Эксперты из Германии и России обсудили общественную миссию научных организаций в рамках Недели Германии

В рамках Недели Германии в Санкт-Петербурге Центр научной коммуникации Университета ИТМО организовал дискуссию «Как меняется общественная миссия современных научных организаций?». Спикеры из Университета прикладных наук Рейн-Ваал, Берлин-Бранденбургской академии наук, Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN), Университета ИТМО и Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки рассказали, как научные организации в России и Германии транслируют свои ценности через взаимодействие с обществом.

Неделя Германии — это городской форум, который уже не первый год становится эпицентром культурного, экономического и научно-образовательного обмена между Россией и Германией. В этом году Университет ИТМО впервые принимал участие в программе мероприятий Недели Германии. Предпосылкой для этого стало сотрудничество между странами в области развития коммуникации и популяризации науки, в котором петербургский вуз играет активную роль. Кроме того, 2019 год проходит под знаком российско-германских научно-образовательных партнерств, поэтому тематика дискуссии была горячо поддержана организаторами Недели.

Ключевым организатором дискуссии выступил Центр научной коммуникации Университета ИТМО, который на протяжении нескольких лет развивает инициативы по улучшению инфраструктуры научной коммуникации в стране. С 2016 года Германия является одним из ключевых зарубежных партнеров Центра. В частности, между Университетом прикладным наук Рейн-Ваал и Университетом ИТМО уже второй год ведется обмен студентами, обучающимися в магистратуре по направлению «Научная коммуникация».

Мы собрали основные тезисы из выступлений докладчиков на мероприятии в рамках Недели Германии.  

Александр Штрук, PhD, профессор теоретической физики Факультета технологий и бионики Университета прикладных наук Рейн-Ваал

Александр Штрук
Александр Штрук

Наука — это поиск познания, верифицируемого или фальсифицированного. Для достижения этой цели ученые проводят эксперименты так, чтобы другие люди могли их повторить. Только воспроизводимые опыты помогают заглянуть в будущее и понять, в каком направлении мы движемся.

Для получения успешных результатов и обмена знаниями ученые формируют коллаборации, «содружества». Вместе легче обеспечить наличие необходимого для работы, подчас дорогого оборудования. Университеты — тоже подвид подобных «содружеств».

В целом, такие группы ученых связывают четыре вещи: научное исследование, развитие, образование и коммуникация с внешним миром, то есть с обществом, которое не всегда способно понять результат того или иного исследования.

Возникает вопрос: а как доносить информацию до людей? Опыт показывает, что важно связать науку с реальной жизнь, показать, как именно итог работы ученых влияет на повседневность.

Дискуссия «Как меняется общественная миссия современных научных организаций?»
Дискуссия «Как меняется общественная миссия современных научных организаций?»

Так возникло понятие научной коммуникации. Очень важно отличать ее от понятия «внутренняя коммуникация». Последняя занимается обменом знаний между учеными, к примеру, посредством публикаций работ в специализированных изданиях. Научная же коммуникация позволяет прикоснуться к современным исследованиям тем, чья сфера деятельности с наукой напрямую не связана. Немецкие университеты сейчас активно работают над вовлечением общественности (public engagement) и поиском новых форматов диалога с людьми. К примеру, я провожу мероприятия для детей, где рассказываю об особенностях современной физики. Для современных ученых коммуникация с публикой стала частью повседневной работы.

Остаются и более традиционные подходы. Отчеты об успехах и неуспехах, сообщения в СМИ. Однако люди, которые занимаются PR-деятельностью в университетах, сообщают, что из года в год количество подобных публикаций снижается в конкуренции с новыми форматами. Среди них бесплатные образовательные курсы, которые создает почти каждый европейский вуз, и гражданская наука. Citizen science — довольно новая концепция, в рамках которой люди без профильного образования принимают участие в научных проектах. Шаг смелый и требует тщательного отбора проектов, однако эта инновационная форма сотрудничества очень отчетливо показывает, как работает наука и сколько блага она может принести.

Бирте Фэнрих, PhD, старший исследователь и координатор междисциплинарной исследовательской группы «Влияние диджитализации на качество научной коммуникации», Берлин-Бранденбургская академия наук

Бирте Фэнрих
Бирте Фэнрих

Исторически Германия всегда была важным местом для развития современной науки и ее коммуникации. В XIX веке прусские университетские реформы ввели в университеты идеи гуманитарного академического образования, единства исследований и преподавания, а также свободу науки от любых политических вмешательств. Ученые поняли важность фокусирования науки на решение актуальных проблем общества.

Сегодня руководство университетов обращают особое внимание на то, как вуз представлен широкой общественности. По данным за 2011 год, 90 % немецких университетов обладает собственными отделами, которые специализируются на коммуникациях, где работает по одному специалисту на 20 профессорских ставок.

Количество используемых каналов коммуникации со временем растет: к уже привычным органам СМИ добавляются социальные сети, которые открывают пути к новой аудитории. Однако никто не проводит исследования с целью выяснить, как активность в Facebook и Instagram, а также проведение городских мероприятий на самом деле улучшают публичной образ университета.

Коммуникация проходит и в индивидуальном порядке. Сейчас ученым как никогда важно быть на виду: выступать с лекциями, проводить специальные мероприятия с целью популяризации для детей, продолжать поиск новых инструментов взаимодействия с обществом. Часть работы современного ученого — быть специалистом по PR.

Можно выделить четыре вызова, которые стоят перед современной научной коммуникации в Германии:

  • ответственная научная коммуникация или управление репутацией? Как обеспечить единый надлежащий уровень качества коммуникаций в условиях переизбытка информации и многоканальности?
  • как обеспечить эффективную коммуникацию? Университеты тратят на нее огромные деньги, но каким образом можно высчитать пользу от проводимых мероприятий?
  • к кому следует обращаться? Нацеливаться на узкие социальные группы или стараться охватить все грани общества?
  • как научная коммуникация связана с наукой? Становится ли человек ученым, беря на себя функции по проведению мероприятий и работе с исследователями?

Александра Борисова, сооснователь и президент Ассоциации по коммуникациям в сфере образования и науки (АКСОН), сотрудник Центра научной коммуникации Университета ИТМО

Александра Борисова
Александра Борисова

Одно из определений научной коммуникации звучит так: это явные, организованные, спланированные действия, направленные на передачу научных знаний, методологий, методов и практик в тех случаях, когда существенной частью аудитории являются не специалисты.

Это определение подразумевает три миссии университетов: преподавание и развитие человеческого капитала, производство новых знаний (наука) и, наконец, развитие среды вокруг себя, внимание к социальным вопросам, восприимчивость к нуждам общества. Если мы вспомним историю университетов России, то быстро поймем, что вторая и третья миссии для них в новинку. Многие из наших родителей учились в университетах, где не проводили исследования, а просто обучали людей. О третьей миссии и разговора не было — едва ли можно успешно взаимодействовать с окружающим обществом без развитой коммуникационной структуры с пресс-службой, хорошими организаторами мероприятий и так далее. В такой ситуации уровень образования в университете быстро устаревает.

И в какой-то момент в России поняли: хорошо бы иметь науку в университетах. А с ней неплохо бы развивать коммуникационный офис, который расскажет об успешных исследованиях. Так, с 2012 года в дело научной коммуникации в России активно включились университеты. Был анонсирован Проект 5-100 — программа по повышению конкурентоспособности российских вузов на международном уровне. Для получения дополнительного финансирования вузы принялись повышать качество науки, образования и публичности. В лидирующие вузы страны пришли сильные коммуникационные департаменты, которые и стали флагманами научной коммуникации в России.

В 2016 была основана наша «Ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки» (АКСОН). Мы стараемся способствовать развитию сообщества научных коммуникаторов внутри России и его интеграции в международное поле. С самого начала мы занялись внедрением стандартов работы — этой цели служит премия «Коммуникационная лаборатория» для коммуникационных команд вузов и университетов. Большое жюри с научными журналистами и активными учеными в области медиа (главные потребители контента от коммуникационных служб) выделяют лучшие практики, а затем мы их обобщаем и распространяем среди профессионального сообщества.

В частности, одна из номинаций «эксперимент» отмечает успехи в организации мероприятий, не касающихся непосредственно науки. Это классический outreach, когда университет выходит в город и делает что-то для изменения среды. Лауреатом этой премии становился проект «Университет, открытый город». Коллеги из Высшей Школы Экономики не просто провели лекцию, а создали целую экосистему внутри города, направленную на распространение новых знаний. Программа включала в себя фестивали, работу центра музыкальных проектов и создание экодвижения «Зеленая Вышка». «Университет, открытый город» продолжался в течение года и показал, как современный вуз может выйти за пределы своего кампуса.

Брендированная электричка МФТИ
Брендированная электричка МФТИ

Необычный кейс для российских научных коммуникаций случился, когда Московский физико-технический институт впервые в истории забрендировал электричку культовый для МФТИ вид транспорта. Ее оформили так, чтобы пассажиры могли посмотреть на архивные фотографии, а также познакомиться со студенческими байками и цитатами основателей вуза. Информация о прошлых и настоящих научных открытиях также была представлена в дизайне. Электричка МФТИ ходила в течение в года по разным веткам в Москве и области.

Первого сентября Новосибирский государственный университет проводит Open Space Picnic мероприятие, которое сочетает научные и развлекательные мероприятия. Мастер-классы по физике, биологии и робототехнике проводят вместе с Science Slam и концертами, а заканчивается все фейерверком. Ежегодно событие привлекает несколько тысяч участников.

Дарья Дворжицкая, исследователь ЦЕРН (Швейцария) и Центра научной коммуникации Университета ИТМО, выпускница Университета прикладных наук Рейн-Ваал по программе научной коммуникации

Дарья Дворжицкая
Дарья Дворжицкая

ЦЕРН это европейская лаборатория в области исследования физики частиц, основанная в 1954 году. В данный момент именно там находится крупнейший ускоритель частиц, обеспечением работы и использованием мощностей которого занимаются порядка 16 тысяч человек. Это число соответствует половине ученых, специализирующихся в физике частиц, в мире. Германия закладывала основы организации, а сейчас платит самый большой взнос в бюджет организации порядка 20 %.

Конечно, в первую очередь лаборатория существует для того, чтобы заниматься физикой ускорять частицы, сталкивать их, наблюдать за результатом и разгадывать тайны Вселенной. Однако ЦЕРН выполняет и другие задачи, не относящиеся к исследованиям. Во-первых, он занимается репрезентацией фундаментальной науки на мировом уровне. Центр работает целиком на деньги налогоплательщиков, и потому открытый формат является необходимым условием для всех проводимых здесь исследований. Это вопрос ответственности перед людьми. Если люди перестанут понимать, зачем ускорять частицы, то центр перестанет работать. Потому внешними коммуникациями в ЦЕРН занимаются порядка 70 сотрудников.

Другая задача обеспечение связи с индустрией, передача технологических инноваций. В-третьих, ЦЕРН не игнорирует образовательную составляющую. Центр видит своей миссией растить следующее поколение ученых и инженеров и проводит программы как для школьников, так и для учителей. Люди приезжают, в течение недели слушают о ходе современной науки и потом, возвращаясь в классы, рассказывают детям о работе в ЦЕРН совершенно по-другому. Кроме того, сотрудники лаборатории проводят конкурс для старшеклассников со всего мира, победители которого могут воплотить свои идеи на пучке большого адронного коллайдера.

Экскурсия по ЦЕРН. Источник: home.cern
Экскурсия по ЦЕРН. Источник: home.cern

Наконец, еще одна немаловажная задача вдохновение, распространение научной культуры среди широкой аудитории. Регулярные экскурсии, выставки, открытые лекции. С работой лаборатории знакомят художников, чтобы те воплощали собственное видение ЦЕРН в картинах, фотографиях и других формах искусства.

Прямо сейчас в приоритеты работы центра входит налаживание более тесных связей с местными жителями Швейцарии и Франции. Бывали случаи, когда туристы из Бразилии больше знали о работе центра, чем люди, живущие в непосредственной близости от коллайдера. Многие люди считают ЦЕРН закрытой страшной организацией, которая делает то ли черные дыры, то ли устанавливает связи с инопланетянами. Для восполнения этих пробелов мы проводим дни открытых дверей и расширение аудитории.

Другая цель это нахождение новых ясных научных перспектив после бозона Хиггса и БАК. Неясно, принесут ли новые исследования существенные результаты. Вопрос целесообразности той или иной работы на данный момент является болезненным для специалистов по коммуникациям. Потому они делают упор на спин-офф технологии, медицину и мирную международному коллаборацию. Да, мы занимаемся физикой, но в то же время у нас работают более 16 тысяч человек из разных стран мира, чтобы вместе заниматься наукой, а не строить бомбы.

Добивается ли ЦЕРН поставленных целей в коммуникации и соответствует ли он тому уровню ответственности, которую он несет как большая международная организация, ответам на эти вопросы будет посвящен совместный проект Университета ИТМО и Европейской лаборатории в области исследования физики частиц.

Архив по годам:
Пресс-служба