Глобальная премия инновационных проектов в области светового дизайна LIT Design Awards была создана и впервые проводилась в прошлом году. Ее цель — открывать и показывать миру, а также международному профессиональному сообществу работы талантливых светодизайнеров из разных стран. Организатором премии является Farmani Group — организация, которая базируется в Лос-Анджелесе и ежегодно курирует и проводит престижные конкурсы фотографии и дизайна, в том числе один из самых известных международных конкурсов The Lucie Awards for Photography.

В жюри премии — 14 международных экспертов в области световой индустрии. Это профессора европейских университетов, а также представители профессиональных сообществ PLDC, IES, IALD, GLA, RULD, эксперты в области архитектурного, интерьерного и экстерьерного освещения, производства световых решений, сценического дизайна Бродвея.

Премия включает 33 профессиональные подкатегории в категории «промышленный световой дизайн» и 25 профессиональных подкатегорий в категории «светодизайнер года». При этом жюри также поощряет студенческие работы, для которых предусмотрен отдельный блок номинаций.

 Источник: litawards.com
Источник: litawards.com

В конце января оргкомитет премии объявил итоги конкурса: в число победителей вошли два студенческих проекта, авторами которых являются магистранты Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО Дарья Чиримисина и Валерия Молодовская. Еще один проект, который разрабатывается исследователями Университета ИТМО во главе с доцентом кафедры Высшая школа светового дизайна Николаем Матвеевым и художниками «Lux Aeterna Theatre» (Будапешт, Венгрия), стал одним из лучших профессиональных проектов конкурса.

«Несмотря на то что это был наш первый опыт, результаты конкурса превзошли ожидания: мы познакомились с сотнями сильных проектов, а также получили большое количество хороших отзывов от дизайнеров по всему миру, что доказывает, что мы не зря привлекаем внимание к проблеме развития светового дизайна, — комментируют итоги премии Хоссейн Фармани и Эллен Хемминг, основатели LIT Design Awards. — Главной целью конкурса являлось участие дизайнеров, которые могут экспериментировать со светом, выполняя исследования в разных областях, развивать технологии, которые способны взаимодействовать с нашими чувствами, улучшать повседневную жизнь человека. И проекты, которые были представлены дизайнерами Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО, а также работа по улучшению световой среды Санкт-Петербурга, которую проводит Наталья Быстрянцева, руководитель Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО, показывают очень высокое качество».

AETHER

Проект AETHER — результат сотрудничества магистранта Высшей школы светового дизайна Дарьи Чиримисиной с командой магистрантов и аспирантов кафедры вычислительной техники Университета ИТМО, в которую вошли четыре программиста — Павел Корепанов, Наталия Купсик, Аркадий Иващенко и Александр Гайош. Разработка проекта началась еще в октябре прошлого года. Отправной точкой стала концепция нейротеатра, одним из создателей которой является петербургский художник Юрий Дидевич (подробнее о нейротеатре мы писали здесь). Однако авторы AETHER существенно пересмотрели тему, делая акцент не на актере, а на обычном человеке — любом зрителе, который может прийти и стать участником инсталляции.

Проект объединяет два независимых пространства: в первое помещается один зритель, который надевает нейроинтерфейс, во втором же находятся несколько участников. У них нет нейроинтерфейсов, однако с помощью камеры, установленной во второй комнате, человек, надевший интерфейс, может следить за их поведением и речью. Постепенно действия группы вызывают у него определенную реакцию. Нейроинтерфейс считывает мозговую активность и передает эти показатели на компьютер, где с помощью специального программного обеспечения эта информация структурируется, после чего программа определяет несколько эмоциональных состояний. Пока авторы проекта работают с четырьмя эмоциями, среди которых гнев, счастье, грусть и равнодушие. В зависимости от состояния человека одна из этих эмоций в виде графических образов транслируются на экран, расположенный во второй комнате. Таким образом, группа зрителей, которая первоначально не видит человека с нейроинтерфейсом, может наблюдать его реакцию на свое поведение. Контент всегда различен и зависит от эмоций, при этом он влияет на поведение всех участников.

Проект AETHER. Источник: litawards.com
Проект AETHER. Источник: litawards.com

«Почему мы называем свою инсталляцию театром? Хотя у нас нет актеров или одного конкретного режиссера, мы показываем, что актерами, режиссерами, сценографами являются все присутствующие. Мы сознательно отходим от концепции субъект-объектных отношений, здесь все влияют на всех. И современные технологии позволяют нам определять, как именно мы влияем на других, и в конечном счете визуализировать это, — говорит Дарья Чиримисина. — В этом проекте мы ставим проблему анонимности в современном мире. Ведь сейчас, особенно в условиях цифрового пространства, человек далеко не всегда несет ответственность за свои слова и поступки. Наша инсталляция, в свою очередь, позволяет визуализировать эти аспекты. В итоге человек может понять, как его поведение, слова, поступки меняют тех, кто находится вокруг».

На начальном этапе реализации проекта команда провела эксперимент, при котором испытуемым с нейроинтерфейсам показывали четыре блока картинок, каждый блок — изображения, иллюстрирующие одну из четырех выбранных эмоций. Показания с нейроинтерфейсов записывались, и в итоге разработчики собрали базу данных. С помощью машинного обучения удалось определить, за какое эмоциональное состояние отвечает каждый результат энцефалограммы, а впоследствии разработать программу, которая будет считывать эмоции зрителей и представлять их в виде аудиовизуального контента.

Дарья Чиримисина
Дарья Чиримисина

Проект был признан победителем в категории «Проекционное/театральное освещение». Однако после конкурса работа над ним не закончится. В ближайшее время авторы намерены доработать программную часть, а через несколько месяцев — представить готовый проект на одной из площадок города. В перспективе авторы также планируют существенно расширить спектр эмоций, с которыми сможет работать программа.

Энергоэффективные аксессуары в световом дизайне

Проект создания «умных» украшений, которые могут использовать энергию солнечного света и тепла человеческого тела, на конкурсе LIT Design Awards представила магистрант Высшей школы светового дизайна Валерия Молодовская. Концепция украшений основана на материале KBNNO. Его создателем является Янг Бай (Yang Bai), ученый Университета Оулу (Финляндия). В прошлом году он представил результаты работы, в которой исследовал свойства этого материала и его способность вырабатывать электричество сразу из трех источников — света, тепла и механической энергии.

Основная цель, которую ставит перед собой автор проекта, заключается в том, чтобы определить и найти наиболее эффективный способ реализации вырабатываемой человеком энергии, а также преобразовать полученную энергию в эффективный источник света, тепла и электроэнергии.

Проект создания «умных» украшений. Источник: litawards.com
Проект создания «умных» украшений. Источник: litawards.com

«Сотрудников Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО очень заинтересовала работа доктора Янга Бая, и они решили представить его проект на международной научно-практической конференции Световой дизайн в октябре 2017 года как новый инновационный материал глобального будущего в развитии энергоэффективности городов. Параллельно с этим я представила ему несколько идей по поводу того, как можно внедрить эту разработку непосредственно при создании умных аксессуаров. Позже он привез нам несколько образцов материала, после чего я смогла приступить к более детальной проработке своего проекта. Кроме того, в процессе формирования концепции я активно консультировалась с медицинскими специалистами, так как, помимо энергосберегающего аспекта, вижу и другие потенциальные сферы применения этой разработки», — рассказывает Валерия Молодовская.

В планах Валерии разработать несколько украшений. Первый вариант — это кольцо, которое способно поглощать энергию света и использовать тепло тела человека. Второй — браслет, который также может использовать энергию света и тепла для подзарядки плеера и телефона. Третий вариант разрабатываемых украшений — нательный кулон, который может поглощать и преобразовывать энергию света и тепла тела, а также считывать давление. Однако в процессе изучения вопроса Валерия предполагает заменить кулон на клипсу, которая потенциально могла бы визуализировать изменение физического состояния человека — например, показывать изменение давления. И наконец, четвертый — это обувь, которая потенциально сможет поглощать энергию с помощью давления во время бега, ходьбы, а впоследствии использовать эту энергию для зарядки музыкального плеера во время занятий спортом.

Проект создания «умных» аксессуаров Источник: litawards.com
Проект создания «умных» аксессуаров Источник: litawards.com

Основная задача, которую предстоит решить в будущем — определить, как вырабатывать максимум энергии с учетом чрезвычайно маленькой площади украшений, разработать программное обеспечение и непосредственно дизайн аксессуаров. Проект был признан лучшим в категории «Энергосберегающее освещение». Приступить к практической реализации Валерия планирует в течение ближайших четырех месяцев.

VGoray

Победителем среди профессиональных работ, представленных на конкурс в категории «Healthcare Lighting», был признан проект VGoray, который его авторы характеризуют как «Искусство идеального благополучия». Проект основан на аудиовизуальном сценарии, разработанном с помощью лазерной проекции и звука. Основная цель авторов — разработка мобильных сред, которые могут использоваться в разных помещениях для снижения стресса, улучшения эмоционального состояния и повышения производительности на рабочих местах.

«В первую очередь VGoray — это аудиовизуальная среда. С технической точки зрения она включает в себя лазерно-проекционную систему со специальным набором оптики, которую мы рассчитываем в том числе с привлечением специалистов кафедры прикладной компьютерной оптики Университета ИТМО. С точки зрения контента — другая команда, которая находится в Венгрии, разрабатывает специальный музыкальный ряд и визуальные образы, которые мы здесь как раз и воплощаем в оптику и «железную» часть. В сумме же мы получаем решение комплекта оборудования для создания аудиовизуальной среды», — рассказывает руководитель проекта Николай Матвеев.

Николай Матвеев
Николай Матвеев

Проект начался в 2009 году как творческое сотрудничество специалистов тогда еще кафедры твердотельной оптоэлектроники и художников театра «Lux Aeterna» (Будапешт, Венгрия), который занимается созданием светомузыкальных представлений для планетариев.

Новое развитие он получил в 2013 году после того, как идеей заинтересовались медики и предложили адаптировать используемые художественные методы для разработки программ релаксации и антистрессовой терапии. Впоследствии в течение двух лет разработчики консультировались с медицинскими специалистами, а в 2015 году провели первые экспериментальные исследования совместно с кафедрой общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика Павлова. Тогда же на основе проведенных исследований авторы опубликовали первые научные работы.

Проект VGoray. Источник: litawards.com
Проект VGoray. Источник: litawards.com

Сегодня его разработка продолжается в том числе при участии финских специалистов. В течение ближайших месяцев авторы проекта планируют начать тестирование разработки в ряде компаний в Финляндии. Кроме того, в перспективе разработкой могут заинтересоваться медицинские учреждения.

Добавим, что летом 2018 года 40 лучших проектов, заявленных на LIT Design Awards 2017, отправятся на выставку LIT Winner's, которая состоится в Токио. Участников, которые смогут показать свои разработки, выберет основатель премии Хоссейн Фармани.