Проект «Навигатор популяризатора науки»

Одной из грантополучателей стала специалист по связям с общественностью Центра научной коммуникации Университета ИТМО, старший преподаватель кафедры физики Дарья Денисова. Так, в рамках дисциплины «Современные образовательные технологии» магистратуры по научной коммуникации Дарья предложила разработать проект «Навигатор популяризатора науки», включающий сразу три компонента: настольную игру, карту компетенций популяризатора науки и методическое пособие.

Настольная игра, посвященная процессам популяризации науки, будет разработана при непосредственном участии студентов и будет отражать основные сферы популяризации науки и научного знания. Ранее мы рассказывали об игре Ecologic, которую с недавнего времени используют в образовательных целях магистранты сразу нескольких направлений подготовки Университета ИТМО. По словам Дарьи, в этом учебном году были перестроены некоторые учебные дисциплины, в частности «Современная наука и научный прогноз» и «Современные образовательные технологии». Это дало возможность пробовать новые форматы и расширить круг привлекаемых экспертов.

До конца года Дарья Денисова совместно с коллегами будет заниматься разработкой игры по научной коммуникации. Процесс разработки будет вестись на протяжении всего срока реализации проекта, сама игра будет протестирована, в том числе, при участии зарубежных экспертов. Так как игра – это универсальный язык для коммуникаторов, разработчики планируют перевести ее на английский язык.

Дарья Денисова (слева) и магистрантки Университета ИТМО, получившие стипендию Фонда Потанина в этом году
Дарья Денисова (слева) и магистрантки Университета ИТМО, получившие стипендию Фонда Потанина в этом году

«Идея моего проекта в следующем: мы качественно обновляем дисциплину “Современные образовательные технологии”, и настольная игра, к работе над которой я планирую привлечь наших студентов, как раз поможет в игровой форме понять, что такое научная коммуникация, какие в ней есть стратегии. Планируется, что ее можно будет пройти или от лица научного коммуникатора и журналиста, или от лица ученого. Предполагается, что в ее создании сможет принять участие любой желающий. Также мы будем привлекать партнеров к разработке концепции, потому что создание настольной игры требует понимания игротехники и концепции научной коммуникации, художников и дизайнеров – к ее визуальной реализации. Задача участвующих, в свою очередь, будет сведена к пониманию аспектов той или иной работы в области научной коммуникации и определению необходимых стратегий», – комментирует Дарья Денисова.

Карта компетенций научного коммуникатора – это подробное описание компетенций и профессиональных возможностей в новой для нашей страны сфере. Карта позволит сориентироваться в многообразии профессиональных возможностей не только для обучающихся по программе «Научная коммуникация», но и для всех, кто осмысленно занимается просветительством и просвещением. Карта компетенций научного коммуникатора будет представлена в виде мультимедийного проекта.

«В рамках подготовки магистратуры мы разрабатываем компетентностную модель выпускника – это обязательное требование, которое соблюдают все разработчики образовательных программ. Как соразработчик магистратуры по научной коммуникации я проектирую исследование, которое поможет создать, дополнить и расширить эту модель. Навигатор позволит в игровом формате определять пользователям, какие сферы научной коммуникации подходят для реализации их компетенций и наоборот. Как в компьютерной игре, пользователь может указать свои сильные и слабые стороны. Предположим, вы хорошо пишете, но не сильны в планировании и организации масштабных научно-популярных мероприятий, при этом хорошо владеете иностранными языками. Возможно, в таком случае лучше развивать навыки в сфере научной журналистики. Или “закрыть” свои слабые стороны, уделив им дополнительное внимание. Чтобы создать такой навигатор в нашей сфере, нужно получить обратную связь от наших студентов, партнеров, выпускников (а в этом году мы как раз выпускаем первый набор) и их работодателей. Также для разработки карты я планирую провести исследование среди научных коммуникаторов по оценке их ключевых компетенций», – объяснила Дарья Денисова.

Оба инструмента (игра и карта) рассчитаны на широкую аудиторию, а также могут быть использованы в качестве инструмента профориентации. В рамках проекта также будет выпущено учебно-методическое пособие «Современные образовательные технологии», куда войдут лучшие кейсы в отрасли. Подробнее об опыте реализации программы магистратуры Дарья расскажет на конференции в Казани «Пространство магистратуры: глобальное в локальном», куда приглашены победители конкурса.

Программа дополнительного образования «Теория и практика управления интеллектуальной собственностью в цифровой экономике»

Другим победителем конкурса стал творческий коллектив под руководством Елены Богдановой, заведующей кафедрой интеллектуальной собственности и управления инновациями Университета ИТМО. Фонд Владимира Потанина профинансирует программу дополнительного образования «Теория и практика управления интеллектуальной собственностью в цифровой экономике» в области интеллектуальной собственности. В первую очередь, программа нацелена на магистров, обучающихся по направлениям «Управление интеллектуальной собственностью» и «Инноватика», студентов инженерно-технических и экономических направлений подготовки, а также специалистов-практиков в области управления инновациями и интеллектуальной собственностью.

«Каждый, кто хоть раз задумывался о карьерных перспективах в области эффективного менеджмента, сталкивался с тем, что в условиях быстроменяющегося мира бывает непросто сориентироваться в новых глобальных трендах и явлениях. Чтобы начать использовать современные инструменты управления, необходимо понять, как они работают. Чтобы разобраться в том, что такое блокчейн, патентная аналитика и патентные семейства, необходимо обращаться к дополнительным источникам информации, часто предлагающим бессистемный подход. Все это приводит к профессиональной дезориентации», – комментирует Елена Богданова.

Елена Богданова
Елена Богданова

Задача разработчиков курса – сформировать у слушателей системное представление о проблемах управления интеллектуальной собственностью в условиях перехода к информационному обществу и цифровой экономике. Основная цель курса – повышение патентной и финансовой грамотности у будущих менеджеров инновационных и научных проектов. По словам авторов идеи, необходимо подготовить квалифицированных специалистов по коммерциализации инновационных проектов и охране исключительных прав на них как в России, так и за рубежом.

Программа рассчитана на 146 часов и включает в себя курсы, позволяющие сформировать системное представление о предметной области, – подобный подход позволяет привлекать к обучению людей с разным уровнем подготовки. В программу вошли семь курсов, посвященных основным тематическим блокам: история, методология и форсайт инноваций; технологии нововведений (формирование технологических платформ в России, система государственной поддержки бизнеса в научно-технической сфере, методологические основы применения блокчейн-технологии для управления правами интеллектуальной собственности, управление нововведениями на предприятии); оценка объектов интеллектуальной собственности; проблемы и практика управления результатами интеллектуальной деятельности; основы теории и практики анализа больших данных в сфере интеллектуальной собственности и управления инновациями; патентная информатика и патентные исследования; бухгалтерские методы максимизации рыночной стоимости компании в условиях цифровой экономики. В рамках программы слушатели познакомятся с перспективами использования новейших технологий и методов оценки инновационной активности (Big Data, патентные ландшафты), управления финансово-экономической деятельностью инновационных компаний. Также предполагается широкое использование современных методов обучения: тренингов, деловых игр и анализа кейсов.

«В ближайшее время мы начнем разработку технических решений по выведению курса в онлайн-пространство. Сотрудники нашей кафедры имеют большой опыт в сфере дистанционного образования, поэтому мы рассчитываем на скорый запуск нашего продукта. Новизна курса в том, что мы стараемся охватить широкий спектр актуальных вопросов, по которым пока не создано образовательных курсов.  Проблемы трансформации и развитие сферы интеллектуальной собственности в России и мире под воздействием цифровых технологий, аспекты правового регулирования охраны интеллектуальной собственности и практики борьбы с незаконным использованием интеллектуальной собственности в сети Интернет. Кроме того, мы уделяем значительное внимание знакомству обучающихся с основами анализа больших данных инструментариями патентной аналитики», – комментирует Елена Богданова.

Рынку образовательных услуг нужны новые подходы к обучению в условиях перехода к цифровой экономике, а потому необходимо трансформировать существующие модели обучения, считают создатели образовательной программы. В данном случае образовательный курс как раз может использоваться как программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в области преподавания дисциплин, связанных с управлением интеллектуальной собственностью в условиях цифровой экономики.

Образовательная программа «Технологическое брокерство в наноинжиниринге и биотехнологиях»

Третьим обладателем гранта Фонда Владимира Потанина от Университета ИТМО стал творческий коллектив под руководством Владимира Виноградова, заведующий кафедрой химии и молекулярной биологии, руководитель международной лаборатории «Растворная химия передовых материалов и технологий» Университета ИТМО. Выигранный грант будет использован для реализации образовательной программы «Технологическое брокерство в наноинжиниринге и биотехнологиях», которая станет отдельной специализацией в англоязычной программе «Химический наноинжиниринг материалов». Теперь ребятам, которые поступают на эту программу, будет предоставлен выбор – уходить в фундаментальную науку или заниматься индустриальными проектами. Сама тема техноброкерства в России пока на зачаточном состоянии, а магистерских программ, где студентов могли бы обучить технологическому брокерству в области наноинжиниринга и биотехнологиях, в России попросту нет.

Лаборатория SCAMT
Лаборатория SCAMT

«Многие талантливые ученые не коммерциализируют свои разработки, оставляя их “пылиться на полке”. Происходит это потому, что люди науки редко обладают компетенциями менеджера и не знакомы даже с элементарными основами продвижения и продажи своих продуктов, не говоря уже о каких-то практичных фишках. В итоге перспективная технология остается невнедренной в жизнь человека, а сам ученый не получает выгоду от своих трудов», – комментирует Полина Хапаева, директор по развитию Химико-биологического кластера в Университете ИТМО.

Новая программа не имеет аналогов в России и за рубежом, а также разрабатывается и реализуется на английском языке с привлечением ведущих российских и зарубежных специалистов. Более того, она нацелена на формирование потока проектов, готовых к взаимодействию с потенциальными инвесторами.

«В наше время, и это подтверждает опыт топовых мировых вузов, наиболее эффективным форматом обучения является “обучение обучаясь”, то есть когда сами студенты задействуются в образовательных процессах на взаимных интересах. Этот формат лежит в основе нашей новой образовательной программы: студенты технических специальностей будут обучать студентов-брокеров и наоборот. А модульная образовательная система нашего кластера позволит привлечь лучших педагогов и специалистов компаний для участия в образовательном процессе», – комментирует Владимир Виноградов.

Владимир Виноградов
Владимир Виноградов

Программа позволит устранить разрыв между университетской наукой и компаниями, способных внедрить результаты деятельности университетов и НИУ в собственные продукты и услуги. В числе основных образовательных трендов, на реализацию которых будет направлена новая программа, грантополучатели выделяют следующие. Во-первых, обучение становится главной повседневной активностью и продолжается всю жизнь: для этого студенты будут интегрированы в существующую структуру SCAMT – лаборатории, в которой жизнь студента связана с наукой и самореализацией, то есть той самой уникальной средой, характеризующей модель Университета 4.0. Во-вторых, традиционное лекционное обучение уступит место проектному и проблемно-ориентированному.

Программа «Технологическое брокерство в наноинжиниринге и биотехнологиях» подойдет для тех, кто хочет уже в магистратуре начать свой стартап, научиться продавать новые технологии и выбирать оптимальные пути продвижения своих изобретений. Образовательный курс подразумевает микс современных технологий в области наноинжиниринга и биотехнологий с лайфхаками в области продвижения своих и не только проектов.