Road Accident Solver – бывший проект-участник акселерационной программы Future Technologies Университета ИТМО. Уже более шести лет компания специализируется на создании и запуске механизмов автоматизированного анализа ДТП и автоматическом заполнении Европротокола. Так, попавший в ДТП человек может ввести данные в систему, которая формирует Европротокол, его можно распечатать и приехать с ним в страховую компанию. Это позволяет полностью исключить человеческий фактор и влияние страховщиков на месте аварии. Также значительная часть проекта – карта мест ДТП, которая формируется благодаря самим пользователям, нуждающимся в разборе дорожного происшествия. Система также помогает страховым компаниям бороться с мошенниками, которые имитируют ДТП, чтобы получить компенсацию. Кроме того, Road Accident Solver помогает специальным службам, например, ГИБДД, сконцентрироваться на наиболее проблемных местах дорожной цепи. Подробнее о проекте его основатель Евгений Тюлькин рассказал в интервью для ITMO.NEWS.

Компания TOO IT Creation, с которой теперь сотрудничают создатели Road Accident Solver, специализируется на цифровизации Казахстана и развитии «умных городов» и сотрудничает с правительством республики. С помощью внедрения разработки Road Accident Solver в Казахстане планируется снизить количество ДТП с летальным исходом. Так, петербургский проект получит 10 миллионов долларов на пятилетний проект, в ходе которого специалисты будут помогать с цифровизацией в нескольких городах Казахстана, среди которых Нур-Султан, Костанай, Усть-Каменогорск и Тараз.

Road Accident Solver. Источник: dtpmaster.ru
Road Accident Solver. Источник: dtpmaster.ru

«Сегодня Казахстан демонстрирует одни из самых чудовищных показателей смертности людей в ДТП по всему миру. Так, в Казахстане на 100 тысяч человек приходится 24,2 смертей в год. Наша система очень нужна в этой стране, ведь мы знаем, что существующих механизмов, например, видеокамер недостаточно, они не влияют на безопасность дорожного движения. Сегодня есть возможности – математический аппарат, эксперты, но не хватает качественного инструмента – компьютерной программы. Мы говорим о сложных антропогенных процессах и о сложных решениях. Сегодня на рынке наш продукт – единственный рабочий инструмент, поэтому нам уже удалось привлечь внимание нескольких стран, среди которых Киргизия, Турция, Украина. Сегодня мы ведем переговоры с пятью странами СНГ и одной страной Евросоюза. При этом в некоторых из этих стран нашу систему жители используют уже давно, но, чтобы переломить статистические показатели, необходимо работать централизованно при серьезной поддержке со стороны правительства. В России, например, мы таковой пока ни разу не получили», - прокомментировал Евгений Тюлькин.

В рамках контракта между проектом и COO IT Creation экспертам предстоит произвести оцифровку дорожной ситуации в стране – весь проект планируется реализовывать в течение пяти лет. Несмотря на длительный срок реализации проекта, основатель Road Accident Solver Евгений Тюлькин уверен, что уже через полтора года службы получат полное видение проблемных зон и причин их появления на дорогах Казахстана.

Road Accident Solver. Источник: dtpmaster.ru
Road Accident Solver. Источник: dtpmaster.ru

«Доступ к нашему продукту предоставляется всем на пользовательском уровне. В случае если жители страны используют систему, а правительство нет, собранная база данных неэффективна, ведь она не используется ни различными службами, ни коммерческими организациями, которые могут обрабатывать информацию. Это происходит, потому что у них нет доступа к рабочим кабинетам – инструменту обработки вводной информации и прогнозирования ДТП. В случае с Казахстаном мы предоставляем доступ к этому рабочему инструменту. Совместно мы анализируем вводные и исходные данные и получаем картину различных сегментов дорожной сети. Те выводы, которые мы произведем с помощью нашей разработки, помогут в короткие сроки и с небольшим бюджетом спасти жизни людей», – объяснил Евгений Тюлькин. 

Инструмент позволит службам оперативно принимать решения по предотвращению и профилактике происшествий на дорогах. Так, если эксперты поймут, что в ближайшее время на одном из участков дорожной цепи может произойти серия ДТП в связи с превышением скорости, то эксперты смогут ограничить скоростной режим в этом месте с помощью дорожных знаков, лежачих полицейских и других инструментов.

Дорожное движение в Нур-Султане. Источник: shutterstock.com
Дорожное движение в Нур-Султане. Источник: shutterstock.com

Выгодоприобретателями внедрения такой системы на государственном уровне становятся сразу несколько сторон. Первая – сами граждане страны (сегодня 30 % жертв ДТП в Казахстане составляют дети). Вторая – государство. Так, в двух из трех случаев жертвами ДТП в Казахстане становятся молодые мужчины в возрасте от 18 до 45 лет. Члены семей, которые утратили кормильца, попадают в сложную финансовую ситуацию, при этом ежегодно на поддержку семьи с двумя детьми, оставшейся без кормильца, в Казахстане выделяется более 400 тысяч тенге, столько же составляет ежегодное пособие по инвалидности. Система позволит снизить количество смертей, соответственно, снизить количество выплат по несчастным случаям и не терять налогоплательщиков. Еще один выгодоприобретатель – страховые компании (борьба с выплатами страховыми компаниями средств мошенникам).  

«Помимо программы, у нас сегодня уже функционирует устройство, которое активирует повышенное внимание водителя. Мы добились снижения аварийности на 30 % за счет удержания внимания водителя на должном уровне. За это отвечают специально разработанные алгоритмы, которые через девайсы воздействуют на водителя таким образом, что вероятность попадания в аварию становится минимальной. Эта разработка лежит в области инженерной психологии. Я думаю, это устройство в будущем станет частью автомобилей. Аналогов такой разработки сегодня не существует, и она запатентована нами. Кроме того, с помощью этого же устройства мы добились того, что у водителя пропадает эффект тоннельного зрения, а это очень серьезное достижение, потому что некоторые тяжелые виды ДТП происходят именно по этой причине. Еще одно достижение – водители воспринимают 100 % дорожной информации (знаков), а не 5-10 %, как обычно. Сегодня у нас много инструментов, которые позволяют водителю быть в безопасности. Наш проект намного шире, чем может показаться на первый взгляд. Это не просто IT-продукт, который позволяет разобрать виновность в ДТП. Наша глобальная цель – сделать дороги безопасными», – объяснил Евгений Тюлькин.

Евгений Тюлькин
Евгений Тюлькин

Сегодня проект Road Accident Solver совместно с Санкт-Петербургским университетом МВД России в рамках некоммерческого соглашения проводит совместные научные исследования и пилотный запуск продукта в Московском районе Санкт-Петербурга. Результаты этих исследований будут предоставлены в МВД России, по которым уже будет принято решение о внедрении похожих разработок в России с целью снижения аварийности на дорогах.

По словам Евгения Тюлькина, для экспертного сообщества и представителей власти сегодня проект предлагает расширенный пакет инструментов по расследованию и анализу причин ДТП. Например, недавно эксперты включили функцию определения скорости в момент фронтального наезда, а также определения технической возможности водителя избежать наезда на пешехода. Сегодня пакет включает 28 инструментов, которые покрывают сложные случаи ДТП – все их планируется использовать при сотрудничестве с Казахстаном и другими партнерами.