― Совсем недавно вы стали победителем конкурса «Лидеры России». Почему вообще решили участвовать?

— Чтобы проверить себя. Я очень рефлексирующий человек, постоянно сомневаюсь в своих силах и правильности решений. Это качество как помогает мне развиваться и становиться лучше, так и вызывает апатию и беспокойство. Конкурс для меня был возможностью посмотреть на себя со стороны и получить независимую оценку от экспертов и других участников.

― Как всё проходило? Что запомнилось больше всего?

― Податься на конкурс может любой желающий, поэтому там очень высокая конкуренция — в этом году было 160 тысяч заявок. Конкурс состоит из нескольких этапов. Первый проходит онлайн — это обычные тесты на знание русского языка и проверку управленческих навыков. Затем региональный финал — на протяжении двух дней я и другие 342 участника из Северо-Западного федерального округа в группах решали разные управленческие кейсы под наблюдением асессоров. В итоге от СЗФО в суперфинал прошло 37 человек.

В суперфинале же я стал одним из 102 победителей среди 302 участников со всей России. На последнем этапе тоже были разные кейсы: например, за короткий срок нужно было продумать стратегию развития города с населением до 30 тысяч человек, учитывая географическое положение, состояние транспортных узлов, наличие тех или иных предприятий. За одним столом со мной сидели очень достойные кандидаты на победу: коммерческие директоры крупных предприятий, строители, предприниматели со всех регионов страны.

Все суперфиналисты получают грант на миллион рублей на обучение, а также возможность пообщаться с ведущими управленцами страны: представителями правительства, бизнеса, крупных транснациональных корпораций, губернаторами, мэрами и другими.

― Как планируете воспользоваться грантом? Пойдете учиться дальше?

— Да, но еще не определился с программой. Самые популярные программы, на которые идут по этому гранту, — это мастер делового администрирования (MBA) или мастер государственного управления. Я рассматриваю несколько направлений в разных вузах — выбираю между бизнес-школой ИМИСП и Московской школой управления Сколково.

Алексей Щеколдин. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Алексей Щеколдин. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

— А что в целом лично вам дал конкурс как лидеру? Та цель, ради которой шли, оправдалась?

— Конкурс подарил мне как минимум 300 прекрасных друзей и коллег, веру в свои силы, а также положил хорошее начало для дальнейшего развития — я нашел свои точки роста благодаря обратной связи после каждого этапа. 

В ближайший год я бы хотел начать учиться по программе, которую выберу, структурировать свои цели и планы на будущее. Также я хочу выбрать несколько направлений для развития и попробовать поучаствовать в проектах по этим направлениям. Прежде всего хочется социальной направленности: помогать людям, передавать знания и работать над масштабными проектами, которые будут влиять на жизнь людей.

― Параллельно вы продолжаете работать в «Сферуме». Расскажите, чем там занимаетесь?

— Продуктовым менеджментом. Сферум — это сервис для учебных коммуникаций, который развивается при поддержке Минцифры и Минпросвещения. Это закрытый контур внутри VK Мессенджера для общения педагогов, учащихся и их родителей. Я решаю продуктовые задачи: выбираю направления развития, провожу аналитику рынка и различных решений, которые мы можем реализовать; принимаю эти решения, оцениваю риски, пишу документацию, ставлю задачи для разработчиков и контролирую процессы проверки гипотез и разработки решений.

― Это уже не первый проект для детей, в котором вы участвуете. До этого вы долго работали в ИТМО ― основали Детский технопарк, были одним из создателей ФабЛаба, где развивали мейкерство. Насколько вам лично помог этот опыт? Какими проектами особенно гордитесь?

— Я в целом горжусь ФабЛабом и Детским технопарком, потому что они имеют определенный социальный эффект. ФабЛаб мы создавали с друзьями и единомышленниками, чтобы дать возможность студентам независимо от их кафедры или университета получить свободный доступ к высокотехнологичному оборудованию, развить свои навыки в сфере научно-технического творчества. И я считаю, что у нас получилось. Сначала к нам приходили студенты, чтобы просто попробовать поработать с 3D-принтером, 3D-сканером, лазерным гравером, а потом и более осознанные ребята, которые делали стартапы. Сейчас, насколько знаю, в ФабЛабе проходят пары у студентов определенных факультетов. Я очень горжусь, что мы смогли создать такой центр городского притяжения энтузиастов, которые занимаются развитием своих проектов.

