Культурный проект «Живая лаборатория “Digital сцена”» проходит в Петербурге с осени 2022 года. В нем участвуют режиссеры, драматурги и художники-постановщики театров Петербурга, которые вместе со зрителями создают цифровые декорации для театральных спектаклей.

Организатор проекта — Социально-художественный театр Петербурга. Среди партнеров — ИТМО, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, Александринский театр, академический театр имени Ленсовета, лаборатория-мастерская ФабЛаб ИТМО.

«За последние годы в современный театр все больше проникают цифровые технологии. А вместе с ними приходит и новое поколение зрителей, которым близки современные медийные формы: кино, блокчейн, игры и другие. В связи с этим меняется сам театр, его технологии и средства выразительности. И если современные коммерческие шоу в этом плане упакованы хорошо, то традиционные театры обычно используют интуитивный контент, в основном — видеоматериалы. При этом самим режиссерам и художникам-постановщикам часто не хватает знаний и опыта в цифровых направлениях: саунд-арте, компьютерном и интерактивном искусстве, видео- и цифровом действии», — рассказывает соорганизатор «Живой лаборатории “Digital сцена”», куратор культурных проектов CLD ITMO Александра Иритьян-Ирисова.

Проект «Живая лаборатория “Digital сцена”» нацелен на то, чтобы восполнить пробел в коммуникации между представителями театрального сообщества и специалистами, которые создают цифровые продукты. Именно поэтому в нем участвуют как театральные специалисты, так и технические: дизайнеры, медиахудожники, звукорежиссеры и другие.

Всего в проекте участвовали 10 интердисциплинарных команд (около 100 человек), в каждую из которых вошли студенты магистратуры ИТМО «Световой дизайн». Участники совместно с лабораторией-мастерской ФабЛаб ИТМО создавали макеты для спектаклей, чтобы продемонстрировать декорации. Эти макеты представили на выставке прототипов цифровых макетов сценических декораций в Театральном музее, а по итогам выбрали два победителя. Макет по спектаклю «Парящий тигр» стал лучшим по результатам зрительского голосования, а макет по спектаклю «Страхъ» победил по версии жюри.

Итогом проекта стали эскизы спектаклей, которые команды представили на сцене театра им. Ленсовета.

Сцена из спектакля «Парящий тигр». Фото: Александра Вильдтгрубе

Сцена из спектакля «Парящий тигр». Фото: Александра Вильдтгрубе

Страх нейросети

Спектакль «Страхъ» поставлен по мотивам двух новелл первой половины 20 века: «Волосы Вероники» Скотта Фицджеральда и «Страх» Стефана Цвейга. Работа посвящена социальным табу и поведенческим шаблонам, которые разрушают жизнь, а также способам внутреннего освобождения от них. Первая часть спектакля описывает тревоги и страхи из внешнего мира. Во второй части исследуются страхи, сформированные внутренним миром героев.

Над постановкой работали студенты театральных и художественных вузов: Елизавета Холмушина, Ксения Вороненко, Андрей Олейник, Татьяна Яковлева, Мария Трефилова, Марья Караваева, Владимир Кустов. Их консультировали специалисты ИТМО: куратор культурных проектов CLD ITMO Александра Иритьян-Ирисова, инженер и преподаватель программы ИТМО «Световой дизайн» Илья Филиппов, доцент и руководитель программы ИТМО «Световой дизайн» Наталья Быстрянцева.

В качестве диджитал-декораций авторы использовали проекционный экран и подвижные трубки, которые имитируют нити или волосы. Актеры взаимодействуют с этими декорациями во время спектакля и меняют пространство от события к событию. Проекционные устройства выступают связующим звеном между актерами, мультимедиа и действием. С помощью проекционных экранов авторы достигли эффекта дополненной реальности — например, вывели описание персонажей, чтобы зритель мог лучше понять их мотивацию.

Также специалисты использовали мультимедийный контент, который создали с помощью генеративной графики и нейросетей. Художники решили: страх лучше отображать через коллективное бессознательное, нежели через образы, созданные конкретным художником. Так соавтором спектакля стали нейросети Midjourney и Stable Diffusion.

Благодаря цифровым технологиям «Страхъ» отличается интерактивностью: с помощью онлайн-голосования зрители могут взаимодействовать с персонажами —  например, оценивая различные ситуации. Эти выборы влияют на развитие сюжета, а зритель становится соавтором постановки.

Отрывок из спектакля «Страхъ». Автор: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Голографический тигр

Спектакль «Парящий тигр» основан на одноименной повести американской писательницы Кейт Дикамилло. Постановка рассказывает историю замкнутого шестиклассника Роба, который потерял мать и подвергается буллингу в школе. Однажды герой находит в лесу клетку с живым тигром, который становится его тайной и единственной отрадой. Тигр символизирует подавленные эмоции и страхи, которые, как и хищное животное в клетке, однажды могут вырваться наружу. 

В команду проекта вошла студентка магистратуры ИТМО «Световой дизайн» Дарья Климова. Также в постановке участвовали студенты театральных и художественных вузов:Алиса Феоктистова, Виктория Слепцова, Марина Хомутова, Диана Шапиро. Их консультировали специалисты ИТМО: куратор культурных проектов CLD ITMO Александра Иритьян-Ирисова, инженер и преподаватель программы ИТМО «Световой дизайн» Илья Филиппов, доцент и руководитель программы ИТМО «Световой дизайн» Наталья Быстрянцева.

Основная цифровая декорация спектакля — это три проекционных экрана. Видеоряд на них дополняет происходящее на сцене. Например, только на экранах существуют некоторые персонажи спектакля, которые говорят с «живыми» актерами. Также на экраны выводится видео-арт и анимация.  

«Благодаря лаборатории у нас была возможность еще на этапе создания макетов посмотреть, как будут выглядеть различные цифровые декорации и выбрать самые подходящие. С помощью видеоряда на проекционных экранах нам удалось добиться полного погружения зрителя в атмосферу детской истории. Для этого мы показываем мир глазами детей: лес снят снизу, тигр предстает в виде крупных фрагментов, так как для ребенка он выглядит огромным», — рассказала студентка магистратуры ИТМО «Световой дизайн» Дарья Климова.

Сцена из спектакля «Парящий тигр». Фото: Александра Вильдтгрубе

Сцена из спектакля «Парящий тигр». Фото: Александра Вильдтгрубе

Весь спектакль зритель не видит тигра целиком, только его части: лапы, уши, спину, хвост. Это создает впечатление, будто тигр огромный и находится повсюду. В финале, когда животное выпускают наружу, тигр становится цифровым — голограмму хищника проецируют на дым. 

Проект проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.