«Турнир двух столиц» улучшает подготовку школьников по робототехнике и выходит в регионы

В Санкт-Петербурге 26 ноября прошел региональный отборочный этап «Турнира двух столиц», робототехнических соревнований среди школьников. Более сотни команд создали автономных роботов, которые гоняли на время по трассе, строили мосты, балансировали на качелях и играли в «царя горы». В этот же день аналогичный тур состоялся и в Москве. Команды, показавшие лучшие результаты, встретятся в середине декабря на финале турнира, который пройдет в Университете ИТМО.

Впервые «Турнир двух столиц» собрал школьников этой весной, финал соревнований принимала Москва. Тогда первый кубок достался сборной из Северной столицы. Главная цель конкурса – научить школьников не просто программировать и строить роботов, но оперативно справляться с возникающими неполадками, быстро «перепрошивать» свои механизмы или ремонтировать их. Именно эти навыки отличают талантливых робототехников от тех, кто выполняет задания по инструкции.

Школьники двух возрастных групп, до 14 лет и до 18, соревнуются в четырех дисциплинах: младшие участвуют в «Царе горы» и «Мостах», а старшие – в «Гонках» и «Качелях». Первая категория – это, по сути, битва роботов-сумоистов, которые должны вытолкать друг друга с небольшого возвышения. В категории «Мосты» робот сначала возводит дамбу путем перемещения губок, а затем едет по проложенным мостам. Третий трек – это гоночные соревнования, в которых устройства ориентируются по линии с помощью датчиков. В «Качелях» также участвуют два робота: один должен забраться по качелям наверх и взять оттуда цилиндрический груз, пока его напарник удерживает качели под уклоном своим весом. При этом роботы должны работать автономно, то есть без какой-либо помощи своих создателей.

Задания немного меняются от турнира к турниру. В «Царе горы» изменилось расположение старта для роботов, в «Гонках» – траектория трека и условия заезда на пит-стопы, в «Мостах» для второго робота, который едет по построенному мосту, появилась дополнительная транспортная задача, а в «Качелях» скорректировали условия, чтобы участники выполняли задание до конца и не могли прибегать к хитростям.

«Здорово, что каждый год конкурсные полигоны немного меняются, это стимулирует школьников развиваться, познавать новое. Для школьников не всегда самое сложное – это программирование. Так, зачастую сложнее построить робота в рамках заданных параметров, то есть, например, определенных размеров. В прошлом году мы также участвовали в “Турнире двух столиц”, ездили на финал в Москву. Но в прошлый раз мы неправильно тренировались, потому что я очень много задач решал за ребят. Перед этими же соревнованиями я старался, чтобы ребята сами решали возникающие проблемы», – рассказывает Роман Попович, тренер одной из команд в треке «Мосты», сотрудник образовательного центра «Стади Лэнд».

Но основное правило не изменилось: на отборочных этапах в Москве и Петербурге выбирается 20 лучших команд, по пять в каждой дисциплине. В этом году в региональном отборе в Санкт-Петербурге участвовало 199 человек, которые объединились в 116 команд, сообщил Николай Пшеничный, начальник отдела по профессиональной ориентации и работе с талантами Университета ИТМО. Он подчеркнул, что в этот раз выросла доля участников из Ленинградской области – каждый третий представлял школы и объединения из области.

Соревнования проходили на площадке губернаторского Физико-математического лицея №30, где на нескольких этажах развернулись конкурсные полигоны. С утра участники могли испытать своих роботов в тренировочных «заездах» и «битвах», а после полудня начались сами состязания, за которыми следили судейские команды и волонтеры. Баллы начислялись как за технику, так и за время исполнения задания. У каждой команды было три попытки показать своего робота в наилучшем качестве, результаты сразу же отражались на цифровых панелях.

Александр Негольс
Александр Негольс

По словам организатора турнира от Университета ИТМО, главного судьи Александра Негольса, городские отборочные соревнования в этом году показали более высокий уровень подготовки школьников к заданиям. Это видно из объективной статистики: нулевых результатов по итогам пробных заездов стало меньше. Кроме того, из разговоров школьников с судьями в этом раз было заметно, что они внимательно ознакомились с правилами турнира и поэтому могли аргументировать свои доводы вполне уверенно.

«Но пока не удается исключить из ребят ожидание какого-то чуда, что их робот обязательно будет работать как надо, даже если на тренировочных заездах с ним были неполадки. Например, в “Царе горы” ребята на тренировки подталкивали своего робота, когда он не мог забраться на гору. А в уже конкурсных заездах они этого сделать не могли! И получалось, что участники не решили эту проблему заранее, их робот останавливался в самом начале, а они убеждали себя, что «ведь все же работало!» Я думаю, нам стоит подумать над тем, чтобы давать участникам турнира какие-то предварительные рекомендации. Например, в Москве для них проводились такие занятия, на которых ребятам указывали на их ошибки. Также тренерам стоит обратить на это внимание, хотя им тоже сложно: ведь они сразу тренируют несколько команд», – рассказал Александр Негольс.

Он добавил, что «Турнир двух столиц» уже постепенно начинает выходить за пределы двух городов. Так, в Ивангороде, в одной из школ был построен собственный полигон для тренировок робота для «Царя горы». Организаторы надеются, что в будущем удастся и дальше транслировать опыт соревнований, развивать в школьниках любовь к робототехнике и в регионах.

ITMO.NEWS узнал у юных робототехников, почему они увлекаются этим занятием, чего ждут от «Турнира двух столиц» и что в создании роботов дается им сложнее всего.

Артемий Пермяков, трек «Царь горы», 4 класс, лицей №597

Я начал заниматься роботами два года назад, во втором классе, и мне очень интересно это делать! О том, что такое работы, как можно их конструировать, я узнал из Интернета и попросил сам меня записать на нужную секцию. На Новый год мне также как-то подарили робота. Я сам и конструирую, и программирую робота, второе, конечно, сложнее. Мой робот состоит из инфракрасного датчика, датчика света и двух моторов.

Андрей Ключников и Алексей Маругинин
Андрей Ключников и Алексей Маругинин

Андрей Ключников и Алексей Маругинин, 8 и 9 классы, трек «Качели», школа №495.

Мы впервые готовили робота под такой тип соревнований, как «Качели», ранее мы делали роботов, которые ездят по линии. Именно поэтому мы выбрали «Качели», потому что хотелось узнать что-то новое, попробовать сделать другого робота. Мы работаем как команда: у одного лучше получается программировать, а у другого – строить механизм из Lego MindStorm. В «Турнире двух столиц» участвуем не ради победы, а просто ради веселья и новых впечатлений и знаний. Для нас обоих робототехника – это, пожалуй, все-таки хобби. Так, один из нас после девятого класса пойдет в колледж и хочет стать архитектором, а другой останется в старшей школе и, может быть, потом займется роботами в вузе.

Михаил Медведев (справа)
Михаил Медведев (справа)

Михаил Медведев, 6 класс, трек «Царь горы»

Я начал заниматься робототехникой в сентябре этого года в доме творчества. О «Турнире двух столиц» мне рассказал мой педагог. Сейчас мне больше нравится именно строить роботов, чем заниматься программированием, и это выходит у меня легко, хотя программирование у меня тоже хорошо получается. Конечно, надо еще много тренироваться, потому что не все получается, как надо, многого я еще не знаю.

Тимофей Хомяков, 7 класс, трек «Царь горы», школа №582

Я решил попробовать участвовать в «Турнире двух столиц», чтобы попробовать свои силы, понять, насколько я хорошо могу соревноваться с другими ребятами. Ранее о таких соревнованиях я не слышал. О половине тех треков и заданий, которые здесь надо выполнять, я даже и не знаю, поэтому круто посмотреть, что еще можно делать в робототехнике. Собирать робота как такового мне не сложно, гораздо сложнее его запрограммировать.

Всеволод Федоров
Всеволод Федоров

Всеволод Федоров, трек «Мосты», 8 класс, школа №2 Всеволожска

Когда я выбирал, в каком треке участвовать, то сомневался между «Мостами» и «Царем горы». Но в «Мостах» обычно меньше людей участвует, поэтому шансы победить здесь выше. Непосредственно к этому конкурсу я готовился два месяца, как только нам в школу привезли наборы Lego MindStorm, и я начал конструировать робота, а в целом я занимаюсь робототехникой около одного года. Робота за два месяца получилось сделать достаточно хорошим, правда, были неполадки с программным обеспечением, потому что два робота были сделаны с использованием немного разного софта. Но программу быстро перегрузили. Мне нравится участвовать в этом турнире, я думаю и дальше продолжать участвовать в различных соревнованиях.

Итоги отборочных соревнований «Турнира двух столиц» в Санкт-Петербурге были подведены в тот же день. Примечательно, что соотношение между городом и областью сохранилось и тут: треть призовых статуэток уехала в Ленобласть. По треку «Качели» удалось выявить не пятерых победителей, а четырех, таким образом, в Петербурге состоится еще один этап отбора, в котором определиться двадцатая команда-представитель Петербурга. Финал состоится 14-17 декабря в корпусе Университета ИТМО на улице Ломоносова.

Результаты регионального отборочного этапа в Санкт-Петербурге II «Турнира двух столиц», команды, прошедшие в финал:

Царь горы

Победитель:

Коробочка 2.0 – Герман Купкин, тренер Алексей Романчук (ДМЦ «Юный моряк», Кронштадт, Санкт-Петербург)

Призеры:

Спарки 2 – Даниил Рязанов, Всеволод Городецкий, тренер Алексей Лахменев (ДДТ «На 9-ой линии», Санкт-Петербург)

Е2Е4 – Артем Гончаров, Андрей Панов, тренер Сергей Щеколдин (Межшкольный учебный комбинат, Кириши, ЛО)

Леонардо 1 – Афанасий Журавлев, Вадим Лисин, тренер Любовь Казакова (МБУ ДО «Центр информационных технологий», Ивангород, ЛО)

C-3PO – Игорь Кораблин, Тимофей Хомяков, тренер Валерия Самсонова (ГФМЛ №30, Санкт-Петербург)

Мосты

Победитель:

Алёша и Антоша – Антон Кузнецов, Валерий Хлюстин, тренер Андрей Логинов (ЦДЮТТ Колпинского района, Санкт-Петербург)

Призеры:

Non-stop – Всеволод Федоров, Святогор Трухачев, тренер Светлана Умникова (Школа №2, Всеволожск, ЛО)

NoName – Александр Клюкин, тренер Вячеслав Клюкин (МАОУ ДО ЦИТ, Тосно, ЛО)

Кубик – Степан Жоголев, тренер Вячеслав Клюкин (МАОУ ДО ЦИТ, Тосно, ЛО)

Лужский рубеж Мосты – Александр Кузьмин, Андрей Корзюк, тренер Алексей Чистяков (МАОУ ДО «Компьютерный центр», Луга, ЛО)

Гонки

Победитель:

Парадокс – Николай Гареев, Ринат Шехмаметьев, тренер Сергей Щеколдин (Межшкольный учебный комбинат, Кириши, ЛО)

Призеры:

Валерочка – Валерий Повеликин, Валерий Хлюстин, тренер Андрей Логинов (ЦДЮТТ Колпинского района, Санкт-Петербург)

НКНБ – Максим Матросов, тренер Владислав Нечаев (ГФМЛ №30, Санкт-Петербург)

Команда А1 – Артемий Торопчин, Артём Витов, тренер Нечаев Даниил Олегович (ГФМЛ №30, Санкт-Петербург)

Вакуоль – Алексей Орехов, Александр Поляков, тренер Михаил Квартин (ДДЮТ Выборгского района, Санкт-Петербург)

Качели

Победитель:

DOPE90 – Павел Прокопьев, Дмитрий Головнев, тренер Андрей Логинов (ЦДЮТТ Колпинского района, Санкт-Петербург)

Призеры:

Поляк – Алексей Шелягов, тренер Евгений Сементинов (ГБОУ ДО ДДЮТ Фрунзенского района, Санкт-Петербург)

Kuka – Данил Горбуля, Сергей Папикян, тренер Евгений Сементинов (ГБОУ ДО ДДЮТ Фрунзенского района, Санкт-Петербург)

Armadillo – Михаил Волков, тренер Игорь Лосицкий (Университет ИТМО, Санкт-Петербург)

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба