На выставку с мобильником: высокие музейные технологии обсудили на круглом столе в Университете ИТМО

На выставку с мобильником: высокие музейные технологии обсудили на круглом столе в Университете ИТМО

Зачем посетителю музея смартфон, что он хочет видеть на его экране и что музей готов для этого сделать? Эти и другие вопросы эксперты в области музейного дела обсудили в ходе круглого стола «Экология музейной информационной системы», который прошел в Университете ИТМО 22 июня.

Круглый стол по вопросам формирования музейных информационных систем был проведен в преддверии конференции Electronic Imaging & the Visual Arts (EVA 2016), посвященной сохранению объектов культурного наследия в мультимедийной форме. Организаторы из Центра мультимедиа и дизайна ФТМИ и с кафедры графических технологий Университета ИТМО пригласили к участию представителей петербургских и московских музеев, сотрудников научно-образовательных организаций и коммерческих компаний, занимающихся разработкой IT-решений для выставок и мероприятий.

Круглый стол начался с доклада заведующей сектором мультимедиа и интернет-проектов Третьяковской галереи Татьяны Николаевой. По ее словам, музеи не могут позволить себе отставать от прогресса: практика и опросы показывают, что все посетители экспозиций активно используют гаджеты. Поэтому Третьяковская галерея идет им навстречу и работает над созданием аудиотуров, экскурсий и приложений-каталогов для современных устройств; в планах на ближайшее будущее — создание интерактивного путеводителя. Зачастую это связано со значительными сложностями: специфика работы государственных учреждений не позволяет гибко подстраиваться под требования платформ Google Play и App Store.

Университет ИТМО. Татьяна Николаева
Университет ИТМО. Татьяна Николаева

«На последней московской конференции EVA в 2013 году я говорила о том, что музеям необходимы мобильные технологии, и не все коллеги меня поддержали. Сейчас это уже обыденность: у всех в кармане лежит смартфон, 30% посетителей используют планшеты, в первую очередь для того, чтобы фотографировать объекты и себя на их фоне. По статистике примерно 40% пользователей сайта Третьяковской галереи заходят на него с мобильного устройства. Очевидно, что людям так комфортнее, и музеи не могут на это не реагировать, не предоставлять дополнительные удобства», — отмечает Татьяна Николаева.

Опытом внедрения мультимедийных технологий в ГМЗ «Петергоф» поделился научный сотрудник отдела музейных исследований музея-заповедника Александр Белоусов. Средняя посещаемость комплекса составляет от пяти до семи тысяч человек в день. А так как парадные интерьеры Большого Петергофского дворца находятся на втором этаже здания, сотрудникам приходится тщательно продумывать логистику экскурсии, рассказывает эксперт.

Университет ИТМО. Александр Белоусов
Университет ИТМО. Александр Белоусов

«В прошлом году большой проблемой для нас стал вопрос о том, как оформить входную зону Большого Петергофского дворца. Посетители попадают на выставку через парадную лестницу, и раньше там стоял стенд с большим количеством текста и фотографиями, посвященными истории комплекса. Практика показала, что иностранные туристы просто проходили мимо, экскурсоводы тоже не задерживали группы рядом со стендом, одиночные туристы из России могли остановиться на минуту-две, — говорит Александр Белоусов. — Мы решили заменить стенд интерактивным столом со специальной информационной системой, которая представляет дворец как единое культурное пространство, в Петергофе и в истории России в целом. Его особенность в том, что за короткий период посетитель может получить ту информацию, которая ему интересна, а экскурсовод — найти нужные материалы и проиллюстрировать свой рассказ».

Несмотря на общие тенденции к информатизации и следованию «духу времени», не все спикеры согласились с тем, что музеям необходимо прислушиваться к пожеланиям посетителей. Заместитель заведующего кафедрой музейного дела и охраны памятников факультета философии СПбГУ Антонина Никонова отмечает, что информация о музейных объектах фрагментарна, считать ее сразу не могут даже научные сотрудники музеев. Существует опасность мнимого знания, и так как посетителю изначально доступна только неинтерпретированная информация, музей не должен идти у него на поводу.

Университет ИТМО. Антонина Никонова
Университет ИТМО. Антонина Никонова

«Понятие „доступная среда“ в музейной сфере является ущербным термином. „Доступный“ — это то, что легко, просто и привычно, однако запоминается только то, что дается с трудом, то, что необходимо превозмогать, — комментирует Антонина Никонова. — Необходимо показать посетителю, что есть область, не доступная для того, кто не хочет ее познать, выработать мотивацию стать знающим посетителем: я иду в музей не потому, что меня ведет учитель, а потому, что это — статус, которым я потом смогу гордиться. Смогу написать у себя „ВКонтакте“: я узнал что-то, хочешь тоже — сходи туда-то и сделай то-то».

Добавим, что по результатам работы круглого стола планируется издать сборник докладов, посвященный памяти инициатора мероприятия — эксперта в области музейных информационных проектов Татьяны Богомазовой, заведовавшей отделом информационных технологий Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук.

Редакция новостного портала
Архив по годам: