Стартапы в школе: трудно реализовать, но потребность есть

Мало кто из обывателей всерьез задумывается о том, насколько сложно работать школьным учителем. Кроме ведения уроков, сотрудники школ должны заполнять горы отчетов, ездить на курсы повышения квалификации, организовывать досуг учеников и выполнять много другой работы. Автоматизированные алгоритмы, мобильные приложения и компьютерные системы-помощники могли бы существенно упростить жизнь учителей. О конкретных решениях, в которых нуждаются школы, рассказал Лев Бреслав, учитель, бывший заместитель директора Президентского физико-математического лицея № 239.

Самая очевидная проблема в том, что почти у всех российских школ плохо сконструированы веб-сайты. Для ее решения можно создать интуитивно-понятный веб-конструктор, который будет отвечать всем запросам администраций школ. Более того, владелец конструктора мог бы организовать некий школьный helpdesk — своеобразную техподдержку для пользователей школьных сайтов.

Другая проблема — отсутствие единой базы сервисов и услуг, которые могут понадобиться классному руководителю в ходе организации досуга и дополнительного образования школьников. В эту базу могли бы войти турагентства, компании по организации турпоходов, а также портфолио различных специалистов: психологов, неврологов, коучеров, экспертов по профориентации. Кроме того, и для учителей, и для школьников было бы удобно иметь в постоянном доступе сайты, на которых собрана информация по всем существующим олимпиадам, а также сведения об условиях поступления в вузы.

 Университет ИТМО. Лекции iDoma в iDealMachine
Университет ИТМО. Лекции iDoma в iDealMachine

Отдельная потребность учителей — это автоматизация формирования отчетов и прочих документов. Существующие программы решают эту проблему плохо. Например, учителя, несмотря на наличие в Интернете приложений для электронного журнала, все равно пользуются старыми методами и заполняют его в Excel. Кроме того, в школах можно внедрить электронные штрихкоды для книг в библиотеках, электронные кошельки в столовых и прочие вещи, которые связаны с сокращением объема документации. Не лишними будут системы, которые помогут учителям справляться с заполнением и оформлением документов, необходимых для повышения квалификации.

«На мой взгляд, необходимо заняться разработкой различных обучающих приложений для смартфонов. При этом я имею в виду не тесты, а именно интерактивные учебники, в которых бы с помощью анимации, графиков, видео и других инструментов визуализации пояснялся бы учебный материал. Кроме того, будет здорово, если появятся качественные электронные пособия по решению различных задач, например, по математике. У меня есть пример двух приложений, в которых реализована эта функция, и я их использую на своих уроках — дети слушают с огромным интересом. Такие проекты можно монетизировать. В том приложении, которое использую я, разработчики берут деньги за подсказки и за скачивание мобильной версии. Конечно, для таких проектов в команде нужны не только программисты, но и учителя, которые будут заниматься грамотным составлением задач», — привел примеры стартапов для школьного образования Лев Бреслав.

Университет ИТМО. Лев Бреслав
Университет ИТМО. Лев Бреслав

Несмотря на то, что школы нуждаются в EdTech-проектах, внедрять их туда будет нелегко. Все упирается в то, что у большинства школ нет лишних средств, на которые можно было бы оборудовать образовательные учреждения по последнему слову техники. Поэтому продвигать стартапы в области образовательных технологий необходимо «снизу», то есть распространять свой продукт сразу в учительском и ученическом сообществах, а не предлагать их руководящим сотрудникам, министерствам или комитетам по образованию.

Образование после школы: представьте, что вы уже в будущем

После окончания школы молодые люди поступают в вуз, а после вуза получают дополнительное образование с помощью оффлайн или онлайн курсов. Однако как будет развиваться сфера образования после школы следующие пять лет — предсказать сложно.

«Многие инвесторы считают, что EdTech — это „большой шаг“, но пока немногие крупные игроки рынка вкладываются в проекты в этой сфере. Еще неизвестно, взлетит этот рынок или, наоборот, упадет. Однако тренды в этой области уже наметились», — считает Николай Михайлов, проректор по учебной деятельности Университета ИТМО.

Во-первых, геймификация. Этот тренд стал настолько привычным, что сам термин уже используется в официальных документах Министерства образования и науки. Во-вторых, дополненное образование. Это понятие подразумевает под собой обучение по запросу с помощью технологий виртуальной реальности. Эксперты прогнозируют, что такие технологии будут использоваться уже в 2017—2018 годах. Точно так же приобретут популярность курсы, созданные специально для изучения в 3D-очках. В-третьих, перспективными на рынке становятся различные образовательные приложения для AppleWatch, GoogleGlass. В-четвертых, уже сейчас актуально разрабатывать приложения для обработки массивов данных, которые хранятся в сети. И наконец, на рынке образования будущего выиграет тот, кто будет пользоваться инструментами персонифицированного обучения.

Университет ИТМО. Николай Михайлов
Университет ИТМО. Николай Михайлов

Николай Михайлов также дал несколько рекомендаций для начинающих предпринимателей. Он посоветовал использовать в своих разработках несуществующие технологии. Это значит, что стартапер уже сейчас должен прогнозировать развитие технологий и создавать приложения, которые помогут людям «ужиться» с будущим.

«Мы находится на пороге чего-то большего. Атмосфера на рынке похожа на ту, которая была в 1993—1994 годах, накануне появления Web и широко известных сейчас протоколов. Если бы вы жили тогда и знали, что будет Интернет, что бы вы разработали? Наверное, системы индексации, поисковые системы. А сегодня есть вещи, которые должны „выстрелить“ через пару лет, — это нейроинтерфейсы и нейросети. Подумайте, какие дополнительные функции будут актуальны для этих технологий? Что потребуется людям?» — задал вопросы для размышления проректор Университета ИТМО.