Я, чат-бот: почему виртуальные собеседники снова в тренде. Источник: depositphotos.com

Я, чат-бот: почему виртуальные собеседники снова в тренде

Боты, когда-то присылавшие в чат прогноз погоды и анекдоты, сегодня снова популярны — только теперь они умеют гораздо больше, а инвесторы не жалеют денег на финансирование их разработки. О том, какие задачи помогают решать чат-боты нового поколения, в нашем материале.

Магистрант факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Николай Пузырев рассказывает, что новая волна популярности чат-ботов берет начало на Востоке. Создатели WeChat, Line и KakaoTalk первыми осознали, что мессенджеры — это «новый интернет». Ими пользуются даже те, кому не нужны социальные сети: смартфон всегда под рукой, общаться в привычной программе гораздо удобнее, чем регистрироваться на очередном сайте, а возможности современных платформ сильно расширяют инструментарий для взаимодействия с пользователем.

Во времена ICQ ботам приходилось имитировать «нормальных» пользователей, и они могли общаться с собеседником-человеком только в текстовом режиме — искать в присланных сообщениях ключевые фразы и возвращать в ответ курсы валют, анекдоты или прогноз погоды. Чтобы получить дополнительную информацию, разработчикам приходилось каждый раз придумывать велосипед заново — например, просить ответить на вопросы или анализировать веб-страницы. Сейчас же создатели мессенджеров предоставляют программистам удобные API, наборы готовых классов и функций, с помощью которых программа может обмениваться данными с сервером напрямую и выполнять различные операции — допустим, добавлять в интерфейс новые кнопки или осуществлять электронные платежи. Также ничто не мешает связать воедино возможности нескольких площадок: запросить доступ к аккаунту пользователя ВКонтакте, чтобы узнать его музыкальные предпочтения и посоветовать свежий альбом в любимом жанре, или показать на GoogleMaps адреса ближайших баров в ответ на присланную геометку. И все это — прямо в мессенджере, который юзер и так использует ежедневно для общения с друзьями и коллегами.

WeChat. Источник: play.google.com
WeChat. Источник: play.google.com

Сплошные плюсы

Постепенно осознание потенциала ботов нового поколения пришло и на Запад. Первой развивать это направление начала компания Telegram, которая предоставляет сейчас одну из самых продвинутых бот-платформ. Вслед за ними API открыли Facebook и ВКонтакте (впрочем, они продолжают негативно относиться к ботам, которые имитируют поведение человека для раскрутки групп и страниц). Теперь боты начинают обрабатывать заказы в интернет-магазинах, осуществлять простейшую техническую поддержку, для которой не нужно участие инженеров («попробуйте выключить и снова включить»). Они экономят специалистам время, а бизнесу — деньги: SMS при массовой рассылке могут стоить по полтора рубля за сообщение, а бот свяжется с клиентами бесплатно.

По информации с официального портала WeChat, аудитория приложения сейчас составляет более 700 миллионов человек, многие из которых оплачивают через него счета за квартиру, заказывают такси и записываются к врачу. Остальной мир пока не доверяет мессенджерам в той же мере, что и китайские пользователи, однако бизнес перекладывает на ботов все больше серьезных задач. Главным оплотом бизнес-ботов стал корпоративный мессенджер Slack, создатели которого основали венчурный фонд для поддержки разработчиков и не забыли запустить централизованный каталог ботов, в то время как официальных способов продвижения ботов для того же Telegram нет: их приходится искать самостоятельно и читать подборки вроде «Десять лучших ботов для хорошего настроения». В Slack меньше расширений с мемами и котиками, зато есть такие боты, как StatsBot: он умеет понимать и обрабатывать запросы пользователя на естественном языке и, например, присылать графики в ответ на просьбу показать количество новых посетителей сайта или уведомлять, что на этой неделе клиентов меньше, чем обычно. Самый дешевый тарифный план по обслуживанию бота — $ 16 в месяц, а пользуются им больше 14 тысяч команд; в коммерческом успехе проекта можно не сомневаться.

Университет ИТМО. Николай Пузырев
Университет ИТМО. Николай Пузырев

С кем пообщаться

Несмотря на то, что централизованных площадок для рекламы ботов в Telegram нет, существуют их неофициальные каталоги, самым крупным из которых является storebot.me. У него также есть свой аккаунт в Telegram: с его помощью можно ставить оценки и писать на ботов отзывы, не выходя в большой интернет.

«Мне кажется, что самые интересные боты — это те, которые опосредуют общение нескольких человек. Например, людям может быть сложно договориться о музыке, которая бы всех устраивала, а программа может посмотреть их плейлисты и подобрать треки, которые нравятся многим. Еще в отдельную группу я бы выделил ботов на основе нейронных сетей, которые пытаются общаться с пользователем на естественном языке. В основном они все используют английский язык, для этого уже есть готовые решения, например, библиотека от Google под названием word2vec. Наконец, есть боты, которые пришли из социальных сетей. С ними долго пытались бороться, в Twitter их до сих пор очень часто используют для накруток, но сейчас они анализируют то, что пользователи пишут в сообщества, помогают в модерации и снимают первую линию поддержки», — отмечает Николай Пузырев.

Наибольшим интересом пользователей Telegram могут похвастаться развлекательные программы — игры и боты, присылающие шутки, смешные картинки и музыку. Например, @QuestGameBot — это реализация игры «Привет, незнакомец!» для мессенджеров: в ней необходимо помочь выжить собеседнику, который очнулся в скафандре на дне моря и при этом не помнит, как он там оказался. @GodNotBot — симулятор вождя племени: приходится выслушивать жалобы подопечных и принимать решения о том, нужно ли набирать новых шаманов или идти воевать с соседями в поисках еды. Есть и боты для традиционных, некомпьютерных игр — многочисленные боты-казино или, к примеру, @WerewolfBot, который поможет провести сеанс «Мафии», не выходя из Telegram.

Чат в Telegram. blackdroid.ru
Чат в Telegram. blackdroid.ru

Однако есть бесчисленное количество более полезных ботов, функции которых ограничены только фантазией разработчиков. @MyCookBot поможет выбрать, что готовить на ужин: ему нужно прислать только список ингредиентов, и он сам подберет подходящие рецепты. У бота @MakeUpRobot можно запросить мейк-ап дня, который регулярно обновляется, и посмотреть фотографии с примерами. @Epytombot пришлет подборку одежды по погоде, @My_money_bot будет вести контроль расходов, у @hey_coffee_bot можно заказать кофе, если вы застряли в пробке, а @AndyRobot помогает учить английский, общаясь при этом на естественном языке.

Бот своими руками

Главное преимущество ботов для бизнеса заключается в том, что теперь не нужно тратить время на разработку интерфейса и раскрутку приложения. Скорость создания проекта возрастает на порядок, а благодаря кроссплатформенности популярных мессенджеров можно не беспокоиться о том, какую мобильную или десктопную ОС предпочитает клиент. Для начала нужно связаться с @BotFather, и с помощью простых команд и подсказок на экране выбрать имя, Telegram-адрес для нового бота и получить от BotFather специальный набор символов — токен. Этот токен необходимо скопировать в код, исполняющийся на сервере, если вы решили писать бота самостоятельно: по нему сервера Telegram будут «узнавать» бота и выполнять команды в ответ на запросы. Однако для того, чтобы создать своего бота, необязательно писать код: токен можно передать посреднику и, к примеру, сделать с помощью @Manybot простую программу, которая будет мониторить RSS-ленты и присылать оповещения в Telegram.

SportMateBot. Источник: личный архив
SportMateBot. Источник: личный архив

Николай Пузырев и трое его коллег из Университета ИТМО разрабатывают бота @SportmateBot, который помогает найти партнеров для занятий спортом. Достаточно отправить в чат геометку, чтобы бот знал, в каком районе города вы планируете тренироваться, и заполнить короткую анкету. Затем бот пришлет анкеты пользователей, которые тренируются неподалеку от вас. Сейчас @SportmateBot поддерживает только занятия бегом, однако студенты планируют расширять его функционал. Со своей разработкой они участвовали в преакселерационной программе, которую в июле проводил дубайский акселератор TURN8.

«В будущем мы хотим добавить уведомления, новые виды спорта и типы событий, чтобы бот помогал найти партнеров для походов на различные мероприятия или в кино. Уже начали появляться механизмы для того, чтобы зарабатывать с помощью ботов. Например, есть биржа рекламы, которую бот может показывать пользователю, пока обрабатывает его запрос. Однако мы с монетизацией пока не спешим: для начала хотим убедиться, что приносим людям реальную пользу. Поэтому сейчас мы собираемся расширить аудиторию нашего бота, перевести его на английский язык и перенести на Facebook Messenger», — говорит Николай Пузырев.

Александр Пушкаш,

Редакция новостного портала Университета ИТМО

Редакция новостного портала
Архив по годам: