Норвежский урбанист Гуннар Олов Фуру — о том, как сделать промышленные центры комфортными для жизни и продвигать инновации в небольших городах

В России много моногородов, построенных для обеспечения работой больших заводов и предприятий  Норильск, Мончегорск, Магнитогорск. Сегодня они теряют не только производства, но и жителей, которые уезжают за лучшей жизнью в большие города. С той же проблемой столкнулась 20 лет назад Норвегия, но норвежцы смогли остановить «утечку мозгов» благодаря грамотной городской политике и инновациям. Гуннар Олов Фуру почти в одиночку планировал застройку родного города на протяжении 30 лет, а сейчас работает советником в местной администрации. На лекции в Университете ИТМО Гуннар поговорил со студентами Университета ИТМО об инновациях и о том, как сделать Петербург более приятным для жизни.

Гуннар Олов Фуру

Гуннар Олов Фуру родом из города Сунндал на западе Норвегии. В 1921 году это был маленький город у фьордов, а к концу Второй мировой войны он превратился в производственный центр с крупнейшим заводом по производству алюминия. После 1970-ых население города достигло восьми тысяч и начало падать — люди уезжали из родных мест из-за загрязнения природной среды. В это время Гуннар занял пост главного планировщика в муниципалитете и получил задачу: не допустить дальнейшего уезда жителей. Гуннар решил превратить Сунндал в комфортное место для жизни и получил почти абсолютную свободу. Один из первых его проектов — преобразование дорожной части.

«Когда я начинал работать, дороги в Сунндале были очень широкими: 25 метров. Прямо как в вашем городе Мурманске. Мы посадили деревья и выделили места для парковки по бокам сузили дороги до восьми метров. В городе началась настоящая война: люди привыкли и не хотели никаких инноваций. К счастью, мэр и местная администрация выдержали удар, а люди привыкли к хорошему», — рассказывает Гуннар.

Лекция Гуннара Олова Фуру
Лекция Гуннара Олова Фуру

ITMO.NEWS предлагает ознакомиться с главными тезисами выступления эксперта:

Городское развитие должно быть продумано с учетом климатической перспективы. Следует сократить местный автомобильный транспорт и землепользование и отдать больше пространства для мест общественных встреч — социальных центров в городе, где люди могут встретиться, выпить чашку кофе и погулять. В качестве примера можно привести парк около станции метро «Приморская». Я шел там вчера, и сам парк поразил меня протяженностью и красотой. Однако с самой станцией метро он никак не связан: никаких указателей, никакой помощи пешеходам, не знакомым с местностью. Вместо направлений все пространство у станции заполнено рекламой, которая мозолит глаза и мешает сориентироваться.

Всегда планируйте в долгосрочной перспективе. Инновации и привыкание к ним занимают долгое время, и важно с самого начала поставить себе правильные ориентиры и цели.

Следует ограничить центр города. Местный бизнес — кофейни, магазины одежды и любых других товаров, произведенных в черте города и популярных у горожан, — следует сосредоточить в одном районе. Таким образом мы обеспечим район стабильным ростом и развитием, а людям проще будет ходить за покупками. В условиях больших городов этот концепт реализовать сложнее, но можно сделать несколько центров.

Городской парк Осло
Городской парк Осло

Увеличение использования велосипедов в повседневной жизни. В столице Дании Копенгагене 60% населения каждый день перемещаются по городу на велосипедах. Как и Петербург, город расположен на плоском пространстве, но местные датские власти сами были заинтересованы в развитии велосипедной инфраструктуры по экологическим причинам. В итоге город вдохновил всю Европу на инновации в сфере поддержки велосипедистов.

У Петербурга есть возможности для создания велодорожек. Все зависит от действий властей и общественности, которую вы, как студенты Университета ИТМО, тоже представляете.

Продвигайте туризм любых форм. Норвегия в целом и Сунндал в частности продвигает пеший туризм для любителей побегать или полежать среди водопадов и гор.

Крупные компании должны сотрудничать с местными властями для преобразования города. Почему именно они? Моногорода построены для больших производств, но работают и живут там все-таки живые люди, которые хотят комфортной жизни. Крупные компании могут помочь работникам, так как чаще всего им хватает ресурсов для этого — как экономических, так и человеческих. В Сунндале компания по производству алюминия Norsk Hydro тесно сотрудничает с местной муниципальной администрацией и проводит общие проекты по продвижению повторного использования ресурсов.

Сунндал
Сунндал

Нужно поддерживать локальный бизнес и помогать людям продвигать их инновации. Две жительницы Сунндала начали производство куриных яиц и решили конкурировать на рынке с помощью рекламы в форме настоящих арт-инсталляций. Семья плотников построила деревянный дом в трех разных стилях. Местный муниципалитет знает об их инициативах и всячески помогает советами. Мы живем в одном городе и хотим работать на общее благо — создание комфортной для жизни среды.

В целом встреча норвежского планировщика со студентами Университета ИТМО проходила в формате диалога. Гуннар подчеркнул, что не хочет говорить в одиночку об успехах норвежских стран — напротив, необходимо устроить обмен мнениями и в процессе дискуссии выявить лучшую стратегию развития.

Лекция Гуннара Олова Фуру
Лекция Гуннара Олова Фуру

По мнению Марины Лебедевой, заместителя декана факультета технологического менеджмента и инноваций по коммуникациям и развитию, пример Сунндаля — показателен для всей Северной Европы.

«За последние 30 лет Норвегия, Швеция и Финляндия стали лидерами в создании благоприятной среды для людей. Это пример того, как люди с помощью своего креатива создают пространство, в котором хочется жить, где все удобно, приятно, продумано. 30 лет короткий срок, но нам нужно их догонять. Только как? У властей Москвы хорошо получается. В Петербурге денег меньше, зато мы можем реализовывать интересные проекты за счет креатива, добровольчества, новых связей и идей. Наши общественные институты могут успешно давить на органы власти, как показывает прошлый опыт. Велосипедные дорожки вдоль Фонтанки, к организации которых остается много вопросов, только начало. Они показывают, что власти и простые жители начали думать об изменениях в городской среде и воспринимать их всерьез. И на факультете технологического менеджмента и инноваций мы должны научить студентов современному взгляду на управление предприятиями, в основе которого будут инновации и устойчивое развитие. Это не первая и не последняя встреча с зарубежным экспертом на факультете».

Архив по годам:
Пресс-служба