Источник: depositphotos.com

«Всероссийская лабораторная»: как детские вопросы помогут взрослым «прибраться в голове»

Что может быть быстрее света, сколько весит зрачок голубого кита, где центр мира и как спят микробы — 22 апреля в России впервые пройдет образовательно-просветительская акция про устройство нашего мира «Всероссийская лабораторная». В этом году участникам предложат ответить на «недетские вопросы», которые способны поставить в тупик любого взрослого. Стать «лаборантом» и проверить свои знания сможет любой желающий. Акция пройдет онлайн, а также на многих общественных площадках, в школах и вузах. Одним из участников проекта является и Университет ИТМО. О целях и особенностях «Всероссийской лабораторной» в интервью нашему порталу рассказывает академический руководитель проекта, научный обозреватель ОТР, ведущая программы «Гамбургский счет» Ольга Орлова.  

С чего начиналась «Всероссийская лабораторная» и в чем ее главное отличие от популярных сегодня просветительских форматов?

Предпосылки проекта на самом деле были очень серьезные. Есть огромный блок естественнонаучных знаний, связанных с устройством мира. Это блок, с одной стороны, самый важный для нашего понимания мира, но с другой — именно он наиболее тяжело сохраняется после школы и усваивается во взрослой жизни. Это противоречие все время подталкивало научных журналистов и популяризаторов искать какие-то новые форматы, чтобы попробовать привлечь людей к этой сфере знаний.

Дело в том, что те форматы научно-просветительских, популярных акций, которые появились в последнее время, ориентированы все же на продвинутую публику, на тех людей, которые ходят на научно-популярные лекции, смотрят каналы типа Наука 2.0 и так далее. У них на сегодняшний день есть абсолютно любые возможности удовлетворить свой интерес. С другой стороны, есть проекты вроде «Выходи решать» и другие соревнования, вовсе ориентированные на узкий круг олимпиадников, которым не надо объяснять, зачем им нужна физика или математика. Поэтому, несмотря на все большее появление разных форматов, группа ориентированных на научное знание людей в нашей стране по-прежнему невелика. И мне как работнику телевидения это очень заметно: количество людей, которые смотрят научно-популярные передачи, ничтожно мало по сравнению с аудиторией лженаучных программ, сериалов и криминальных передач.

Да, можно сказать: «Давайте примем эту реальность и ничего не будем с ней делать». Однако оставаться в такой позиции очень опасно. Ведь люди, которые абсолютно не способны прислушиваться к аргументам ученых, принимали закон о ГМО. Те люди, которые пытаются лечить гомеопатией онкологию, умирают или теряют своих близких. Вся эта ситуация нас как раз и подтолкнула, чтобы попробовать найти какой-то массовый формат для блока естественнонаучных знаний.

Руководитель проекта Ольга Орлова
Руководитель проекта Ольга Орлова

Участникам «Всероссийской лабораторной» в этом году предложат ответить на 20 «недетских» вопросов о том, как устроен мир. Некоторые действительно могут поставить в тупик. Какими знаниями необходимо обладать, чтобы стать «лаборантом»? Вспомнить школьную программу недостаточно?

«Всероссийская лабораторная» — это ни в коем случае не проверка школьных знаний, потому что с тех пор, как многие взрослые окончили школу, представления о науке и технологиях очень сильно изменились. Наша задача — актуализировать те знания, которые у нас есть или которые остались от школы, синхронизировать их с тем, как ученые сейчас реально видят картину мира. И это еще одно отличие нашего проекта от многих других образовательных форматов. Так получилось, что наша акция проходит 22 апреля и, опять же, взрослые люди прекрасно помнят, что это за дата, — день рождения Ленина. В это время раньше всегда все выходили на всесоюзный субботник. Мы решили поиронизировать на эту тему, придумав еще один слоган: «Сходи на научный субботник, приберись в своей голове».

Именно поэтому довольно большой блок вопросов у нас связан именно с мифами, лженаучными представлениями. В целом прибираться в своей голове нам всем периодически нужно, делать апдейт и пересматривать наши представления, сверять их с передовыми знаниями и разработками, поэтому да, мы не проверяем школьную программу, мы актуализируем знания и говорим про «сегодня».

Карта акции. Источник: http://roslaba.org/registration
Карта акции. Источник: http://roslaba.org/registration

Партнером «Всероссийской лаборатории» является «Тотальный диктант», который уже не первый год привлекает тысячи людей по всему миру. Его успех стал частью набирающей обороты в последнее время так называемой «моды на грамотность». А какие механизмы используете вы, чтобы попробовать вывести в массы естественные науки?

Наши коллеги из «Тотального диктанта», с которыми мы советовались, подтверждали, что то, что мы делаем, очень важно, но при этом очень сложно. Действительно, по-русски вынуждены писать все, и не надо объяснять ни таксисту, ни кассиру, ни продавщице, почему хорошо бы писать грамотно. Не надо объяснять и почему важно уметь решать хотя бы элементарные математические задачи и держать мозг в тонусе. Но как объяснить человеку, зачем ему нужно знать про генетику, палеонтологию или астрономию, если он не включен в какие-то наукоемкие сферы? И мы подумали: мы все, в общем-то, можем не понимать, как устроена наша Вселенная, но есть одна проблема: если у вас есть маленькие дети или младшие братья и сестры, они могут задавать вопросы, которые способны поставить вас в тупик.

Каждый из нас, я имею в виду организаторов акции, и сам бывал в этой ситуации, когда ты просто не знаешь, что ответить ребенку, и просто отмахиваешься от его «почему». Поэтому мы придумали такой призыв к людям: попробуйте, взрослые, ответить на детские вопросы, которые на деле являются совсем не детскими. Просто проверьте себя. С одной стороны, это вызов, а с другой, призыв: послушайте, а что мы можем сказать детям, как мы имеем право их воспитывать или требовать что-то от них, если мы сами не знаем, как устроен наш мир?

Как проект будет развиваться дальше?

Организатор акции — «Рыбаков Фонд», именно этот фонд поддержал наш проект и собирается его разворачивать не только по России, но и в других странах. Наша акция — не только образовательная, как «Выходи решать», но еще и  просветительская, мировоззренческая. И в этом ее цель совпадает с миссией фонда.

Поэтому мы ее так и позиционируем: например, записываем проморолики, где дети задают ученым вопросы, где есть элемент иронии и над собой, и над учеными, над родителями. Они, по сути, показывают, в какой дурацкой ситуации мы зачастую оказываемся: и детям сложно, потому что они не понимают, и ученым очень тяжело адаптировать огромный пласт современных знаний, а родители просто не знают, как отвечать. Поэтому мы и дальше будем двигаться по пути таких художественных приемов, искать подходы из области психологии. Скажем, если в этом году тема лабораторной «Недетские вопросы», то дальше мы тоже будем идти по пути таких решений, которые зацепят людей, найдут эмоциональный отклик, болевые точки.

Что это за болевые точки? Найти их можно даже у условного типичного зрителя канала Рен ТВ или Дома 2?

К сожалению, это те точки, которые хорошо известны рекламистам, маркетологам. Это страхи. Наша задача — показать реальные опасности и проблемы, которые влечет незнание. Другая грань — это необходимость заботиться о детях. Ведь с детьми связаны основные переживания большинства взрослых. Поэтому важно показать, какое будущее может быть у них в атмосфере незнания. Все лежит между этими двумя базовыми инстинктами. И наша цель — сделать это корректно. Объяснить, что на самом деле опасны не эти условные зеленые человечки, которых показывают по Рен ТВ, а опасно ваше незнание. И будущее связано не с материальным потреблением и историями из Дома 2, а оно связано с тем, насколько ваши дети будут свободны и здоровы.

Мы идем экспериментальным путем и многое сами изучаем, потому что очень долго профессиональное сообщество популяризаторов билось за свои ниши. С такими массовыми форматами раньше никто не работал, потому что мало кто себе представлял, как это делать правильно. И в мире таких вещей тоже до сих пор немного.

Постепенно ситуация меняется. Например, передача Евгении Тимоновой «Все как у зверей» — это яркий пример массовой, доступной и уважительной к своему зрителю популяризации. Если посмотреть, что делает Ася Казанцева, ее хождения в глянцевые форматы, это тоже очень важно. Это тоже поиск нового языка в популяризации. То, что делает Ирина Якутенко в видеоновостях или на лекциях — еще один хороший пример поиска адекватного языка для общения с молодой аудиторией.

В отличие от этих проектов, наша акция чуть больше ориентирована на зрелую аудиторию. И, как мне кажется, в сложившейся сейчас ситуации работать со взрослыми тоже очень важно. Ведь самая большая опасность идет именно от людей, у которых есть власть, которые принимают решения, но у которых в головах мрак. Кроме того, именно взрослые во многом влияют на мировоззрение ребенка. Если в семье принято сверять свою жизнь с гороскопами или решать проблемы с мужем, обращаясь к гадалке, то не стоит ждать, что дети, выросшие в такой атмосфере, будут понимать, как устроена Вселенная. Поэтому надо работать и с мамой, и папой, и убеждать их в том, что все сложнее и интереснее, чем они могут себе представить.

Зарегистрироваться и принять участие в акции вы можете по ссылке

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба