«Открытый университет»: мутации человека и искусства под воздействием технологий

Еще двадцать лет назад спутниковая связь для большинства населения планеты была таким же невероятным и диковинным явлением, как летающие космические крейсеры из «Звездных войн». Сейчас же и киборгом-гуманоидом, как в «Терминаторе», никого не удивишь. Человечество перестало восторгаться очередными научно-техническими открытиями, а ежедневный поток информации, который обваливается на человека, делает его менее чувствительным к каким-то событиям. Как технологии изменили людей, общественные ценности и историю, обсуждали в ходе восьмого сезона просветительского проекта «Открытый университет», который состоялся на Новой сцене Александринского театра в прошедшую субботу.

Наука как новое искусство или искусство для науки?

IT, нанофотоника, сенсорные системы и другие технологии становятся частью не только повседневного быта, но и искусства. Музеи стремятся к интерактивности, герои кинофильмов «выпрыгивают» из экранов, скульптуры оживают под действием света. Более того, уже сама наука начинает восприниматься как искусство: научные фестивали и шоу привлекают все больше и больше людей, на презентации технических новинок собираются аншлаги, а с помощью химии и физики показывают целые спектакли. Быть может, наука — это следующий этап искусства? Или просто искусство как институт культуры и гуманизма взялось «облагораживать» науку?

«Нужно ли искусство технологиям? Что главное в науке — само открытие или его значение для общества? Это вопросы, на которые пытаются ответить исследователи в области Art&Science. Это направление науки, которое аккумулирует и пытается понять новые технологические средства в самых разных областях. Но самое главное, что Art&Science реагирует на технологические изменения. Сегодня необходимо вернуть значение человека в науку и культуру», — подчеркнула лектор Наталья Быстрянцева, руководитель высшей школы светового дизайна Университета ИТМО (CLD).

Университет ИТМО. Наталья Быстрянцева
Университет ИТМО. Наталья Быстрянцева

Непрерывный поток информации, интеграция технологий в процессы коммуникации, возвышение (а иначе и не скажешь) технологий виртуальной реальности, — все это должно объединять людей и придавать больше смысла их существованию. Однако на деле все оказывается не так: новая разработка делается ради нее самой, а не ради улучшения жизни человечества. Таким образом, человек как бы отодвигается на второй план. По мнению Натальи Быстрянцевой, человек постепенно отторгается от общества и «поглощается» технологиями, совсем как герои фильма «Высотка», которые стали ярко выраженными социопатами в результате добровольного заточения в высокотехнологичном доме.

Направление Art&Science способно сократить разрыв между людьми и через образование донести до них смысл тех или иных технологий, открытий и того, как с ними жить.

«Почему мы ходим на различные интерактивные выставки шедевров художественного искусства? Потому что мы хотим погрузиться в это искусство, лучше его понять, или просто для того, чтобы рассказать об этом друзьям в Instagram? Мы стали непроницаемы и не реагируем на вещи чувственно. Необходимо научиться сохранять это восприятие, а также живое общение и семью в потоке технологического развития», — добавила директор CLD.

Спекулятивные дизайнеры ставят под вопрос то, что делают инженеры

Предсказать и предупредить, что будет, если ученые создадут ту или иную технологию, ответят на фундаментальные вопросы физики или откроют портал в другое измерение, пытаются в своих художественных работах спекулятивные дизайнеры. Это люди, которые доводят до гротеска или изящного абсурда те или иные научные и инженерные разработки, пытаясь донести до мира какое-то послание. Однако не все послания стоит воспринимать буквально. О примерах таких работ рассказала лектор Ксения Федорова, специалист по медиаискусству, докторант Калифорнийского университета в Дэвисе.

Флуоресцирующий кролик. Источник: othereal.ru
Флуоресцирующий кролик. Источник: othereal.ru

Например, в Интернете легко можно найти информацию о флуоресцирующем кролике. По легенде, этому животному еще на эмбриональном развитии «подсадили» флуоресцентный белок из ДНК медузы, и в результате у крольчихи родился детеныш, который может светиться в темноте. На некоторых картинках можно увидеть этого самого зеленого, как Халк, кролика на черном фоне. Однако здесь есть неувязка: белок действительно можно пересадить, добившись свечения кролика, но оно не будет видно в темноте из-за шерсти. Ведь светится только кожа. Художник, который сделал картинку зеленого кролика, скорее всего, хотел заставить мир задуматься о том, что сейчас происходит в области генной инженерии, чему можно верить, а чему — нет, нужно ли это делать вообще.

Можно встретить и другие примеры художественно-научных работ: двухголовые черви как символ баланса в науке; одежда из бактерий как символ безвредного производства; биореакторы в виде рюкзака за плечами как символ ответственного отношения к ресурсам и многое другое.

«Сегодня в оборот входит новое понятие — биофакт, созданное по аналогии с артефакторм. Это явление взаимопроникновения культуры, социальных процессов и инженерии. Мы уже сталкиваемся с этим, в контексте тех же имплантов. Это различные приспособления и технологии, которые позволяют сохранять экологический баланс, а также выживать различным биологическим видам», — сказала докторант Калифорнийского университета.

Работа спекулятивного дизайнера - транспорт будущего. Источник: apptractor.ru
Работа спекулятивного дизайнера - транспорт будущего. Источник: apptractor.ru

Спекулятивные дизайнеры также поднимают социальные вопросы. Например, что будет, если вставить в зубы чип, который будет улавливать звуки снаружи и через костную ткань передавать информацию в мозг. Конечно, сейчас такое предположение кажется смешным и подходит скорее для дешевых фантастических фильмов. Но тем самым художники пытаются показать, как расширятся возможности обычного человека и каковы будут последствия. Дизайнеры демонстрируют, как технологии меняют наше чувственное восприятие с помощью устройств, которые отделяют нас от мира: шлемов виртуальной реальности, очков Oculus и других.

Технологии, которые спасают жизни

Несмотря на то, что новые технологии оголяют культурные и этические вопросы, без них невозможно представить благополучное развитие общества. Инновационные разработки позволяют производить больше продуктов питания, усиливать безопасность, находить новые способы лечения ранее неизлечимых болезней, а также предсказывать поведение людей и различные процессы, которые могут стоить кому-либо жизни. Подробнее на последнем остановился Сергей Ковальчук, старший научный сотрудник НИИ наукоемких компьютерных технологий и доцент кафедры высокопроизводительных вычислений Университета ИТМО, который рассказал о том, как предсказательное моделирование может помочь улучшить систему здравоохранения.

Университет ИТМО. Сергей Ковальчук
Университет ИТМО. Сергей Ковальчук

«Тенденции систем здравоохранения во всем мире одинаковы. Во-первых, это повышение расходов. Во-вторых, растет количество тяжело больных людей в связи с увеличением продолжительности жизни. В-третьих, неблагоприятные экологические условия и вредные привычки „омолаживают“ сердечно-сосудистые заболевания и другие, когда-то старческие, болезни. Кроме того, в городах люди живут в разных условиях, и учитывать все эти особенности при оказании им медицинской помощи очень трудно», — перечислил проблемы ученый Университета ИТМО.

Сегодня в разных странах практикуются два подхода к медицине: volume-based и value-based. Первый означает стремление предоставить как можно больше медицинских услуг одному пациенту. Второй же ориентирован на значимость и качество услуг. Система здравоохранения существуют в условиях ограниченных ресурсов. И проблема не только в финансировании, но и в нехватке кадров и времени, чтобы оказать необходимую помощь, в непродуманной организации работы медиков. Чтобы соблюсти баланс и решить максимум этих проблем, можно использовать методики предсказательного моделирования в здравоохранении.

Предсказательное моделирование позволяет с помощью специальных программ сравнивать множество различных данных и анализировать, каким будет поведение людей, как будет развиваться ситуации при определенных условиях, какие действия позволят не допустить паники, давки, распространения инфекции или других опасных ситуаций. В медицине эту методику можно использовать для более эффективного использования имеющихся ресурсов.

Восьмой «Открытый университет» на Новой сцене Александринского театра
Восьмой «Открытый университет» на Новой сцене Александринского театра

Сергей Ковальчук рассказал о работе по созданию систем поддержки принятия решений, которая ведется в Университете ИТМО совместно с Северо-Западным федеральным медицинским исследовательским центром имени В. А. Алмазова. С помощью этой системы врачи смогут более эффективно оказывать помощь больным с острым коронарным синдромом. Например, это сократит время поездки карет скорой помощи к больному и до больницы, позволит быстрее проводить необходимое лечение и даже делать меньше операций за счет более точного определения места хирургического вмешательства. Более подробно о проекте можно прочитать здесь.

Восьмой сезон «Открытого университета» поднял и другие важные вопросы, связанные с развитием технологий и того, как они влияют на поведение людей. Эксперты обсудили, как в результате научно-технологических революций изменилось значений таких явлений, как демократия, нация и семья, а также как это отразилось на тенденциях в лирической поэзии. Кроме того, они объяснили, как маркетологам справляться с безразличием потребителей к рекламной информации. Ученые рассказали, как изучать поведение людей в социальных сетях и почему некоторые люди ассоциируют цифры и буквы с цветами. А двукратный чемпион мира по программированию, магистрант Университета ИТМО Геннадий Короткевич и тьютор кафедры компьютерных технологий вуза Лидия Перовская поделились секретами проведения IT-соревнований и пояснили, почему программирование развивает те же навыки, что и бег с препятствиями.

Если вы пропустили восьмой «Открытый университет», смотрите видозаписи лекций на YouTube-канале Университета ИТМО.

Редакция новостного портала
Персоны
  • Наталья Быстрянцева

    Заведующая кафедрой Высшая школа светового дизайна Университета ИТМО

  • Лидия Перовская

    Тьютор кафедры компьютерных технологий Университета ИТМО

  • Геннадий Короткевич

    Магистрант Университета ИТМО, двукратный чемпион ACM ICPC и постоянный победитель крупнейших международных соревнований по программированию

Архив по годам:
Пресс-служба