Анкета, составленная научно-популярным сайтом «Индикаторам», включала 21 вопрос. Как отмечают составители рейтинга, слово «научный» было ключевым при составлении вопросов. Так, анкета была нацелена на то, чтобы выяснить, сколько научных пресс-релизов было подготовлено и распространено по отечественным и зарубежным СМИ за шесть первых месяцев 2017 года, появляются ли на сайтах вузов научные новости и как часто происходит их обновление, переводятся ли пресс-релизы на английский язык, размещаются ли они на иностранных платформах (EurekAlert, AlphaGalileo), содействующих их распространению, и так далее.

Самыми «весомыми» вопросами, за которые можно было получить до шести баллов были вопросы о количестве опубликованных за полугодие релизов, частоте выкладывания англоязычных релизов на порталы EurekAlert или AlphaGalileo и о количестве публикаций о науке в зарубежных СМИ. Другие вопросы могли принести вузу от 1 до 4 баллов – так 4 балла можно было получить за наличие блока «Наука» на сайте университета и за частотность обновления новостей в нем. Не оценивались вопросы, связанные с числом ученых в вузе, спецпроектами с участием ученых университета, составом пресс-службы.

Свои впечатления от полученных анкет журналисты «Индикатора» описали в колонке.

По итогам рейтинга все университеты Проекта 5-100 поделили на четыре группы. Возглавил первую группу Университет ИТМО, который набрал 36 баллов из возможных 39 по результатам анкетирования. Также с небольшим отрывом от первого места «золота» удостоились ТПУ, НИУ ВШЭ и МФТИ. Вторая группа, куда вошли вузы, что набрали от 20 до 29 баллов, вошли ТГУ, СПбПУ, МИСиС, УрФУ, СФУ, ДВФУ, МИФИ, НГУ и РУДН. От 10 до 19 баллов и «бронзу» заслужили КФУ, ЮУрГУ, ТюмГУ и СамГУ. Остальные участники Проекта 5-100 заработали меньше 10 баллов.

Полный рейтинг. Источник: indicator.ru
Полный рейтинг. Источник: indicator.ru

«Работа с анкетами показала, что подавляющее большинство вузов Проекта 5-100 по-прежнему уделяет не слишком большое внимание позиционированию своих научных достижений в СМИ: даже при том, что максимальное количество баллов можно было получить всего за шесть опубликованных за полгода научных релизов, «шестерку» здесь получили лишь 13 университетов», – прокомментировали создатели рейтинга.

Также они посетовали, что новости на сайтах большинства вузов не похожи на «живые ленты актуальных новостей, интересных не только студенту, но и стороннему читателю». Выразили они сомнение и по поводу актуальности термина «научные коммуникации» для некоторых пресс-служб.

Как бы то ни было, в Университете ИТМО ведется системная работа по продвижению научных новостей вуза с момента появления отдела по научной коммуникации (ныне Центра научной коммуникации) в начале 2015 года. Центр тесно взаимодействует с пресс-службой университета и не ограничивается лишь поиском свежих научных публикаций, составлением пресс-релизов и распространением их по СМИ. Ученые вуза являются постоянными участниками крупных фестивалей науки, таких как GEEK PICNIC, «Кампус» (ранее «Открытый университет») и других, выступают с лекциями и мастер-классами, становятся научными экспертами для ряда региональных и федеральных СМИ.

Дмитрий Мальков
Дмитрий Мальков

«Радует, что в России все чаще предпринимаются попытки оценить коммуникационную и популяризаторскую составляющую деятельности вузов. В долгосрочной перспективе это действительно может привести к развитию научной коммуникации в университетах. Безусловно, любой рейтинг, который опирается исключительно на информацию, полученную от самих рейтингуемых, многие могут посчитать не сильно надежным. Поэтому мне кажется, что гораздо любопытнее было бы увидеть рейтинг на основе данных, собранных из открытых источников. Нечто подобное мы сейчас сами делаем, собирая данные по всем вузам и научным институтам России – всего более двух тысяч организаций», – отмечает директор Центра научной коммуникации Университета ИТМО Дмитрий Мальков

Залог эффективности работы по освещению научных открытий вуза, по мнению Дмитрия Малькова, заключается в осознании значимости научной повестки для внешней коммуникации. Чем больше подразделений вуза оказываются подвержены этой идее, тем легче и прозрачнее становится эта коммуникация.

Подробнее о результатах рейтинг читайте по ссылке

Редакция новостного портала Университета ИТМО