Научно-образовательный центр инфохимии (НОЦ Инфохимии) ИТМО ведет разработку совместно с Институтом гастрономии, который открылся в 2019 году по франшизе французского Института Поля Бокьюза (Institut Paul Bocuse) на базе Сибирского федерального университета в Красноярске. В прошлом году Институт был признан лучшим образовательным проектом по версии Russian Creative Awards 2022.

Цель совместной разработки — создать систему для определения качества кофе по физико-химическим характеристикам, которая будет работать без участия человека. Вместе с профессиональными бариста ученые НОЦ Инфохимии собирают базу данных из приборных измерений и оценок дегустаторов по тем же образцам. Уже собраны данные по 400 вариациям напитка — на них и тренируют искусственный интеллект, который будет предлагать определенные сорта зёрен и режимы приготовления для получения стабильного вкусного кофе.

«Программная часть нашей системы представляет собой базу данных и алгоритмы машинного обучения, позволяющие предсказывать интенсивность и качество вкуса кофе по трём признакам: горечь, сладость и кислотность. На данный момент алгоритм умеет предсказывать, например, что кофе будет очень горьким, но при этом средне-кислым. Точность на данный момент составляет 70%», — рассказывает младший научный сотрудник лаборатории интеллектуальных технологий в инфохимии ИТМО Александр Агликов.

Команда проекта. Фото предоставлено разработчиками

Команда проекта. Фото предоставлено разработчиками

Прочитайте также:

Анализ за 15 минут: ученые ИТМО разрабатывают портативное устройство для детектирования антибиотиков, бактерий и вирусов

У проекта есть индустриальный партнер — ресторанный холдинг Bellini Group в Красноярске. В перспективе он планирует использовать разработку в вендинговых автоматах для повышения качества кофе.

Как работает устройство

Система состоит из сенсорного устройства и программы на основе машинного обучения. Сенсор представляет собой электрохимическую ячейку на базе жидкого металла и электродов. Анализируемое вещество помещается в ячейку, затем через него прогоняется электрический ток, а потенциостат замеряет уровень проводимости вещества и строит график электрического отклика. Полученные данные обрабатываются алгоритмом и сравниваются с базой данных уже проанализированных образцов. По физико-химическим характеристикам и определяется качество продукта.

И устройство, и программа — разработка НОЦ Инфохимии ИТМО, которая уже используется индустриальными партнерами, в частности, группой компаний «Галактика» — крупным производителем молочных продуктов. Специально для предприятия систему адаптировали для выявления антибиотиков в молоке. Но как отмечают разработчики, их устройство может анализировать и другие пищевые и непищевые продукты.

В 2022 году проект стал победителем Blue Sky Research — конкурса исследовательских проектов среди молодых ученых, которые используют технологии искусственного интеллекта для решения научных задач во фронтирных областях.

Прочитайте также:

Ученые ИТМО стали победителями первого конкурса прорывных научных проектов Blue Sky Research

Прототип устройства. Фото предоставлено разработчиками

Прототип устройства. Фото предоставлено разработчиками

Где еще планируется использовать прибор

Изначально прибор хотели использовать для анализа вина — в первую очередь для борьбы с фальсификатами. Группа НОЦ Инфохимии уже разработала методику, которая помогала определять регион происхождения вина, сорт винограда, из которого оно сделано, и год урожая. Но в процессе работы над проектом стало понятно, что на качество вина влияют слишком много факторов (в том числе, неочевидных), и чаще всего сомелье ориентируются на интуитивные и субъективные ощущения. Поэтому автоматизировать этот процесс достаточно трудно.

Идея же сделать прибор, который сможет определять качество кофе, показалась и ученым, и рестораторам более осуществимой на сегодняшний день. Авторы разработки уже получили грант от Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга. Также проект участвует в новом конкурсе Blue Sky Research, результаты которого будут объявлены в декабре.

Прочитайте также:

Съедобные стаканчики для напитков, веганские круассаны, экологический мониторинг и умная упаковка — какие проекты представили студенты программы «Инновационное предпринимательство»

Коммерциализация научных разработок — одно из стратегических направлений НОЦ Инфохимии. По словам руководителя группы цифровизации и роботизации пищевых технологий, доцента факультета технологического менеджмента и инноваций Ольги Орловой, с каждым годом интерес партнеров к фудтех-проектам растет. Например, для петербургской сети «Хачо и Пури» команда уже разрабатывает программу по определению вкуса «умами», который сильно влияет на популярность того или иного блюда у посетителей ресторана. Программа анализирует комбинации ингредиентов на основе технологических карт блюд. В идеале, искусственный интеллект сможет предсказывать востребованность новых позиций и состав блюд еще до включения их в меню.

Среди других потенциальных партнеров и инвесторов — крупные продуктовые сети. Например, в сентябре этого года команде Центра удалось запустить совместный проект со «Вкусвиллом». Группа под руководством Ольги Орловой будет разрабатывать рецептуру для новых продуктов в соответствии со стандартами розничной сети. Проект начнется уже в этом месяце.