Детский технопарк тоже был по большей части социальной миссией. В те годы я не знал, кем хочу стать, когда вырасту, — и, кстати, до сих пор не знаю — но мне тогда точно хотелось как-то помочь детям определиться с выбором будущей профессии, а сделать это они могут только пробуя и совершая ошибки. ITMO.KIDS — это как раз такая простая возможность попробовать себя в абсолютно разных направлениях: IT, дизайне, биологии, других науках. Дети пробуют, понимают, нравится им это или нет, и дальше уже могут принимать решения на основе личного опыта.

Опыт развития этих подразделений пригодился для конкурса — навыки построения стратегий развития, анализа конъюнктуры рынка, управления персоналом, проектного менеджмента дают базис, на котором можно решить практически любую задачу. Опыт работы в ИТМО регулярно помогает мне и в жизни. Например, навыки модерации группового общения и фасилитации очень часто пригождаются в рабочих задачах и при общении с людьми.

― К вопросу о профессии и кем стать, когда вырастешь… Вы сами оканчивали ИТМО ― причем первое образование было связано с электротехникой. Почему решили попробовать себя в разных направлениях? Как получилось, что в итоге стали сами запускать проекты ― причем, именно для детей?

— Это очень интересная история. Я пришел в бакалавриат ИТМО на направление «Электротехника, электромеханика и электротехнологии». Здесь изучал синхронные и асинхронные двигатели, создавал системы управления этими двигателями. Когда на четвертом курсе начал создавать ФабЛаб, то понял, что, несмотря на обилие технических знаний, мне не хватает предпринимательских и софт-навыков. Поэтому решил идти в магистратуру на направление «Наукоемкие технологии и экономика инноваций». Там мы изучали экономику проектов, учились строить бизнес и оценивать жизнеспособность стартапов. После этого я понял, что софт-навыки — это клево, но хотелось снова пойти в более техническое направление. Тогда я вернулся на факультет систем управления и робототехники и поступил в аспирантуру по направлению «Управление в технических системах». В итоге мое образование обеспечило мне глубокие технические знания вкупе с хорошими менеджерскими навыками.

После этого я пошел учиться в Высшую школу экономики на президентскую программу подготовки управленческих кадров, где получил очень предметные, обширные знания в области управления, экономики и бизнес-администрирования в целом.

Сейчас я создаю коммуникационные инструменты для образовательного контура. Продукты для детей — это, наверное, какая-то определенная социальная миссия. Моя мама — учитель, и у меня всегда хорошо получается находить общий язык с детьми. Я часто участвую в социальных проектах, которые завязаны на обучении, передаче знаний, навыков. Считаю, что наставничество — это важный элемент в жизни любого человека: если ты чему-то научился, то эти знания немногого стоят, если ты их не применяешь и не передаешь дальше.

Студенты университета в студенческом офисе ИТМО. Фото: ITMO.NEWS

Студенты университета в студенческом офисе ИТМО. Фото: ITMO.NEWS

― Сейчас поддерживаете связь с ИТМО? Как в целом оцениваете, что дал вам университет?

— ИТМО — это прежде всего моя альма-матер, которая навсегда в сердечке. У меня, кстати, до сих пор сохранился значок с пиксельным сердцем, который какое-то время был очень популярным в вузе. С университетом у нас очень плотные связи — я до сих пор общаюсь со своими бывшими руководителями и коллегами и считаю, что социальные связи, которые образуются на протяжении жизни, очень важны.

Вторая важная вещь, которую дал мне университет, — это умение учиться. Мы живем в мире, где возраст человека определяется не цифрой в паспорте, а умением быстро воспринимать информацию и адаптироваться к новым условиям. Поэтому университет дает даже не столько предметные знания, сколько учит искать информацию.

ИТМО для меня — это всегда про людей и любовь, и я надеюсь, что это заложено в ДНК у каждого студента и сотрудника нашего вуза.