Источник: shutterstock.com

EduEnvi: Университеты России, Казахстана и Европы разработают программу по обучению специалистов в сфере обращения с отходами

В прошлом году, по данным Минприроды, количество отходов от производства и потребления в России достигло 5 млрд тонн. По официальной статистике, утилизируется и обезвреживается около 50% мусора, однако извлечение ценных компонентов из отходов составляет всего 7-8%. При этом ни один из регионов не имеет развитой системы обращения с отходами и их переработки, а существующие образовательные программы в области охраны окружающей среды не способны подготовить комплексных специалистов, работающих в сфере обращения с отходами. Решением последней проблемы занялись шесть вузов России и Казахстана в сотрудничестве с университетами Финляндии, Дании и Испании. Совместный проект, получивший поддержку в рамках программы Erasmus+, предполагает разработку восьми образовательных онлайн-модулей, в состав которых войдут как курсы по биотехнологиям и технологиям утилизации отходов, так и вопросы, связанные с экологическим менеджментом, предпринимательством, государственным и муниципальным управлением в области обращения с отходами. Работа рассчитана на три года, в перспективе комплекс модулей может стать частью магистерской программы для нескольких вузов.

Основная цель проекта EduEnvi («Повышение компетентности в области устойчивого управления отходами при подготовке специалистов в вузах России и Казахстана») — модернизировать, улучшить доступность, а также интернационализировать высшее образование в области охраны окружающей среды в России и Казахстане.

Инициатором проекта выступил Университет ИТМО. Три года назад в рамках сотрудничества с Университетом прикладных наук Тампере (ТАМК) Ольга Сергиенко, заведующая кафедрой промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, и Ирина Сергеева, заведующая кафедрой финансового менеджмента и аудита, предложили финским коллегам организовать консорциум вузов Европы, России и Казахстана для участия в проекте по направлению capacity building (повышение квалификации в сфере высшего образования) программы Erasmus+. В итоге проект, предполагающий партнерство вузов из пяти стран, был поддержан и получил грант на реализацию.

Согласно условиям гранта, координатором проекта должен выступать один из европейских вузов, который и подает заявку на грант. Кроме того, проект должен охватывать широкий спектр университетов как минимум из двух стран, не являющихся членами Евросоюза, которые заинтересованы в повышении своего образовательного уровня, а также получении компетенций от европейских партнеров.

Семинар проекта EduEnvi
Семинар проекта EduEnvi

Координатором проекта EduEnvi выступает Университет прикладных наук Тампере (ТАМК), кроме того, проект предполагает участие еще двух партнерских вузов из Европы: это Академия Лиллебальта (Дания) и Университет Вайядолида, (Испания), которые готовы делиться лучшими образовательными практиками.

Среди российских участников проекта — Университет ИТМО, выступивший инициатором, а также еще два участника программы повышения  конкурентоспособности российских вузов Проект 5-100 Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина и Тюменский государственный университет. Партнерами проекта из Казахстана выступают еще три вуза: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова и Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова.

«Университет прикладных наук Тампере и Университет ИТМО сотрудничают уже достаточно длительное время. Мы давно понимали, что и в России, и Казахстане существует острая потребность в образовательных программах в области управления отходами. Европейский Союз также заинтересован в реализации программ, посвященных повышению компетенций преподавателей высших учебных заведений. Именно поэтому мы подали совместную заявку на грант, — комментирует Элла Каллио (Ella Kallio), координатор проекта EduEnvi, представитель Университета прикладных наук Тампере. — Этот проект посвящен развитию образования и получению образовательных инструментов, которые позволят обучать студентов в области устойчивого управления отходами. Еще одна его идея заключается в том, что мы объединяем преподавателей из разных стран и университетов, чтобы они смогли повысить свою квалификацию. Для участников проекта — представителей вузов Дании, Испании, России, Казахстана — это станет хорошей возможностью получить новые знания и обменяться опытом».

Элла Каллио
Элла Каллио

Как будет строиться проект

Проект EduEnvi рассчитан на три года. За это время вузы-партнеры должны будут разработать комплекс образовательных онлайн-модулей по подготовке специалистов в области организации предпринимательской деятельности в сфере устойчивого управления отходами. За основу будет взят опыт использования современных технологий переработки отходов, а также лучшие практики, которые уже применяются в европейских странах.

«Проект предполагает создание восьми образовательных онлайн-модулей, каждый из которых будет состоять из нескольких курсов, — продолжает Элла Каллио. — Модули будут создаваться в сотрудничестве со всеми партнерами-участниками этого проекта. В проекте задействованы компетенции каждого вуза: например, наши испанские коллеги из Университета Вайадолида обладают серьезной экспертизой в сфере переработки отходов, технологическими компетенциями. Партнеры из Академии Лиллебальта имеют богатый опыт сотрудничества с индустриальными партнерами, инновационными компаниями. Они также смогут поделиться лучшими практиками, которые можно использовать в рамках этого проекта. Университет Тампере выступает не только координатором проекта, но также обладает наработанным опытом в области организации онлайн-обучения».

