Производство Grow Food. Фотографии: Маргарита Ерукова

Выпускник Университета ИТМО о том, как похоронить три стартапа за год и преуспеть

В жизни побеждают «непотопляемые». Не обязательно фартовые или гении, но те, кому по силам в миллионный раз начать все с начала и продолжать двигаться к своей цели с неизменным энтузиазмом. Именно к такому типу людей относится выпускник Университета ИТМО Даниэль Гальпер, основатель стремительно «взлетевшего» проекта Grow Food.

Grow Food — не первый проект Даниэля, но, пожалуй, первый успешный. Будучи студентом кафедры компьютерных технологий, Даниэль программировал с первого курса. Пару лет он проработал на компанию Radario, но к третьему курсу просто «кодить» ему наскучило.

Как-то раз, случайно увидев «ВКонтакте» объявление из разряда «Устал работать на кого-то? Хочешь свой бизнес?», он решил, что и правда, пожалуй, пора заняться чем-то своим. Баннер оказался рекламой SumIT, стартап-школы Университета ИТМО.

Эпоха «модных» проектов

В SumIT Даниэль пришел с проектом своего бывшего начальника — он разрабатывал агрегатор скидок на одежду в Интернете. Молодой стартапер ушел с работы и с головой окунулся в развитие этой идеи, однако она довольно скоро зашла в тупик и трансформировалась в собственный проект Даниэля Style&Go. Партнером по проекту стал Андрей Сатин, с которым начинающий предприниматель познакомился, когда рассказывал о своей идее на одном из многочисленных стартап-питчей, которые он в то время активно посещал. Андрей привел Даниэля в следующий акселератор, работающий при Университете ИТМО, — iDealMachine. Вскоре там нашелся первый бизнес-ангел Андрей Бородич, и Style&Go получил 20 000 долларов на развитие.

Даниэль Гальпер (слева) с партнерами
Даниэль Гальпер (слева) с партнерами

О стартап-тусовках: «Песочница» — обязательный этап любого стартапера. Поначалу стоит походить на все питчи и тусовки. Но, главное — не застрять в них надолго и от слов все-таки перейти к делу.

Проект должен был «монетизировать боль мужского шоппинга». Сам Даниэль никогда не был в восторге от похода по магазинам и предпочел бы, чтобы какой-нибудь профессиональный стилист подумал за него, как ему стоит одеваться, а потом еще и привез бы нужную одежду на дом. Именно такой «шоппинг мечты» Даниэль и стал претворять в жизнь. Сначала он все делал сам: сам «кодил», сам искал контакты потенциальных покупателей «ВКонтакте» и осуществлял «холодные» звонки, сам договаривался с магазинами и даже разъезжал по покупателям с заветными коробочками с одеждой. После первых продаж Даниэль нанял несколько сотрудников для обзвона клиентов и профессионального стилиста для подбора комплектов одежды. Однако существенно «вырасти» все равно не удалось.

Хотя похожая идея снискала большую популярность в США, в России она востребованной не стала. Связано это в первую очередь с тем, что в сравнении с Америкой в нашей стране не так много представителей устойчивого «среднего» класса со стабильным заработком 100−150 тысяч рублей в месяц. Кроме того, чтобы подобрать то, что придется по душе покупателю, надо примерить от пяти до десяти вариантов одежды. На это просто не шли магазины: им не хотелось надолго отдавать на реализацию большое количество вещей, зная, что из десяти купят только одну. В общем, тема не пошла.

Здесь и далее - фотографии с производства Grow Food
Здесь и далее - фотографии с производства Grow Food

Однако Даниэль не из тех, кого легко «убить». Как отмечает предприниматель, во время работы над проектом Style&Go он понял, что надо торговать не вещами, а гидами, и решил сделать новый инфопродукт LookBooksClub. Идея заключалась в том, чтобы делать гиды по стилю для женщин. Девушки присылали свои фотографии и получали персональные рекомендации от профессионального стилиста. Часть процесса даже удалось автоматизировать, да и с траффиком все было неплохо. Но основной проблемой проекта стало то, что делали его мужчины. Они не очень хорошо чувствовали, что именно надо показывать женщине, чтобы ее зацепить. То, что Даниэлю и его мужской команде казалось очень эффектным, девушкам виделось совсем иначе. Проект пришлось закрыть. Зато появился бесценный опыт того, как «лить» траффик. И это очень пригодилось Даниэлю в его следующем проекте.

Интернет-агентство

Следующим проектом Даниэля стало не совсем стандартное интернет-агентство ADSG. Он придумал нетривиальный способ, как существенно удешевить рекламу «ВКонтакте», доведя среднюю стоимость клика до 5 рублей. Принцип был прост: представители компании связывались с пользователями «ВКонтакте» и предлагали им получить скидку на рекламируемый продукт в обмен на их согласие использовать их лицо в рекламном объявлении. Соглашались на это практически все. Дальше все просто: всем друзьям пользователя показывалась реклама, в которой их же друг советовал им что-то попробовать. Конечно, это вызывало доверие пользователей и реклама становилась в разы эффективнее. Проект стремительно развивался, даже попал в акселератор Билайна «Большая ставка». Все шло хорошо, но в какой-то момент социальная сеть «прикрыла» эту тему. Но расстраиваться было некогда, ведь к тому моменту у Даниэля уже появился Grow Food, который неожиданно стал «взлетать» и требовать все больше внимания.

Grow Food

Проект получился совершенно случайно. Летом 2015 года Даниэль увлекся «качалкой». Однако, когда тренер расписал ему план питания, который включал в себя пять необходимых приемов пищи в день, его энтузиазм слегка поубавился. В то время Даниэлю готовить такой объем еды было просто некогда, да и перспектива бесконечного мытья посуды в восторг его не приводила. Тогда он начал искать решение проблемы в Интернете. Однако поставщиков готового питания для спортсменов за приемлемые деньги не обнаружилось. Тогда он решил сделать такой сервис сам. Партнер нашелся в спортивном зале. У Павла, инженера по образованию, в то время «загибался» его проект по автоматизации обработки профессиональных фотографий. Недолго посовещавшись, начинающие «качки» с нулевыми навыками в готовке, запустили Grow Food.

Сервис предоставляет спортсменам готовую пищу в одноразовой посуде, которая позволяет не думать о том, как распланировать приемы пищи и где найти время на приготовление завтраков, обедов, ужинов и перекусов. «Съел, выкинул, забыл», да еще и за вполне адекватную плату — от 3 300 в неделю.

О Grow Food: Мы не делаем Porsche, мы делаем Hyundai Solaris — качественный базис за очень разумные деньги, который может себе позволить каждый «качок».

Даниэль с Павлом сняли небольшую кухню и наняли пару человек, которые начали готовить первые наборы еды для спортсменов. Сначала недельные абонементы на поставку питания купили 10 друзей предпринимателей, а потом совершенно неожиданно для ребят сработало «сарафанное радио», и начали подтягиваться новые клиенты. Однажды к ним пришел достаточно известный бодибилдер, который предложил бесплатно его кормить в обмен за периодические посты о Grow Food в его Instagram. Сделка состоялась, и после пары постов появилось еще 15 новых клиентов. После удачного опыта Grow Food запартнерился со многими известными фитнес-блогерами, которые помогли продвигаться проекту. Вскоре пришло подкрепление в виде четырех миллионов рублей инвестиций от уже имевшего опыт работы с Даниэлем Александра Бородича. Привлеченные средства помогли проекту вырасти до 300 клиентов.

Об инвесторах: На самом деле инвесторы вкладывают деньги не в проекты, а в людей. Для них суммы до 10 млн рублей, необходимые для проверки гипотезы, не так уж и существенны. Никто не может предугадать, что в итоге «полетит». Все провалившиеся предыдущие проекты никак не помешали Александру Бородичу снова вложить деньги в мою идею. Самое важное — подход человека к работе и его адекватность.

Сегодня у Grow Food 1500 клиентов, ежемесячный оборот 25 млн рублей, 200 человек, работающих на проект, собственная логистика и производство, офисы в Петербурге и Москве и глобальные планы на ближайшее будущее. В августе 2016 года ребята получили еще 30 миллионов рублей от российского венчурного фонда AddVenture и теперь запускают проект на всю Россию, а в ближайший год планируют открыть офис в Майами.

О стартапах: Не стоит быть упорным и пытаться пробить неподдающуюся стену. Не понимать, что в итоге «полетит» — это нормально. Главное — быстро определить, что тема «мертвая», и продолжать пытать счастья в следующем проекте. Стартапы надо делать по методу «бурения», будто нефть ищешь: втыкаешь палочку в землю и ждешь, есть фонтанчик — хорошо, нет — пошел дальше.

Дарья Тимошенкова,

Редакция новостного портала Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба