Университет ИТМО. Абдулла Абдуллаев.

В Москве определили самых железных молодых предпринимателей

Студент четвертого курса факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Абдулла Абдуллаев в составе межвузовской команды стал победителем финала всероссийского чемпионата по деловой игре «Железный предприниматель».

«Железный предприниматель»  – это конкурс по решению бизнес-кейсов, на котором участникам предлагается какая-либо технология или прибор, для которых нужно разработать план по коммерциализации. Как правило, прототип сопровождается коротким описанием его технологических характеристик. Больше фантазию участников ничто не ограничивает: команды могут придумать совершенно разные применения одному прибору.

Петербургский отборочный тур чемпионата прошел на базе Университета ИТМО. Свои предложения презентовали шесть команд из Университета ИТМО, ВШЭ и СПбГУ. В качестве задания для регионального этапа чемпионата участникам нужно было создать приложение для сайта «Одноклассники», которое можно было бы коммерциализовать. Среди команд были идеи по созданию игровых приложений, приложений для туризма, но победила идея межвузовской команды под руководством студента Университета ИТМО.

«Мы определили следующую проблему: существуют различные сайты-агрегаторы новостей и городских событий, однако у людей до сих пор нет возможности создавать свои мероприятия и приглашать на них друзей, – объясняет Абдулла Абдуллаев. – Также мы подумали, что будет нелишней функция тематической сортировки этих поводов. Примечательно, что буквально через две-три недели после объявления результатов регионального конкурса я увидел, что такое приложение действительно появилось. Это говорит о том, что мы шли в правильном направлении, выбрав коммерчески успешный подход».

В подобных деловых играх студент участвует впервые. Ассистент кафедры экономики и стратегического менеджмента ФТМИ Университета ИТМО Михаил Левин отмечает, что впредь факультет увеличит количество таких практических соревнований, в которых могли бы участвовать студенты. Тем более, некоторые компании сами готовы предоставлять бизнес-кейсы развивающимся специалистам. Так, рассказывает Михаил, к ним обратилась компания EMC, которая является ведущим поставщиком IT-решений.

«Представители компании выразили желание провести на базе Университета ИТМО что-то вроде “мозгового штурма” по своей профильной тематике. Нужно понимать, что компании, как глобальные, так и небольшие, нуждаются в стажерах. Подобные конкурсы – лучший способ определить потенциал студента. Поэтому победитель может претендовать на позицию стажера в компании, а после – получить постоянную работу в ней», – комментирует он.

Заключительный тур чемпионата по деловой игре «Железный предприниматель» прошел в Москве на базе Высшей школы экономики. Финал длился два дня, из которых первый день был образовательным – участникам рассказывали, как сплотить команду, придумать работающую идею и построить адекватную бизнес-модель для решения поставленной задачи, а второй – соревновательным. После объявления условий бизнес-кейса у 23 команд, приехавших из разных городов России, был всего час, чтобы с нуля создать презентацию проекта, с которой было бы не стыдно выступить перед потенциальными инвесторами. В 2015 году технологией, которую нужно было продать, стал спектрометр-«нюхач»: это устройство на расстоянии 20-30 метров способно распознать около 10000 различных веществ.

В ходе определения стратегии распространения этой технологии командам нужно было подумать о многом: где именно будет применяться предмет, кому он будет полезен, какие проблемы он решит, каков примерный объем рынка и так далее. Решение участников оценивается по таким критериям, как идея (ее оригинальность, актуальность, реализуемость), командная работа, возможность коммерциализации, выступление, ответы на вопросы.

Команды сгенерировали множество идей по использованию спектрометра, многие из которых были совершенно неожиданными. Студенты предлагали фермерам с помощью спектрометра находить сибирскую язву и другие болезни у коров, охотникам – определять местоположение лосей, женщинам – диагностировать беременность на ранних сроках или контролировать свежесть продуктов в холодильнике и так далее.

Межвузовская команда Абдуллы Абдуллаева решила продвигать спектрометр на рынке охранных систем.

«Мы сфокусировались на способности спектрометра определять наличие у человека наркотиков или других нежелательных веществ, – рассказывает он. – В качестве потребителей выбрали те объекты, которые взаимодействуют с частными охранными предприятиями, где безопасность важнее всего. Мы остановились на столичных складах, производственных объектах, барах, клубах и так далее. Особенно важно это для последних: за обнаружение запрещенных веществ специальные органы могут выписать немалый штраф или закрыть заведение. На этом мы и делали акцент».

По итогам конкурса данная концепция заняла второе место. Абдулла Абдуллаев, для которого участие в подобном соревновании стало дебютом, отмечает, что чувствовать себя уверенно в таких конкурсах ему помогает большой опыт участия в дебатах.

«Уже не первый год я состою в Санкт-Петербургской федерации дебатов, – объясняет студент. –  Там мы не только развиваем навык публичных выступлений, но и учимся анализировать проблемы, вычленять суть какого-то высказывания или текста. Я понял, что те компетенции, что я развиваю в рамках дебатов, очень хорошо накладываются на то, чем я занимаюсь на факультете ФТМИ. Очень важно качественно презентовать продукт, и, пожалуй, далеко не все российские начинающие предприниматели умеют это делать. Плохое представление продукта занижает его ценность в глазах покупателей и инвесторов. Не менее полезно уметь понять, в чем суть продвигаемой технологии, в чем сильные ее стороны. Подобные умения я тренирую в ходе дебатов – продвигаю идеи, которые привлекают иногда больше, чем сам продукт. Ведь действительно, иногда неважно, что ты продаешь: ключевым является то, как ты подаешь идею».

За второе место команда получила грамоты и кубок. От Университета ИТМО успешно выступившие на чемпионате «Железный предприниматель» студенты получили еще более ценный приз: бесплатное участие в образовательной программе «Коммерциализация инноваций», которая стартует в июле и проводится Университетом ИТМО при поддержке «РВК» и  Массачусетского технологического института (MIT). Рассчитанная и на новичков, и на опытных предпринимателей, программа построена на базе курса профессора MIT Юджина Фитцджеральда. Вместе с ним будет преподавать Андреас Ванкерл, имеющий большой опыт инновационной деятельности в различных компаниях. Программа будет проходить в формате акселератора, и лучшие проекты, представленные в рамках курса, получат возможность бесплатно поехать в сингапурский стартап-акселератор JFDI.

Ульяна Малышева,
Редакция новостного портала Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба