Лондонский офис Google, научная журналистика в Эриче и крупнейшая школа по программированию в России — куда студенты Университета ИТМО едут за новыми знаниями летом

​Учеба для студентов Университета ИТМО не заканчивается даже летом — ежегодно они направляются в разные точки земного шара, чтобы пройти профессиональную практику и побывать на стажировках в крупнейших компаниях и университетах мира. Студенческие практики давно вышли за рамки классических обязательных отработок и стали занимательным приключением и способом получить уникальный опыт. Лондонский офис Google, Bloomberg Mobile team, Школа научной журналистики в сицилийской коммуне Эриче и крупнейшая летняя школа по программированию в России — ITMO.NEWS рассказывает о самых ярких летних стажировках и практиках студентов Университета ИТМО.

Полина Полещук, магистрант второго курса, специальность «Научная коммуникация»

Летом 2017 года – стажер в Школе научной журналистики в Эриче

Университет ИТМО уже в третий раз становится участником одной из лучших мировых школ научной журналистики, которая ежегодно проходит в сицилийской коммуне Эриче. В предыдущие годы школу посетили сотрудник Управления по стратегическим коммуникациям Екатерина Боглаева, директор центра научной коммуникации Университета ИТМО Дмитрий Мальков и ведущий специалист центра Дарья Денисова. В этом году слушателем программы стала Полина Полещук, студент первой в России магистратуры по научной коммуникации. 

Эриче. Источник: личный архив
Эриче. Источник: личный архив

Воодушевившись опытом коллег, Полина отправила заявку на участие в школу научной журналистики в Эриче в начале весны, а в конце апреля студентке одобрили заявку. К слову, подача заявок обычно стартует в начале весны и заканчивается в апреле. Для рассмотрения кандидатуры потенциальный слушатель должен прикрепить мотивационное письмо и CV.

Темы дискуссий и лекций этого года – гражданская наука, исследования темной энергии и темной материи, громкие заголовки и политика эмбарго в журналистике, а также нетворкинг и многое другое. 

«Четыре дня были долгими как месяц и быстрыми как один миг. К девяти утра - на лекции о космической журналистике, проблемах хайповых заголовков и чудесах лазерных интерферометров, дискуссии о медиакоммуникациях и прогнозах существования внеземной жизни. На десерт невероятной красоты виды из четырехсотлетней церкви, ставшей по иронии судьбы конференц-залом для научных мероприятий с запечатленным на кафедре уравнением Дирака, и, конечно, прекрасные люди со всех уголков земного шара. С ними мы обязательно будем "stay in touch", как много раз повторялось на прощанье», — рассказывает Полина Полещук.

Самыми захватывающими, по словам студентки, были лекции о темной энергии и темной материи из первых уст, самыми полезными — рассказы о научной коммуникации от студентов других стран, а самым впечатляющим фактом стала стоимость Европейской южной обсерватории. Оказывается, она стоит столько же, сколько стадион «Санкт-Петербург Арена» — миллиард долларов.

«Для меня был важным тот факт, что тема школы была близкой мне. Речь шла об отражении в медиа последних прорывов в изучении Вселенной. Так как моя магистерская диссертация посвящена сравнению коммуникационных практик "Роскосмоса" и ведущих космических гигантов, я поняла, что приехать в Эриче мне необходимо»,  поделилась студентка.

Участники Школы научной журналистики в Эриче. Источник: личный архив
Участники Школы научной журналистики в Эриче. Источник: личный архив

Всего в школе приняли участие более 35 участников из России, Бельгии, Великобритании, Португалии, Испании, Японии, Бразилии, Чили, Италии и других стран. Участники объединились в живописном сицилийском месте, чтобы сделать ближе международную научную коммуникацию и перетряхнуть знания о Вселенной, физике частиц и последних достижениях гравитационно-волновой астрономии. 

«Дело даже не в самой школе и не в лекциях о физике частиц и происхождении Вселенной, которые проходят в 400-летней церкви. И не в том, что одновременно на горе могут проходить не одна, не две и даже не десять таких школ по разным наукам. Вся суть в том восторге, в котором ты пребываешь, держа в руках визитку 23-летнего шотландца Colum Turner с надписью "научный коммуникатор". Как радуешься, слыша от Марты из Португалии, что они тоже пьют за науку, да еще и без всяких презентаций. Как удивляешься, слыша о том, что никто не был готов к катастрофе в Фукусиме, когда ни ученые, ни обычные люди не знали, как справиться. И вновь понимаешь: порой научной коммуникации нужен пинок, будь то Челябинский метеорит, цунами или что-то еще», — говорит Полина.

Полина Полещук. Источник: личный архив
Полина Полещук. Источник: личный архив

Григорий Шовкопляс, студент четвертого курса, кафедра компьютерных технологий

Летом 2017 - преподаватель в Летней Компьютерной Школе

Летняя компьютерная школа (ЛКШ) — это летняя школа для учащихся 6-10 классов, увлеченных программированием. В ЛКШ в первую очередь учат алгоритмическому программированию и решению олимпиадных задач. Фактически, это крупнейшая подобная школа в России и ближайшем зарубежье. Здесь готовят будущих программистов-чемпионов российских и зарубежных турниров по программированию.

ЛКШ проходит в две смены (июльскую и августовскую), в каждую из которых приезжают около 200 школьников со всей России и из-за рубежа — от начинающих до сильнейших школьников страны. ЛКШ проводится на загородной базе отдыха: школьникам удается совмещать интенсивные занятия с активным отдыхом.

В этом году школа проходит в лагере «Электроник» в 30 километрах от Костромы, в сосновом бору на берегу реки Волги. Григорий Шовкопляс, некогда проходивший  обучение в ЛКШ школьником, теперь преподает здесь сам.

«ЛКШ приятно отличается от всевозможных стажировок тем, что вместо того, чтобы сидеть в потном офисе и смотреть, как солнце слепит тебе глаза, ты находишься на природе и совмещаешь приятное с полезным. Для меня также важно, что, будучи школьником, я получил большой толчок в развитии именно в ЛКШ, поэтому сейчас быть уже на месте преподавателя и также развивать детей, как когда-то развивали меня, кажется мне крайне полезным и интересным», — поделился студент.

Источник: Личный архив
Источник: Личный архив

ЛКШ проходит в формате летнего лагеря для школьников. Здесь все как обычно: подъем, зарядка, линейка, завтрак, полдник, обед и ужин. Между завтраком и обедом с перерывом на полдник каждый день проходят две учебные пары по два часа – теория и практика. После обеда школьники доделывают начатую работу, участвуют в различных турнирах, в том числе спортивных, ходят на специальные курсы и в различные клубы. 

«Я являюсь старшим преподавателем одной из учебных групп. Читаю большинство лекций, направляю моего младшего преподавателя и в какой-то мере выполняю функции вожатого. Большинство преподавателей здесь - это студенты, но есть и преподаватели с огромным стажем вроде тренера команды Университета ИТМО Андрея Станкевича, который считается лучшим в мире педагогом по олимпиадному программированию. Он директор ЛКШ в этой смене, под руководством Андрея Станкевича я и работаю. Здесь я сам развиваюсь как преподаватель и нередко во время подготовки к лекциям узнаю что-то новое либо закрепляю старые знания. Из студентов ИТМО в этой смене здесь, кроме меня, преподают еще человек пять», — рассказал Григорий.

Сергей Лепешов, студент четвертого курса, кафедра световодной фотоники

Летом 2016 года – стажер в Университете Астон (Бирмингем, Англия)

Университет Астон. Источник: личный архив
Университет Астон. Источник: личный архив

В августе 2016 года студент ездил в Университет Астон, находящийся в городе Бирмингем (Англия), для прохождения двухнедельной стажировки, в рамках которой под руководством доктора Андрея Городецкого студент обучался техникам терагерцовой спектроскопии с временным разрешением и выполнял работы по гранту Российского фонда фундаментальных исследований, посвященному наноструктурированным терагерцовым антеннам.

«Моей задачей было провести спектроскопические измерения терагерцовых фотопроводящих антенн – наиболее перспективных кандидатов на роль широкополосных терагерцовых источников на настоящий день. Для повышения их эффективности мы внедряли в них металлические и диэлектрические наноантенны.  На тот момент доктор Городецкий работал в научно-исследовательской группе профессора Рафаилова, известной своими исследованиями в области оптоэлектроники и биомедицинской фотоники. Группа преимущественно состояла из ученых, эмигрировавших из России, поэтому проблем с коммуникацией не было. С другой стороны, наличие в группе англоговорящих сотрудников и студентов и общение с ними значительно улучшило мой английский и помогло с адаптацией в городе. Кстати, Бирмингем, в центре которого находится Университет Астон, является вторым по величине городом Англии и крупным транспортным узлом для очень развитого в стране железнодорожного транспорта. Это позволило мне в свободное от работы время путешествовать по небольшому, но богатому достопримечательностями Соединенному Королевству. Полученный в ходе стажировки экспериментальный опыт позволил мне вернуться в Университет Астон в декабре того же года для продолжения моих исследований и разработки новых терагерцовых антенн», — рассказывает Сергей.

Установка для исследований. Источник: личный архив
Установка для исследований. Источник: личный архив

Виктория Ерохина, студентка первого курса, кафедра компьютерных технологий

Летом 2017 – стажер в Google в Лондоне

В конце первого семестра мне захотелось провести лето с пользой – приобрести практические навыки в IT-сфере и почувствовать себя программистом в крупной компании. В январе я прошла интервью в лондонском офисе Google, и с 3 июля по 22 сентября я участвую в стажировке, которая предполагает работу в команде Android и написание полноценного проекта.

В моей команде около 30 человек, я работаю полный рабочий день, под руководством разработчика программного обеспечения. Рабочий процесс устроен следующим образом: первые две недели я буду изучать необходимые материалы, слушать лекции и осваиваться и только после этого приступлю непосредственно к написанию кода. Суть проекта, над которым я буду работать, в том, чтобы дать компаниям возможность управлять распределением приложений среди своих сотрудников. Это является важной частью проекта Android for Work, который позволяет отделить рабочие приложения от личных.

Виктория Ерохина. Источник: личный архив
Виктория Ерохина. Источник: личный архив

Юрий Бондарчук, студент первого курса, кафедра компьютерных технологий

Летом 2017 – стажер в Bloomberg в Лондоне

Я буду работать в команде мобильной разработки в Bloomberg. Ключевой продукт Bloomberg — Bloomberg Terminal — компьютерная система, позволяющая специалистам в области финансов и других отраслей промышленности пользоваться сервисом Bloomberg Professional, через который пользователи могут в реальном времени контролировать и анализировать движение финансового рынка.

Для владельцев терминалов разрабатываются мобильные и веб-приложения для доступа к терминалу. Этот продукт называется Bloomberg Anywhere. Моей задачей будет перенос функционала из Bloomberg Terminal в мобильное приложение Bloomberg Anywhere.

Юрий Бондарчук. Источник: личный архив
Юрий Бондарчук. Источник: личный архив

Я работаю под руководством опытного разработчика под iOS в команде из шести человек. У меня есть team leader и mentor. Ментор – это человек, который помогает мне с любым вопросом. Очень круто, что я могу спрашивать сколько угодно и он все равно ответит мне и объяснит. Стажировка оплачивается. У нас был небольшой вводный курс о том, как пользоваться Bloomberg Terminal. Всему остальному учит команда в процессе работы. 

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба