Создайте спрос и решите наболевший вопрос – в iDealMаchine дали советы «пищевым» стартапам

Создайте спрос и решите наболевший вопрос — в iDealMаchine дали советы «пищевым» стартапам

Рынок пищевой индустрии в России находится в зачаточном состоянии, и стартаперам доступны миллионы возможностей в этой сфере, уверены эксперты, которые выступили перед начинающими бизнесменами на площадке стартап-акселератора при Университете ИТМО iDealMachine. В отрасли есть множество нерешенных вопросов, которые лучше прорабатывать с крупными компаниями. Кроме того, и здесь актуально импортозамещение: отечественные разработки для индустрии Food Tech могут составить серьезную конкуренцию зарубежным аналогам.

Предложите мне выход

Стартапер может начать свой бизнес в кооперации с какой-либо крупной компанией. Для этого ему нужно предложить состоявшимся предпринимателям решение проблемы, возникшей в их бизнесе. Также разработчик может получить свою долю на рынке, увеличив эффективность тех или иных технологических процессов.

«Например, огромные средства в каждой компании уходят на продажи, маркетинг и логистику. Но лучше создавать новые решения в этих областях, заручившись поддержкой партнеров в конкретной отрасли. Чтобы сделать все правильно, нужно полностью погрузиться в производственный процесс. Поэтому если у вас есть идея, например, как улучшить продажи, вам лучше прийти ко мне, и вместе мы придумаем нужный продукт и выстроим верную стратегию», — прокомментировал коммерческий директор компании «Хваловские воды» Ярослав Ярмолаев.

Он привел пример того, как инновации могут улучшить не только технологии производства, но и работу с клиентами. Компании удалось сократить издержки, заменив привычный колл-центр по приему заказов на робота. Для этого пришлось подробно изучить записи разговоров, но результат стоил того: это позволило не только сэкономить, но и избавиться от потерь ввиду человеческого фактора, ведь машина не попросит отпуск и не заболеет, а также у нее всегда хорошее настроение.

Ярослав Ярмолаев подчеркнул, что любые идеи могут быть реализованы, если они делают жизнь людей комфортнее. Например, можно продавать маленькие многоразовые бутылки, чтобы брать воду с собой, или создать мобильное приложение для заказа такси от частного водителя или крупной компании, тем самым снизив стоимость поездок. Кроме того, любая компания постоянно стремится оптимизировать производственные процессы, что также может стать отправной точкой для стартап-проектов.

Создайте спрос и решите наболевший вопрос – в iDealMаchine дали советы «пищевым» стартапам
Создайте спрос и решите наболевший вопрос – в iDealMаchine дали советы «пищевым» стартапам

Сделайте лучше, чем у зарубежных конкурентов

Российские предприятия в области пищевой индустрии вынуждены пользоваться оборудованием и услугами от зарубежных поставщиков, договоры с которыми обходятся пищевикам очень дорого. Роман Калинин, сооснователь проекта InGredients.pro, портфельной компании iDealMachine, и генеральный директор Vatel Marketing привел сразу два примера того, как стартаперы могут исправить эту ситуацию.

Во-первых, в России практически нет отечественных поставщиков прилавков, стеллажей, полок и прочего инвентарного оборудования для мини-пекарен. Зарубежные поставщики предлагают качественные варианты: они соответствуют всем запросам, но стоят до одного миллиона евро. Для начинающих предпринимателей это неподъемная сумма. Во-вторых, для промышленников всегда актуален вопрос логистики. Зачастую для его решения приглашаются зарубежные компании, которые обеспечивают быструю и эффективную отгрузку и доставку продукции. Но, опять-таки, их услуги стоят недешево. Несмотря на востребованность отечественных решений, недостаточно просто предложить свой аналог. Продукт должен быть лучше, чем у конкурентов, он должен не только отвечать требованиям клиентов, но и сокращать их издержки.

«Что касается технологичного оборудования, например, печей для кондитерских, то такое производство в России есть, но этим оборудованием лучше не пользоваться, по моему мнению. Почему? У инженеров-разработчиков не хватает компетенций, чтобы создать надежное и удобное устройство. Например, есть зарубежный производитель печей для хлеба. У них огромный дисплей управления, и работнику удобно нажимать на кнопки, когда он весь „в мыле“ и в муке. Есть и отечественный производитель похожих устройств. Но там дисплей такой, что пекарю нужно едва ли не мизинцем нажимать на кнопки. И, как вы думаете, что он выберет?» — спрашивает Роман Калинин.

Он добавил, что пищевой рынок в России — это растущий рынок, в отличие от Европы, где он находится в завершающей стадии. Это значит, что одни и те же производители работают там уже несколько десятков лет, друг друга знают и успешно сотрудничают. Хотя, по мнению эксперта, в России еще очень долгое время не наладится производство витаминов, ферментов и других высокотехнологичных продуктов. В эту сферу требуются огромные инвестиции, и пока этим никто не интересуется, тем более иностранные предприниматели, у которых и так налажен бизнес.

Создайте спрос и решите наболевший вопрос – в iDealMаchine дали советы «пищевым» стартапам
Создайте спрос и решите наболевший вопрос – в iDealMаchine дали советы «пищевым» стартапам

Продумайте все заранее

В начале любого дела стартаперу важно продумать свою стратегию на пять лет вперед, учесть все технологические изменения, которые могут произойти в отрасли, а также разработать грамотный маркетинговый план. Эти советы дала руководитель проекта «НаЛанч» Мария Витуновских. Она и ее команда внедрили систему, которая упрощает контроль компенсаций за питание сотрудников в компаниях. Рестораны, с которыми компании заключили договор, передают информацию о заказе каждого сотрудника с помощью программы в автоматическом режиме, а идентификация сотрудника происходит с помощью обычной магнитной карты.

Руководитель проекта отметила, что рынок для реализации продукта на стадии анализа, в 2013 году, был достаточно узок — всего 2% предприятий. А с наступлением кризиса, когда компании стали отменять компенсации за питание, он стал еще меньше. Поэтому стартаперам важно продумывать пути выхода на другие рыночные ниши путем внедрения дополнительных услуг. Например, можно создать в программе личный кабинет, где каждый сможет продумывать свои заказы заранее.

«Когда начинаете что-то делать, важно собрать всю информацию о предполагаемом рынке сбыта. Если этой информации нет — создайте ее. Мы, например, на стадии пресейл обзванивали потенциальных клиентов и спрашивали, нужен ли им наш продукт. Ошибкой было то, что мы не продумали маркетинговую стратегию. Наш продукт — сложный, его непросто понять заказчику, и, следовательно, его сложно продать. Отдел маркетинга должен сформировать потребность, которую затем уже будет удовлетворять менеджер по продажам», — сказала Мария Витуновских. Также она посоветовала пользоваться услугами аутсорсинга, тестировать продукт перед запуском и поддерживать тесные контакты с каждым партнером.

В конце открытой встречи участникам напомнили, что венчурный фонд и стартап-акселератор iDealMachine всегда открыт для сотрудничества, а специалисты акселератора рассмотрят и обсудят любую идею.

Редакция новостного портала
В статье упомянуты
Архив по годам: