Изобретаем кондиционер: как работает гаджет, собравший сто тысяч долларов на Indiegogo

Изобретаем кондиционер: как работает гаджет, собравший сто тысяч долларов на Indiegogo

Петербургская команда Evapolar, базирующаяся в бизнес-инкубаторе QD при Университете ИТМО, запустила кампанию на краудфандинговой площадке Indiegogo и успешно собрала более ста тысяч долларов еще до ее завершения. Эти средства пойдут на производство персональных кондиционеров – настольных гаджетов, которые одновременно охлаждают, увлажняют и очищают воздух в помещении. О том, как работает инновационное устройство и как стартап может открыть никем не занятую нишу для бизнеса, рассказывает генеральный директор Evapolar Евгений Дубовой.

Как работает ваш кондиционер и чем он отличается от тех, что уже есть на рынке?

Начну с того, что получить холод сложнее, чем тепло: нагревание воздуха происходит в процессе горения, трения или при пропускании тока по проводу. Если же вы хотите его охладить, есть два основных способа. Первый используется в обычных сплит-системах, когда паразитное тепло отводится на внешний блок, а второй встречается в природе – холод получается за счет испарения. Жидкость переходит в газообразное состояние, происходит поглощение тепла. Минус в том, что интенсивность этого процесса зависит от площади водной поверхности. То есть, если вы стоите на берегу озера и дует ветер, вам становится прохладно, но если намочить тряпочку и подуть на нее, то эффект охлаждения будет гораздо меньше. Поэтому испарительные кондиционеры обычно довольно крупные.

Университет ИТМО. Евгений Дубовой.
Университет ИТМО. Евгений Дубовой.

Мы решили этот вопрос за счет использования специального материала на основе минеральных базальтовых волокон. Картриджи большинства кондиционеров делают из материала на основе целлюлозы, толщина волокон там составляет около 200 микрон, а у нас – всего несколько нанометров. У нашего материала выше пористость, больше площадь активной рабочей поверхности, поэтому в итоге нам удалось упаковать мощность большого кондиционера в маленький корпус и получить несколько технологических преимуществ. В Evapolar нет самой уязвимой части испарительных кондиционеров – насоса, картридж сам хорошо пропитывается водой за счет капиллярного эффекта. Еще с испарительными кондиционерами есть важная проблема: картридж постоянно влажный, и на нем очень быстро развиваются микроорганизмы, воздух приобретает «болотный» запах сырости. У нас такой проблемы не возникает, потому что материал неорганический, для микроорганизмов просто нет питательной среды.

По сути, это открывает новую эру персонального микроклимата. Обычно в офисах приходится драться за пульт от сплит-системы – тому, кто сидит близко к кондиционеру, обычно холодно, в то время как всем остальным жарко. Evapolar можно поставить к себе на стол и никому не мешать. Еще мы можем принести эту технологию в те регионы, где горячий период длится недолго. В средней полосе России, например, жарко три месяца в году, в Петербурге – месяц, да и то не каждый год, поэтому у нас на рынке просто нет испарительных охладителей: они слишком большие, их некуда деть зимой, а персональный кондиционер можно просто закинуть на антресоли. Третий момент – очистка воздуха. Мы прогоняем его через тонкие каналы пластин картриджа, крупные и средние частицы пыли оседают на нем. Соответственно, менять картридж нужно через 8-12 месяцев использования.

Изобретаем кондиционер: как работает гаджет, собравший сто тысяч долларов на Indiegogo.
Изобретаем кондиционер: как работает гаджет, собравший сто тысяч долларов на Indiegogo.

Evapolar может заменить «большой» кондиционер?

Он может охладить ваше персональное пространство  три-четыре квадратных метра, максимум пять. Если дать время, охладит небольшую комнату. Ставите его рядом с собой и получаете локальную зону прохлады, как костер – источник тепла, так и здесь – небольшой источник холода.

По охлаждению есть некоторые природные ограничения, которые можно посчитать по психрометрическим таблицам. Если влажность воздуха в помещении составляет 40-50%, а температура – 28°C, то максимум, до которого можно охладить его с помощью испарения, составляет 19-20°C. С Evapolar – в районе 21-22°C. У нас часто спрашивают, что происходит с влажностью. Из нашего кондиционера выходит сильно увлажненный воздух, но он сразу смешивается с воздухом в комнате, и эффект получается оптимальным. Evapolar является персональным устройством, поэтому влияние на общий климат в большой комнате незначительное. Естественной циркуляции воздуха достаточно, чтобы не образовывалась избыточная влажность. 

Насколько вообще востребовано персональное кондиционирование?

Мы общались с большим количеством людей, интерес в таких устройствах есть, особенно среди тех, кто работает в условиях open space. Центральное охлаждение даже в офисах класса А в жаркие дни не справляется и не дает температуру, которая была бы комфортна всем. Иногда бывает сложно поставить обычный кондиционер, допустим, в съемном помещении. Плюс это не просто охлаждение воздуха – устройство создает персональный климат, который наиболее подходит для человека, влажность, при которой не портятся кожа и волосы.

Материал картриджа.
Материал картриджа.

А для чего еще можно использовать материал картриджа?

Его разработал мой отец как фильтрующий материал с экранирующими свойствами. Изначально для военных целей – базальт хорошо подходит для защиты от радиации. За счет специальной пористой структуры данный материал получил способность впитывать большое количество воды и при этом не разбухать, что позволило эффективно применить его для испарительного охлаждения. Сейчас он используется для охлаждения воздуха в московском метро. Там даже не нужны вентиляторы, поток воздуха образуется за счет движения поезда в тоннеле. Капиллярный эффект, из-за которого материал легко насыщается влагой, мы обнаружили фактически случайно, создали новую компанию, и я делегировал ей право на эксклюзивное использование этого материала для бытовых целей.

В одном из интервью ваш партнер Владимир говорил о том, что стартапы бывают основаны на идее и на технологии, и Evapolar относится ко вторым. В чем разница и в каком направлении вы бы посоветовали развиваться начинающим предпринимателям?

К нам в руки попала технология, и мы думали, к чему ее применить. Было несколько путей развития – мы могли делать маленькие устройства, могли делать большие, промышленные, какие угодно. То есть мы не решили сразу делать персональный кондиционер, а работали сначала над бизнес-решением, над тем, как можно воплотить технологическую идею в жизнь, чтобы люди пользовались результатом каждый день.

Изобретаем кондиционер: как работает гаджет, собравший сто тысяч долларов на Indiegogo.
Изобретаем кондиционер: как работает гаджет, собравший сто тысяч долларов на Indiegogo.

Большинство инноваций рождается на стыке нескольких идей. Самый популярный продукт из этой области – портативный холодильник, в который дополнительно засунули USB-зарядку и магнитофон. Большинство стартапов сейчас развивается именно так: инновации из разных областей собираются вместе. Например, берем шлем виртуальной реальности и применяем его в медицине  так рождается новый проект. Мне кажется, это уже проверенный и оптимальный способ.

Как вы развиваете свой бизнес?

Если бы мы решили делать устройства, которые охлаждают всю комнату, то нам пришлось бы бороться за рынок с высокой конкуренцией, каждый раз объяснять, в чем наше преимущество. Но ниша персональных кондиционеров никем не занята, только в Китае делают разные брызгалки и называют это «персональный кондиционер», поэтому нам легко дистанцироваться от других компаний. Продажа самого материала не является очень прибыльным бизнесом. Кроме того, нам было обидно, что эти технологии недоступны людям в быту, поэтому мы приняли решение создавать и развивать в рамках стартапа Evapolar свой продукт.

В бизнес-инкубаторе QD мы не находимся постоянно, но используем площадку Университета ИТМО, ФабЛаб. Люди, которые здесь работают, помогают нашей команде. Всего в ней шесть человек: я и Владимир Левитин – основатели, еще есть маркетолог, инженер-электронщик, CAD инженер и специалист, который занимается продвижением в социальных сетях.

Команда Evapolar.
Команда Evapolar.

В сентябре мы запустили сбор средств на Indiegogo, нам нужно было собрать как минимум сто тысяч долларов, чтобы сдержать обязательства перед теми, кто нас поддерживает, и выпустить среднюю партию кондиционеров. После серии публикаций в СМИ мы уже собрали эту сумму, хотя до завершения кампании еще около двух недель. Вообще краудфандинг – это скорее тест, проверка, сможем ли мы продать какое-то количество кондиционеров зимой, когда они уже мало кого интересуют, да еще и на условиях предзаказа. Это вселяет уверенность, что следующим летом продажи у нас будут идти хорошо. Инвестиции тоже важны: чем больше средств нам удастся привлечь, тем быстрее пойдет рост компании.

Беседовал Александр Пушкаш,

Редакция новостного портала Университета ИТМО

 
Архив по годам: