Световой дизайн-2017: почему свет – драйвер развития экономики города

Как создаются инструменты анализа современного города и для чего они нужны мировому профессиональному сообществу, как big data меняют подход к проектированию световой среды города и может ли свет создавать бренд городов? С 12 по 13 октября на Новой сцене Александринского театра прошла IV Международная научно-практическая конференция «Световой дизайн», участники которой обсудили новые подходы и лучшие зарубежные и отечественные практики в области проектирования световой среды. Событие представляет собой открытую международную площадку для поиска новых идей, способов и инструментов работы со светом. В этом году конференция собрала свыше 500 архитекторов, светодизайнеров, инженеров, художников, урбанистов, специалистов в области IT, мультимедиа- и смарт-технологий, а также ученых, студентов, представителей органов власти и топ-менеджмента российских и зарубежных компаний.

Конференция проводится ежегодно Высшей школой светового дизайна Университета ИТМО и творческим объединением светодизайнеров RULD. Ее главные задачи — представлять лучшие зарубежные и отечественные практики в области светового проектирования, выявлять наиболее актуальные тенденции развития технологий будущего, находить новые приемы работы со светом, а также развивать качественные междисциплинарные образовательные и научно-исследовательские программы и интегрировать в них бизнес-сообщество. В этом году, помимо светодизайна, событие затронуло актуальные проблемы улучшения качества городской среды и жизни, туризма, искусства, социологии, дизайна и информационных технологий.

Как подчеркнул на церемонии открытия Владимир Васильев, ректор Университета ИТМО, комплексный подход и движение в сторону развития междисциплинарных направлений и проектов — тенденции, которые набирают все большие обороты в различных областях научных исследований. Важность такого подхода видят и в Университете ИТМО, где два года назад была создана Высшая школа светового дизайна, работа которой ведется на стыке искусства, науки и информационных технологий.

«Университет ИТМО, безусловно, имеет свои традиционные направления: это информационные технологии, фотоника, биотехнологии, на которых мы фокусируемся. Но в последние годы наши традиционные компетенции мы стали развивать и в других областях. С этим связана организация кластера Art&Science, кроме того, мы двинулись в медицину, урбанистику, в том числе начав работу в социальных и творческих сферах. Два года назад у нас открылась Высшая школа светового дизайна, и это стало хорошим опытом объединения успешных подходов, которые применяют специалисты из разных областей», — сказал Владимир Васильев.

Как создаются инструменты анализа современного города и для чего они нужны мировому профессиональному сообществу, какие задачи сегодня должна решать световая среда в городе и что необходимо для сохранения идентичности города — эти и другие вопросы международные и российские эксперты в области светового дизайна обсудили в ходе дискуссии, посвященной использованию информационных технологии при проектировании световой среды современных городов.

Как отмечает Наталья Быстрянцева, руководитель Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО, член жюри и партнер в России международной профессиональной премии в области инновационного светового дизайна LIT AWARDS (Лос-Анжелес, США), руководитель творческого объединения светодизайнеров RULD и Института Art&Science Университета ИТМО, сегодня при создании световой среды в городах на первый план выходит вопрос информации.

«Первое, что должна делать среда, световой дизайн — найти инструменты рационального подхода к свету. Те парадигмы, которые существовали раньше и подразумевали подход чем больше света, тем лучше, уходят в прошлое. Сейчас мы имеем в своем распоряжении очень много технологий, которые позволяют перейти к определению качества городской среды, созданию точек притяжения людей, которые определяют городскую структуру, философию города, позволяют людям использовать эти пространства с точки зрения коммуникации. Сегодня мы имеем достаточное количество инструментов аналитики, которые позволяют нам контролировать и доказывать качество решений, которые применяются для изменения городской инфраструктуры. Это именно то, что даст возможность инвесторам поверить в проекты. Все это создает новую парадигму, в рамках которой свет становится инструментом создания города как бренда», — говорит Наталья Быстрянцева.

Если сейчас выбор концепции освещения пока сводится к принципу «нравится — не нравится», то уже скоро новые инструменты анализа должны помочь еще на уровне подготовки проекта просчитать его эффективность, исключить риски и сократить расходы на реализацию, добавляет она.

Освещение перестает быть просто формальным инструментом, оно становится полноценной частью «умного города», подчеркивает Майкл Муллинс, доцент и заместитель заведующего кафедры архитектуры, дизайна и медиатехнологий Aalborg University (Дания), член Совета директоров Lighting Metropolis, ведущего проекта в Скандинавии, объединяющего индустрию света с городами и университетами. При этом он добавляет, что создание световой среды становится вопросом, при котором особую важность приобретает междисциплинарный подход.

«Свет становится драйвером экономики города. Информационные технологии позволяют сделать освещение одной из важнейших составляющих самой идеи умного города. Те возможности, которые дает использование интеллектуального света — это один аспект. Но не стоит забывать и про искусство, которое также непосредственно влияет на бренд города. Все это является символами развития, и в идеале, чтобы обеспечить развитие световой среды, необходимо объединить усилия представителей различных областей», — говорит Майкл Муллинс.

Большие данные для световой среды городов

Информационные технологии, результаты анализа больших данных уже активно используются при проектировании городов и отдельных общественных пространств. Такие же успешные примеры применения информационного подхода демонстрируют и светодизайнеры. О некоторых из них рассказал Роже Нарбони, всемирно известный французский светодизайнер, художник и инженер, директор студии CONCEPTO (Париж, Франция).

«На мой взгляд, информационные технологии действительно помогут развитию городского освещения как такового. И в данном случае я вижу несколько аспектов, в рамках которых нам необходимо активно изучать и применять новые методы. Первое — это то, что мы называем география ночи. Что это значит? Очень многие думают, что ночь в городе — это что-то вроде совершенно новой территории. И мы действительно можем изучать эту новую территорию так же, как и другие. В первую очередь, мы должны понять, где люди проводят время ночью, что они делают, каковы их ожидания, как они добираются до необходимого места. Это очень важно, потому что непосредственно связано с нашими проектами по освещению. Да, мы можем принять эти проекты, хотя по факту они могут быть предназначены для аудитории, о которой мы ничего не знаем. Но новые инструменты аналитики позволяют нам изучить проблему заранее, чтобы избежать рисков», — говорит он.

Результаты анализа больших данных, полученных из социальных сетей, Роже Нарбони использовал в проектах, которые были выполнены в Париже. Во время работы его группа получила огромный массив информации о перемещениях людей ночью, об их активности и точках притяжения. Используя эти данные, светодизайнеры могут разработать новый подход, подчеркивает Роже Нарбони. С одной стороны, результаты анализа данных наглядно показывают городским властям, от какого освещения необходимо отказаться, тем самым сэкономив бюджет, какое следует сделать менее ярким, а какие объекты, напротив, необходимо осветить в большей степени. С развитием IT области в дизайне такие методы можно расширить, используя ежедневно поступающую информацию и таким образом оперативно реагировать на изменения среды.

Как новые технологии изменят световую среду Петербурга?

Новые инструменты анализа были использованы и при подготовке комплексной программы развития световой культуры Петербурга — совместного проекта Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО и санкт-петербургского государственного унитарного предприятия «Ленсвет». Это первый в России проект городского масштаба, предполагающий анализ структуры световой среды, прогнозирование ее развития с учетом повышения качества жизни горожан и перспектив развития энергетического комплекса на примере Петербурга. Результаты проекта станут основой для разработки адресной программы развития освещения северной столицы на период 2018–2030 годов с перспективой до 2050 года.

В рамках конференции «Световой дизайн» состоялась презентация проекта — о подготовке и первых планах по использованию наработок специалистов рассказал Сергей Мителев, директор СПб ГУП «Ленсвет», старейшего государственного унитарного предприятия городского освещения Санкт-Петербурга, подведомственного Комитету по энергетике и инженерному обеспечению.

«При подготовке первого этапа этой программы мы вместе с коллегами из Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО в том числе оценивали социальную активность жителей 18 районов города, мы анализировали мобильность населения, количество проживающих людей в том или ином квартале, уровень застройки, доступность среды, близость к станциям метро и прочее. Данные основаны на открытых источниках — в частности, социальных сетях, но также мы учитывали и закрытые источники. Например, мы смотрели также на уровень преступности в районах, основываясь на данных правоохранительных органов. В результате обработки поступившей информации мы подошли к тем выводам, которые необходимо было сделать при составлении адресных программ для развития освещения в этих районах города. При этом мы составили не только перечень адресов по степени износа оборудования, но также учитывали и социальные приоритеты. В целом акцент при подготовке программы был сделан на энергоэффективность, безопасность, комфорт и информативность», — отметил Сергей Мителев.

Он добавил, что полученные данные позволили специалистам вывести оценку стоимости строительства по разным видам работ, которые включают освещение магистралей, детских площадок, садов парков и других объектов, а также с учетом дефлятора спрогнозировать реконструкцию адресов в будущем. Кроме того, комплексный анализ данных позволил выявить «темные точки» в городе и составить карту таких мест. Окончательная их ликвидация планируется к 2030 году, отметил Сергей Мителев.

По словам руководителя «Ленсвета», полученные выводы специалисты предприятия уже сейчас начали применять при проектировании освещения в садах. Так, уже началась работа над проектами по освещению парка Интернационалистов, Пулковского парка и парка Сосновка, отметил он. Анализ данных позволяет не только варьировать оборудование на территории объектов и степень освещенности тех или иных участков, но и более предметно работать с точками притяжения для посетителей и креативными пространствами.

Несмотря на то, что программа, по планам, рассчитана до 2035 года, в области развития световой культуры города правительство Петербурга уже смотрит на перспективу до 2050 года, добавляет Андрей Бондарчук, председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга. В будущем разработанные методики позволят учесть недостатки прошлого подхода к освещению городских пространств, а также существенно сократить расходы бюджета, говорит он.

«Чем была вызвана необходимость разработки данной программы? В рамках ежегодного сокращения расходов бюджета задача по созданию комфортной среды для граждан никуда не уходила. В части поручений, которые были даны губернатором Петербурга по эффективному расходованию бюджетных средств, решением стало определение приоритетных направлений развития световой среды и тех направлений, до которых мы еще не доходили. Благодаря специалистам Университета ИТМО сейчас эти направления изложены на бумаге. Кроме того, это позволило нам выявить ряд существующих недостатков — это и нормативное регулирование, и отсутствие методик по контролю за освещенностью, и прочие аспекты. Мы как основной городской заказчик обязаны ориентироваться на современные технические решения, что мы и будем делать. В этом году мы завершаем основную часть указанной комплексной программы, куда и войдут все передовые решения», — прокомментировал Андрей Бондарчук.

Отметим, что всего в рамках IV Международной научно-практической конференции «Световой дизайн» прошли четыре сессии докладов. На площадке выступило 32 ведущих российских и международных спикеров, среди них — 11 иностранных хедлайнеров.

Редакция новостного портала
Персоны
Архив по годам:
Пресс-служба