Модули программы будут представлены на английском, русском и казахском языках. В ходе реализации проекта предусмотрено их размещение на открытых образовательных информационных платформах — как национальных (в частности, на образовательной платформе Университета ИТМО, а также российской платформе «Открытое образование»), так и международных (edX.org и др.).

Ольга Сергиенко
Ольга Сергиенко

Особенности модулей

Главная особенность создаваемых образовательных модулей — их междисциплинарность. С их помощью студенты получат как технические навыки, необходимые для работы в сфере утилизации отходов, так и бизнес-компетенции, наличие которых позволит студентам организовать эффективное управление процессами в этой области.

Как отмечает Ольга Сергиенко, заведующая кафедрой промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности Университета ИТМО, три технологических модуля будут включать вопросы по технике и технологиям для утилизации и переработки отходов, а также биотехнологии. Еще три модуля будут посвящены вопросам управления в области обращения с отходами: это бизнес и предпринимательство, экологический менеджмент и предотвращение образования отходов, а также государственное и муниципальное управление в области обращения с отходами.

И, наконец, два модуля будут связаны с оценкой жизненного цикла существующих и перспективных технологий утилизации отходов и оценкой экологических рисков. Известно, что после факта образования отходов любая технология, которая перерабатывает или утилизирует их, в итоге сама приводит к вторичному загрязнению, поэтому в курсе будут также рассматриваться как методические вопросы, так и вопросы экологического мониторинга, приборная база.

«Учебные модули охватывают широкий спектр вопросов. Таким образом, мы имеем уникальную возможность создать хорошую ресурсную базу для образования в области обращения с отходами. До сих пор образование в этой сфере довольно фрагментарно, его недостаточно для того, чтобы специалисты в данной области могли ответственно подойти и к выбору технологии, и к созданию собственного бизнеса», — говорит Ольга Сергиенко.

Семинар проекта EduEnvi
Семинар проекта EduEnvi

Еще одна особенность курсов — практикоориентированный подход. В проекте заинтересованы не только вузы, но и представители индустрии, а также органы местного самоуправления. Именно поэтому программа модулей станет своего рода ответом на потребности компаний, которые сейчас развиваются в сфере устойчивой обработки отходов, добавляет Ирина Сергеева, заведующая кафедрой финансового менеджмента и аудита Университета ИТМО.

«В разработке программы планируется активное участие промышленных предприятий, заинтересованных бизнес-структур, представителей региональных и местных органов власти. У всех наших академических партнеров уже есть наработанные связи с индустрией, а также в той или иной мере поддержка от органов государственной власти, — подчеркивает она. — Именно поэтому все курсы будут иметь практикоориентированный характер. Будет минимум лекций, основу курсов составят кейсы из реальной практики. Студенты должны будут решать конкретные проектные задания, полученные от заинтересованных в этом бизнес-структур».

Уже сегодня интерес к проекту проявили ряд компаний, занимающихся производством оборудования, осуществляющего переработку отходов, а также заинтересованные в таких специалистах государственные муниципальные структуры и ассоциации предприятий, добавляет Ирина Сергеева. Прежде всего бизнес ждет специалистов, которые, в отличие от чистых менеджеров и экономистов или экологов, обладают широким спектром компетенций и не только хорошо знают техническую сторону процесса, но и могут выстроить эффективные бизнес-процессы.

По словам Нины Сыманюк, руководителя образовательной программы «Государственное муниципальное управление», выступающей координатором проекта от Уральского федерального университета, в проекте заинтересованы и органы государственной власти.

Нина Сыманюк
Нина Сыманюк

«Вопрос эффективного управления отходами сегодня очень важен и для Уральского региона. Бизнес и органы государственной власти заинтересованы, но пока не понимают, что нужно делать. Поэтому самое главное грамотно и эффективно выстроить эту работу, — говорит она. — Благодаря междисциплинарному подходу этот проект дает возможность обучить будущих государственных служащих, которые отправятся на работу в органы местного самоуправления, не только принципам управления, но и технологиям, позволить им приобрести разный спектр компетенций. Ведь если управленец не понимает технологию процесса, он вряд ли сможет эффективно выстроить работу в этой сфере».

Перспективы

За три года реализации проекта его участники должны будут не только разработать образовательные модули, но и провести пилотные курсы, разместив их на платформах открытого образования. Апробация результатов начнется уже в 2019 году, а к 2020 году вузы-партнеры должны будут получить и проанализировать обратную связь от прошедших курсы, а также индустриальных партнеров и представителей органов государственной власти. В будущем разрабатываемые модули могут также стать основой для создания новых магистерских программ в вузах России и Казахстана.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба