Продюсер BBC Джулиан Сиддл

Продюсер BBC Джулиан Сиддл — о том, как рассказать просто о сложном и какое научное видео способно собрать миллионы просмотров

Еще в 60-е годы Питер Хиггс предположил существование частицы, которая до сих пор считается недостающим звеном Стандартной модели физики. Проще говоря, тем, чего не хватало ученым, чтобы объяснить происхождение Вселенной. Спустя полвека ученые объявили, что частица, названная его именем, найдена. А журналисты и популяризаторы науки столкнулись с проблемой: как максимально доходчиво объяснить миллионам зрителей, что представляет собой та самая «частица Бога» и почему это открытие по праву можно считать одним из крупнейших в истории науки. Да еще и сделать это за считанные минуты эфирного времени. Как рассказать о гравитационных волнах так, чтобы было понятно даже ребенку, почему научные открытия нередко начинаются с простых вопросов и может ли научный контент в соцсетях быть популярнее видео топовых блогеров — об этом и многом другом рассказал Джулиан Сиддл (Julian Siddle), автор еженедельных программ и проектов, продюсер BBC Radio и документальных фильмов о науке для международного вещания BBC. Лекции прошли в рамках Года науки и образования Великобритании и России 2017 в Центральном выставочном зале «Манеж» и Университете ИТМО.

Популяризируем науку в соцсетях: от бытовых историй до максимально простых видео

За свою карьеру Джулиан Сиддл лично разработал и реализовал несколько научных проектов BBC – от программы недельного вещания об африканской науке из Уганды до запуска многосерийных передач о глобальных цифровых коммуникациях в странах Азии и Латинской Америки. Сегодня он продюсирует документальные фильмы о науке для международного вещания BBC, проводит тренинги по научной коммуникации и разрабатывает научную стратегию для социальных сетей BBC в Facebook и Twitter.

Именно социальные сети в последнее время дают почти безграничные возможности для распространения научного контента и привлечения новой аудитории, подчеркивает Джулиан Сиддл. Каждый месяц только Facebook пользуются около двух миллиардов активных пользователей, а это почти треть населения Земного шара. Но можно ли заинтересовать миллионы пользователей новой программой Европейского космического агентства и какие научные видео способны конкурировать по популярности с записями популярных блогеров?

Героем одного из самых успешных проектов BBC Science в Facebook стал британский астронавт Тим Пик (Tim Peake). Он отправился на орбиту под эгидой Европейского космического агентства (European Space Agency — ESA) и официально стал первым британцем, вышедшим в открытый космос. Но внимание зрителей к экспедиции было приковано задолго до исторического момента — причиной этому послужила в том числе медиакампания, заранее запущенная в соцсетях совместно с ESA. На несколько месяцев Тим Пик, по сути, стал ведущим собственной программы: путешествуя с камерой по Звездному городку, он от первого лица рассказывал зрителям о быте космонавтов и даже учил русский язык под чутким руководством русскоговорящих специалистов службы BBC.

«Используя соцсети, нам удалось привлечь к теме максимально широкую аудиторию. При этом мы намеренно сделали ведущим самого Тима. По сути, он сам снимал и выстраивал прямую коммуникацию с аудиторией. Мы подготовили около десятка видео и разместили их на Facebook еще до полета. На первый взгляд, там совсем нет науки — Тим учит язык, рассказывает про подготовку и жизнь в Звездном городке. Но именно такая легкая подача материала позволила заинтересовать зрителей еще до начала экспедиции. Кроме того, сыграла роль и сама персона Тима — дружелюбного и открытого парня. После того, как кампания начала набирать популярность, мы позволили нашему герою заговорить о науке. Ведь у нас к тому моменту уже было сформировано пространство, где мы можем сделать следующий шаг», — рассказывает Джулиан Сиддл.

Взять камеру Тим Пик согласился и на орбиту, где он начал рассказывать уже о гораздо более сложных вещах, а также объяснять работу тех или иных аппаратов, проводить эксперименты. Одни из них проводился в сотрудничестве с британскими школами: астронавт взял на орбиту семена, после чего пообещал отправить их в школы и посеять вместе с обычными семенами, никогда не покидавшими Землю.

Но иногда совсем не грамотно спланированная медиакомпания, а совершенно спонтанные видео могут набрать 18 миллионов просмотров за неделю. Так произошло с одним из самых популярных роликов, опубликованных в группе BBC Science в Facebook. Короткое таймлапс-видео без звука показывало процесс разложения рыбы в арктических водах. Ролик снял в рамках исследования один из его авторов, после чего прислал его в редакцию. Но ни ученый, ни журналисты BBC не могли и предположить до публикации, насколько широкий отклик оно вызовет у пользователей соцсетей. В чем секрет?

«Мы действительно не раз задавались вопросом, почему оно так “выстрелило”. Как мне кажется, роль сыграл фактор отвращения. Именно он является одним из факторов успеха в социальных медиа: люди очень часто делятся вещами, которые вызывают отвращение. Кроме того, насколько я знаю, никто до этого ничего подобного не делал на Facebook. И наконец еще один важный момент: это очень простая история, видео емкое и здесь нет слов, следовательно, нет никаких языковых барьеров восприятия информацию», — отмечает Джулиан Сиддл.

 

Лекция Джулиана Сиддла в Университете ИТМО
Лекция Джулиана Сиддла в Университете ИТМО

Работая с научными статьями, «выворачиваем информацию наизнанку»

Одним из традиционных источников для новостей науки на ТВ, радио и в интернет-СМИ неизменно являются публикации в научных журналах. Здесь свои правила и форматы — каждая статья готовится месяцами, а то и несколько лет, она имеет свою строгую структуру, а все главное в виде выводов, как правило, в таких публикациях сообщается в конце. При подготовке научно-популярных программ и коротких выпусков информацию в буквальном смысле стоит «выворачивать наизнанку», говорит продюсер BBC. Повествование строится по базовому журналистскому принципу «перевернутой пирамиды» — все главное должно сообщаться в самом начале. В первые 20 секунд вашей программы вы должны дать зрителю или слушателю ответ на главный вопрос: «В чем смысл этого открытия?».

«Сначала вы рассказываете об открытии и его значении, а потом даете зрителю контекст, историю, объясняете, как оно было сделано. К примеру, в одной из радиопередач, в основу которой было положено исследование, опубликованное Геологическим обществом Лондона, авторы сначала рассказали о главном факте — 91 вулкане, обнаруженном подо льдами Антарктики, а потом включили историю этого открытия. Оказалось, что отправной точкой для исследования послужил простой вопрос студента из Эдинбурга, который поинтересовался, а что исследователям на данный момент в принципе известно о месте нахождения вулканов в Антарктиде. Ученые поняли, что вопрос действительно мало изучен, после чего и была предпринята экспедиция, результаты которой легли в основу исследования», — рассказывает Джулиан Сиддл.

И наконец в завершении программы ее авторы представили анализ на перспективу — известно ли ученым, какое влияние эти вулканы могут оказать в будущем на процесс дестабилизации ледяных покровов Антарктики? Такая универсальная структура позволяет не только переработать сложный для восприятия широкой аудиторией текст научной статьи, но и дополнить тему более широким контекстом, что, опять же, сделает ваш материал более понятным и интересным неподготовленной аудитории, говорит эксперт.

Новости о катастрофах: здесь тоже есть место науке?

Смогут ли попасть в статьи о науке сообщения о стихийных бедствиях и новости криминальных сводок? На самом деле научный контент берется не только из исследований и работ ученых, поводом для работы журналистов в разное время становились события, на первый взгляд далекие от науки.

Последствия урагана Катрина в Новом Орлеане. Источник: pbs.org
Последствия урагана Катрина в Новом Орлеане. Источник: pbs.org

В 2005 году на юг США обрушился один из мощнейших за всю историю страны ураган Катрина. Наиболее тяжелый ущерб был причинен Новому Орлеану, где под водой оказалось около 80% площади города. В результате стихийного бедствия погибли 1836 жителей, экономический ущерб, согласно более поздним оценкам, составил $125 млрд. Анализ причин и последствий катастрофы нашел отражение в том числе в многочисленных исследованиях и научных работах. Авторы анализировали причины прорыва защитных сооружений, процесс организации эвакуации, схему работы различных учреждений во время урагана и затопления, а также моделировали дальнейшие траектории развития города уже после разрушительного урагана.

Ищем пути рассказать просто о сложном: как за 30 секунд объяснить, что такое бозон Хиггса

Ученым достаточно просто объяснить климатические явления, но стоит ли пытаться говорить простым языком о «сложной науке»? Можно ли за несколько минут эфирного времени объяснить, что такое бозон Хиггса?

«Даже сам Питер Хиггс испытывал сложности, когда пытался объяснить людям, что такое бозон, названный впоследствии его именем. И действительно, мы часто сталкиваемся с тем, что нам очень сложно объяснить понятия, которые, однако, вызывают очень широкий интерес у аудитории. Несколько лет назад, когда бозон был обнаружен, для нас было реальным челленджем подвести итоги этой новости и за 30 секунд объяснить главное», — говорит Джулиан Сиддл.

В соответствии с механизмом Хиггса, Вселенную пронизывает некое поле — поле Хиггса, которое и позволяет частицам обрести массу. Предполагается, что взаимодействие с появляющимися в этом поле бозонами Хиггса и наделяет двигающиеся элементы массой. Этот процесс можно сравнить со снежным полем, по которому не получается быстро передвигаться, поскольку снег налипает на ботинки и мешает идти. Бытовые аналогии приходят на помощь в объяснении сложных явлений. В частности, именно такой способ использовал и физик-теоретик Джон Эллис (John Ellis), объясняя суть одного из крупнейших открытий в истории науки.

В науке всегда есть место личным историям

«Точно так же было очень сложно объяснить широкой аудитории, что такое гравитационные волны, когда они были только открыты. Но при этом, даже несмотря на сложность этого понятия, они вызвали огромный интерес у зрителей. В чем причина? На мой взгляд, все просто: главное очарование таких открытий в том, что они позволяют нам чуть более глубоко понимать процессы, которые происходят вокруг, позволяют сформировать картину нашего места во Вселенной», — отмечает Джулиан Сиддл.

Но точно так же, как сложные для понимания фундаментальные открытия, вызывает интерес в научно-популярных материалах и личностный аспект, добавляет он. Что это значит? Частью любой научной темы может стать история конкретного человека, семьи или народа.

Два года назад популярность в соцсетях получила фотография шестилетней девочки из Либерии, запечатленной с плакатом «Спасибо, наука». Снимок сделал местный житель — 23-летний Альфансо Апплтон (Alphanso Appleton), сын женщины, зараженной лихорадкой Эбола, после того, как узнал новость о создании вакцины от вируса, жертвами которого стали более десяти тысяч человек. Молодой человек захотел поделиться историей своей семьи и выразить благодарность ученым, которые работали над созданием лекарства. Он рассказал, что теперь, благодаря созданию вакцины, он может не опасаться за свое будущее и дальнейшие планы — обучение в США, где планирует продолжить образование в области фотографии.

«Борьба с лихорадкой Эбола — не только пример успешной научной коллаборации, но и достаточно хороший кейс в плане информационного освещения. Это фото наглядно показывает, что наука реально может изменить нашу жизнь и мир вокруг нас. И если продолжить эту мысль, нельзя не вспомнить, что еще десять лет назад никто не мог подумать, что когда-то будет создана компьютерная модель мозга человека. Но сегодня, благодаря развитию технологий, ученые по всему миру работают в этом направлении и делают новые открытия. Один из главных трендов последних лет — развитие информационных технологий в биологических исследованиях. Возможность обрабатывать огромные массивы данных о наших клетках — это, как мне кажется, именно то, что в будущем очень сильно изменит наш мир», — говорит Джулиан Сиддл.

Источник: wellcometrust.files.wordpress.com
Источник: wellcometrust.files.wordpress.com

Пять рекомендаций по созданию научно-популярного контента

Продумать структуру и создать рецепт эффективной научно-популярной программы, материала или медиакампании в социальных сетях за пять минут вряд ли получится. Впрочем, эти пять простых базовых принципов, по словам Джулиана Сиддла, помогут определить главное в самом начале пути создания собственного контента.

1)  Определите свою целевую аудиторию.

2) Выберите платформу, с помощью которой вы собираетесь транслировать информацию. Очевидно, что, если вы планируете делать подкасты для тех, кому меньше 25, лучше сконцентрироваться на соцсетях. И только потом думать о развитии своего проекта на других площадках.

3) Снимайте видео. Пока это самый эффективный способ выстроить коммуникацию с аудиторией.

4) Определите главную идею своего проекта и расскажите о ней за первые семь секунд своего видео. Это должно запомниться и зацепить внимание зрителя.

5) Убедитесь, что ваш материал позволяет зрителю задуматься о более глобальном контексте и побуждает и дальше углубляться в тему. Помните: вы предлагаете ему стартовую площадку, после чего он может продолжить путешествие и самостоятельно найти материал в других источниках.

Лекция Джулиана Сиддла в Университете ИТМО
Лекция Джулиана Сиддла в Университете ИТМО

Лекции и мастер-классы Джулиана Сиддла в Петербурге прошли в рамках Года науки и образования Великобритании и России 2017 в «Манеже» и Университете ИТМО 13 и 14 сентября. Организаторами выступили посольство Великобритании в России, Консульство Великобритании в Санкт-Петербурге, Центральный выставочный зал «Манеж» и Центр научной коммуникации Университета ИТМО. На встречах Джулиан Сиддл не только рассказал об особенностях создания передач о науке на BBC Radio и международном опыте научной коммуникации, но и провел два мастер-класса для научных журналистов, коммуникаторов, а также студентов магистратуры по научной коммуникации в Университете ИТМО.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба