Магистранты Университета ИТМО изучили работу Ситуационного центра Петербурга изнутри

Магистранты Университета ИТМО изучили работу Ситуационного центра Петербурга изнутри

Магистранты кафедры управления государственными информационными системами факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО смогли своими глазами увидеть, как в правительстве Петербурга работают информационные системы, и услышать из первых уст, как эти системы будут развиваться. Студенты приняли участие в семинаре с представителями Комитета по информатизации и связи администрации города в Ситуационном центре Санкт-Петербурга. Встреча прошла в рамках соглашения комитета и вуза о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в области научно-технической и образовательной деятельности.

Магистрантам рассказали о работе Ситуационного центра, а также о функциях и возможностях государственных порталов «Открытые данные Санкт-Петербурга» и «Наш Санкт-Петербург».

«Смысл этого семинара — не только повысить уровень знаний магистрантов о существующих информационных системах правительства Петербурга. Возможно, есть проблемы, на которые следовало бы обратить внимание, но сотрудники администрации города пока не успели их решить, так как заняты другими ключевыми вопросами. Через семинар магистранты могут почерпнуть для себя какие-то идеи для решения этих проблем, может быть, в сфере создания мобильных приложений для городских систем», — обозначил цели семинара заведующий кафедрой управления государственными информационными системами ФТМИ Андрей Чугунов.

Университет ИТМО. Андрей Чугунов
Университет ИТМО. Андрей Чугунов

О Ситуационном центре

Ситуационный центр был открыт в 2006 году в преддверии проведения саммита «Большой восьмерки». Работа сотрудников центра заключается в первую очередь в организации информационного взаимодействия между различными структурами в составе правительства Петербурга.

«Наша задача — собрать информацию об одном событии из разных источников и предоставить на рассмотрение людям, которые принимают решение в Ситуационном центре: губернатор, вице-губернаторы, другие должностные лица. Также для решения того или иного вопроса здесь могут собраться представители ведомств разных уровней и профиля, в том числе связь между ними может обеспечиваться посредством видеоконференции. Это позволяет решить проблему быстро и избежать потери времени на ее рассмотрение в различных ведомствах», — пояснил начальник Управления инфраструктурных технологий и развития интеграционных систем Комитета по информатизации и связи Андрей Кашин.

Кроме того, в центре обеспечивают санкционированный доступ к информационным ресурсам между ведомствами на основании соответствующего соглашения — он служит единой точкой доступа ко всем административным базам данных. Таким образом, Ситуационный центр ускоряет взаимодействие между структурами Правительства Санкт-Петербурга и становится неотъемлемой частью координации работы городских чиновников во время проведения масштабных мероприятий либо в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций.

Ресурсы СЦ могут использоваться и для решения будничных городских проблем. Например, когда мегаполис заваливает снегом, с помощью него можно отслеживать работу по уборке улиц практически в режиме реального времени. Например, сотрудники центра в каждом районе отмечают убранные территории, которые отражаются на карте. Карту, в свою очередь, видят пользователи Ситуационного центра. Так, представители администрации могут координировать работу штаба по благоустройству города, фактически не покидая своих рабочих мест.

Университет ИТМО. Андрей Кашин. Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга
Университет ИТМО. Андрей Кашин. Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга

Магистранты кафедры УГИС спросили у Андрея Кашина, какие конкретно специалисты требуются для работы в Ситуационном центре.

«Точно не программисты, — ответил он. - Основная работа в СЦ — организационная. Одна из главных задач его сотрудников — подготовить и оценить информационные материалы для лиц, принимающих решения. Также для обеспечения деятельности центра требуются технические специалисты».

О порталах «Открытые данные Санкт-Петербурга» и «Наш Санкт-Петербург»

Портал «Открытые данные Санкт-Петербурга» — это ресурс, на котором размещаются полезные горожанам данные, полученные от разных административных ведомств. Так, на этом ресурсе можно найти последние сведения об ограничении автодвижения, о местонахождении в том или ином районе социальной аптеки, информацию о вакансиях в городском Центре занятости и многое другое. Портал был создан не только для горожан, но и для внутреннего использования чиновниками Смольного. В начале 2016 года был запущен портал «Электронный атлас Санкт-Петербурга», на котором информация «Открытых данных» представлена в картографическом виде.

«Нам бы также хотелось привязать „открытые данные“ к справочникам, улучшить качество контента на портале. Пока от его пользователей нет достаточного отклика, чтобы мы могли понять, какая информация востребована. Поэтому мы смотрим общую статистику посещения страниц портала и получаем необходимую информацию у соответствующих ведомств, идем по пути расширения баз данных. Нам нужны ваши идеи как представителей одного из лучших вузов города, мы открыты для общения на форуме портала „Открытые данные Санкт-Петербурга“», — обратился к студентам Университета ИТМО начальник Управления автоматизации государственных функций ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» Павел Рыбальченко.

Портал «Наш Санкт-Петербург», в свою очередь, был разработан для быстрой подачи жалоб чиновникам от горожан. На нем любой житель Петербурга может оставить описание той или иной проблемы в сферах благоустройства, здравоохранения, дорожного хозяйства и других, прикрепить к своему обращению фотографии и затем следить за ходом решения вопроса онлайн. Заявителю сразу же сообщаются сроки, в течение которых эта проблема должна быть устранена. Если сроки сдвигаются, пользователь также видит это на мониторе своего компьютера. В итоге заявитель получает официальный ответ о том, как именно была решена его проблема.

Студенты Университета ИТМО в Ситуационном центре
Студенты Университета ИТМО в Ситуационном центре

«Цель проекта — минимизировать объем бумажной работы для чиновников и перевести ее в цифровой вид. Ежемесячно губернатору Георгию Полтавченко предоставляется отчет по работе с обращениями граждан, поступившим через портал. Кроме того, рейтинги руководителей органов власти Петербурга основываются в том числе на оценке качества работы сотрудников разных ведомств по решению онлайн-жалоб», — сказал Павел Рыбальченко.

С поступающими на портал сообщениями работают около 2,5 тысяч человек. Это не только чиновники, но и сотрудники органов местного самоуправления, жилищных агентств, управляющих и ресурсоснабжающих организаций. В день на портал поступает более 500 сообщений от граждан. В ближайшем будущем планируется создание интерактивных онлайн-карт городских проблем.

Магистранты кафедры УГИС также предложили идею развития портала. Участники семинара обсудили возможность группировать поступающие на портал жалобы по видам проблем, чтобы по нескольким схожим сообщениям приходил единый ответ.

Павел Рыбальченко отметил, что студенты Университета ИТМО буквально читают мысли сотрудников Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, и эта идея, скорее всего, будет реализована. Также он призвал магистрантов к совместной работе и над другими идеями по совершенствованию ресурса, в том числе путем различных конкурсов. Например, с помощью студенческого хакатона «Code4Piter», который будет проходить с 13 по 15 мая 2016 года в Санкт-Петербурге.

Редакция новостного портала
Персоны
  • Андрей Чугунов

    Директор Центра технологий электронного правительства факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО

Архив по годам: