиске сегодня видят банки: если рядовой пользователь станет набирать адрес в навигаторе буквами, то он потеряет 10 секунд и 0 рублей, но если на его месте окажется, например, владелец крупного банка, то отказ от голосового робота в call-центре обойдется ему в десятки миллионов долларов, приводит пример эксперт. Именно поэтому в России именно банковская отрасль может выступить локомотивом многих цифровых преобразований, в том числе распространения голосовых помощников.

Прорыв чатботов

Во всех видах взаимодействия между брендами и потенциальными клиентами все чаще используют ботов. По прогнозам компании Gartner, к 2020-му 85% подобных взаимодействий будет происходить без человеческого участия. Пока развитие тренда тормозится из-за консервативности пользователей: согласно опросам компании Statista, лишь 34% респондентов готовы предпочесть чатботы традиционным каналам коммуникации с онлайн-ритейлерами. Но их мнение может измениться с появлением нового поколения AI-чатботов. Они будут запрашивать информацию о пользователе, понимать разговорную речь и вести полноценный диалог, который будет сложно отличить от общения с обычным собеседником.

Уже в 2019 году компании все больше будут вкладываться именно в разработку чатботов, нежели в развитие мобильных приложений, считает Молли Паулес (Mollie Powles), представитель Browser Media.

«Чатботы лучше подходят для мобильных покупок, поскольку они выводят точку продаж на экран покупателя, в то время как мобильные приложения направляют покупателей к товарам, создавая более длительный путь и, следовательно, снижая вероятность конверсии. Мы уже наблюдаем сдвиг в сторону чат-ботов в области простых повседневных транзакций электронной торговли, таких как заказ пиццы или такси, и предполагается, что к 2020 году чатботы будут использоваться в 85% всех взаимодействий B2C», — говорит эксперт.

Сегодня по-прежнему предпринимаются огромные шаги в области обработки естественного языка и анализа настроений, добавляет Дэниэл Ньюман. Такие технологии позволяют компаниям собирать идеи и улучшать свои услуги на их основе. Около 40% крупных предприятий уже используют эту стратегию или примут ее к концу 2019 года, прогнозирует эксперт, при этом добавляя, что чатботы помогут разгрузить компанию от рутинных операций, при этом оставив более творческие задачи сотрудникам.

Анализ данных: что дальше?

Анализ метеосводок, дорожного трафика, всего, что вы искали в сети, и масса другой информации уже давно помогает компаниям определять неочевидные закономерности в поведении пользователей и в конечном счете предложить им свою услугу. Например, уже сейчас подсчитано, что в среднем пользователь проводит со своим мобильным устройством 177 минут в день и обращается к нему около 150 раз. Такие обращения, в ходе которых пользователь что-то узнает, делает или куда-то идет, в итоге могут привести его к онлайн-покупке. И именно в эффективности таких «микромоментов», как называют их в Google, и заинтересованы компании.

Уже сейчас можно вспомнить несколько кейсов, иллюстрирующих, как продуманное использование технологий анализа данных может подтолкнуть пользователя к действию. Например, не так давно гостиничная сеть Red Roof Inn использовала информацию о задержках авиарейсов, чтобы запустить таргетированную мобильную рекламу для авиапассажиров. Если вблизи аэропорта оказывался отель Red Roof Inn, пассажиры получали лаконичное рекламное сообщение: «Застряли в аэропорту? Приезжайте к нам». Таким образом, удачное использование микромомента увеличило объем заказов на 60%.

Отель Red Roof Inn
Отель Red Roof Inn

Успех вдохновил Red Roof Inn на запуск новой таргетированной рекламы — в этот раз нацеленной на водителей. Чтобы точно отслеживать микромоменты, в ней используется сложный алгоритм, основанный на обработке информации о дорожном движении в реальном времени. С момента запуска эта реклама обеспечила компании 225-процентный прирост в бронированиях.

И судя по прогнозам экспертом, перспективы от использования таких технологий будут расти и в будущем.

«Данные — это ключ к тому, чтобы компании могли принимать правильные решения о продуктах, услугах, сотрудниках, стратегии и многом другом. В этом сегменте мы не увидим замедления в ближайшее время. Как показывают последние исследования, из 90% мировых данных, накопленных за прошедший год, мы эффективно используем только 1%. Цифровые лидеры вкладывают большие средства в область хранения и анализа данных, а также использование машинного обучения. Я считаю, что в перспективе, к 2020 году, показатель 1% вырастет до 3 или 4%; Это может показаться небольшим приростом, но это огромный рост использования данных», — полагает Дэниэл Ньюман.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба