Магистранты Химико-биологического кластера – о горячем лете в европейских лабораториях

Ежегодно студенты Университета ИТМО отправляются на стажировки и обменные семестры в различные университеты мира. В этом году сразу несколько магистрантов Химико-биологического кластера Университета ИТМО работали над проектами в лабораториях университетов Бельгии, Германии и Израиля. Об особенностях проектов и о том, чему можно научиться, работая в международных научных группах, они рассказали ITMO.NEWS.

Магистранты Химико-биологического кластера Университета ИТМО

Дарья Бугакова, магистрант Химико-биологического кластера

Провела семестр в Университете Льежа (Бельгия)

Как отправиться на семестр в Бельгию

Отправиться на полноценный учебный семестр, совмещенный с работой в лаборатории, мне позволили несколько факторов: во-первых, конечно, хорошая успеваемость по предметам в Университете ИТМО, а также хорошие результаты по научной работе, показанные в первые полгода учебы в лаборатории SCAMT; во-вторых, хороший уровень английского языка, который является обязательным требованием для учебы за рубежом. Кроме того, тема, которой занимался мой научный руководитель в Университете Льежа была мне довольно близка. И после того, как я написала ему письмо, что хотела бы у него поработать, описав свои знания и навыки, он с готовностью взял меня в лабораторию.

Как строилась работа

Я находилась в Бельгии в общей сложности около шести месяцев: обучалась, работала в лаборатории и сдавала экзамены наравне со всеми студентами. Учась в бакалавриате, я освоила специальность «Химическая технология», сейчас в магистратуре моя специальность – энерго- и ресурсосберегающие технологии, что тоже связано с химией. А в Льеже я занималась научной работой в исследовательской группе GRASP (The Group of Research and Applications in Statistical Physics), что стало для меня невероятно крутым опытом работы в области физики с фокусом на дисциплинах из курсов инженерной физики.

Дарья Бугакова
Дарья Бугакова

Я работала в лаборатории в свободное от занятий время: обычно это были утренние либо послеобеденные часы, в зависимости от расписания. У меня был доступ ко всему необходимому: оборудованию, реактивам, литературе. Коллеги очень тепло приняли меня, задавали много вопросов про науку в России и были готовы помочь в любой момент.

Я выполняла проект под названием «Evaporation dynamics of sols in top and upside-down positions». Так как лаборатория, в которой я работала, занимается в основном фундаментальными исследованиями, мой проект тоже стал частью такой работы: я изучала динамику испарения капель золей в двух различных позициях: когда капля находится на поверхности субстрата и под ним.

Сам проект был не особо сложным в плане экспериментальной части, так как вся задача состояла в испарении капель и анализе так называемых узоров, которые образуются твердыми частицами золя, после того как растворитель полностью испарится.

В плане практической значимости можно сказать, что данный способ можно использовать как метод организации частиц в определенном порядке, структуре. Основной упор был на сравнение узоров, образующихся при разных условиях: концентрации золей, температуре, положению, степени очистки поверхности, на которой располагалась капля.

Эта тема актуальна сейчас, потому что на данный момент мы стремимся уменьшить все возможное: электронные компоненты различных устройств, сами устройства. Мир стремится к миниатюризации, поэтому развития методов такой миниатюризации, одним из которых и является наноструктурирование? – это очень обширная и интересная тема для исследования.

Университет Льежа. Источник: youtube.com
Университет Льежа. Источник: youtube.com

Меня проект заинтересовал потому, что до этого я работала с золями и немного разбиралась в теоретической основе задействованных процессов. Кроме того, он показался мне не очень сложным в плане достижения результата, так как я понимала, что работать в лаборатории и учиться на иностранном языке будет довольно непросто.

Чему можно научиться на стажировке

Самым интересным был учебный процесс, то, как строится обучение, взаимодействие преподавателей и студентов. Предметы были довольно сложные, но безумно интересные, и, что самое главное, преподаватели сумели донести это настолько понятным языком, что даже студенты без уклона в изучение физики, смогли разобраться в предмете.

Полезно было получить опыт самостоятельной работы над проектом. Научный руководитель выступал только в качестве консультанта, давал советы, в каком направлении лучше двигаться, а всю работу и проблемы, которые возникали, я решала сама. Это здорово учит самостоятельности и ответственности. Кроме того, мне удалось обучиться работе на оборудовании, которого нет у нас: это, например, магнитно-силовой микроскоп, установка для физического испарения материалов из газовой фазы, а также для плазменной чистки поверхности, спин коутер, и многое другое.

Полученный опыт дал очень большой толчок к развитию. Кроме того, знания, полученные в Бельгии, позволили более детально осмыслить проект, которым я занималась до отъезда, и завершить данный этап написанием и публикацией хорошей статьи на английском языке. Безусловно, опыт жизни в другой стране, хоть и такой непродолжительный, очень сильно влияет на мировоззрение, мышление, ну и, конечно, на уровень английского языка, владение которым является огромным преимуществом в нашем быстро развивающемся мире.

Анастасия Шерстюк, магистрант Химико-биологического кластера

Анастасия Шерстюк
Анастасия Шерстюк

Провела три месяца на стажировке в Университете Лейпцига (Германия)

Как попасть на стажировку в Германию

В Университет Лейпцига я попала благодаря существованию налаженных научных связей между нашими университетами. Германия — один из лидеров в области химического образования, в этой стране есть все условия для проведения научных исследований: хорошая материальная база, высококлассные лаборатории и специалисты, готовые помочь начинающему ученому, поэтому я была очень рада, узнав, что еду в Лейпциг.

Как строилась работа на стажировке

Моя стажировка продлилась три месяца. Я оказалась в группе профессора Эвамари Хей-Хоукинс (Evamarie Hey-Hawkins). Основным направлением работы этой группы является химия соединений фосфора.

У меня был супервайзер, который помогал мне справиться с трудностями в процессе работы. В Германии я выполняла часть проекта, начатого еще в Университете ИТМО. Это синтез наноплатформы для транспорта лекарств и осуществления радиотерапии.

Университет Лейпцига. Источник: социальные сети
Университет Лейпцига. Источник: социальные сети

Почему работа в этой области сегодня актуальна? Человечество значительно продвинулось в лечении рака, однако используемые в настоящий момент методы имеют свои недостатки. В случае радиотерапии это недостаточная аккуратность лечения, и, хотя XXI век позволил проводить облучение с большой точностью, здоровые ткани повреждаются в процессе лечения. Благодаря своим свойствам наночастицы могут накапливаться в опухолевых тканях. Следовательно, используя наночастицы, содержащие атомы с большим числом электронов и способные усиливать эффект радиоизлучения, можно значительно снизить воздействие на здоровые ткани без уменьшения эффективности лечения. При этом наночастицы зачастую используются как средства таргетной доставки лекарств, что тоже усиливает терапию. Я занимаюсь такой работой, потому что мне бы хотелось сделать лучше жизнь других людей, а этот проект — мой вклад в здоровое будущее.

Чему можно научиться на стажировке

Помимо работы, за время стажировки я успела немного поездить по Германии, побывать в Париже. Путешествия позволяют не только отвлечься от каких-то ежедневных проблем, но и узнать больше о быте и культуре других народов. Самыми полезными, конечно, оказались полученные навыки работы в лаборатории: ранее я не сталкивалась с проведением синтезов в инертной атмосфере.

За время стажировки благодаря определенной автономности я поняла, как эффективнее строить научный поиск, осознала свои ошибки. Теперь я лучше подготовлена к самостоятельной работе и готова дальше проводить исследования.

Максим Захаржевский, магистрант Химико-биологического кластера

Максим Захаржевский (слева)
Максим Захаржевский (слева)

Провел два месяца на стажировке в Еврейском университете в Иерусалиме (Израиль)

Как отправиться на стажировку в Израиль

Лаборатория SCAMT связана тесными взаимоотношениями с научной группой профессора Давида Авнира из Еврейского университета в Иерусалиме. Мой научный руководитель Владимир Валентинович Виноградов предложил мне выполнить часть проекта в Израиле под руководством профессора Авнира, который является одним из лидеров в своей области. Безусловно, я не мог отказаться от такой возможности.

Как строилась работа

Моя стажировка длилась два месяца. Она не предусматривала посещения лекций, поэтому я смог полностью сосредоточиться на работе в лаборатории. Во время стажировки я начал проект по изучению влияния формы и структуры носителя лекарств на эффективность лизиса тромбов.

На мой взгляд, данный проект имеет высокую практическую и теоретическую ценность. На сегодняшний день инсульты и инфаркты являются основными причинами смерти в мире. Наша лаборатория имеет опыт разработки наноконтейнеров лекарств для повышения скорости разрушения тромбов и снижения побочных эффектов. Моя работа позволит лучше оценить влияние носителя лекарства, а также повысить эффективность лечения.

Чему можно научиться на стажировке

Участие в таких стажировках помогает прежде всего получить опыт взаимодействия с иностранными студентами и учеными за границей. Самое интересное — узнать, чем занимаются люди в науке в другой стране, а самое полезное — возможность показать им свой собственный проект. В ходе стажировки я освоил методы, которые теперь могу использовать в своей научной работе.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба