«Сапка» или все-таки «Шапка»

Логопеды разделяют процесс развития речи у детей на несколько этапов. Считается, что в норме к 2–3 месяцам у ребенка появляется гуление, к 4–6 месяцам — лепет, а первые слова он осваивает к первому году. К двум годам ребенок знает 250–300 слов и уже может общаться простыми фразами, правильно произносит некоторые гласные и простые губные согласные и их мягкие пары. В 2–3 года ребенок владеет всеми гласными и согласными, характерными для раннего развития, а в 3–5 лет он правильно воспроизводит все свистящие и шипящие звуки. После пяти лет он произносит сложные сонорные согласные «Л» и «Р», и в его речи не должно быть никаких нарушений. К пяти годам словарный запас увеличивается до 2500–3000 слов, а фразы усложняются. В шестилетнем возрасте ребенок, как правило, способен произносить все звуки родного языка и знает достаточно слов, чтобы строить правильные предложения.

Но иногда дети дошкольного возраста не могут самостоятельно научиться произносить некоторые звуки, не понимают, из каких звуков состоит слово, неправильно составляют слоги друг и не знают, как правильно изменять слово с точки зрения грамматики. Также у детей может не хватать словарного запаса, они с трудом понимают речь и составляют монолог. По мнению специалистов, такие особенности свидетельствуют о том, что в речевом развитии ребенка возникли проблемы. Если вовремя их не преодолеть, у ребенка может возникнуть дисграфия (трудности с письмом), дислексия (трудности с чтением) или дискалькулия (трудности с счетом).

Справиться с нарушениями развития речи помогают занятия с логопедом. На уроках специалист занимается коррекцией звукопроизношения, а также помогает ребенку правильно строить речь. Чтобы занятия имели эффект, важно, чтобы ребенок не только запомнил, как правильно произносить звуки, но и использовал поставленные звуки в собственной речи. Для этого результат, полученный на уроках с логопедом, необходимо закреплять, каждый день и по многу раз повторяя речевой материал.

Раньше для этого использовали специальные печатные материалы, сейчас становятся все более популярными мобильные приложения, которые помогают автоматизировать звуки в интерактивном ― более увлекательном для детей ― формате. Один из таких сервисов разработала выпускница бакалавриата образовательной программы «Компьютерные технологии в дизайне» факультета программной инженерии и компьютерной техники ИТМО Анастасия Пивоварова.

Ее мобильное приложение «Логодом AR» помогает с помощью дополненной реальности автоматизировать сложные для детей звуки русского языка. В разработке приложения приняли участие профессиональные логопеды из образовательного центра «Кидсландия». Они проверили весь материал, что, по словам разработчицы, позволило избежать методических ошибок.

Источник: VisualGeneration / Фотобанк Фотодженика

Источник: VisualGeneration / Фотобанк Фотодженика

Тренировки где угодно

По словам Анастасии Пивоваровой, приложение подойдет не только для занятий с логопедом, но и для самостоятельного закрепления материала — дома с родителями.

«Моя идея была в том, чтобы создать простое, доступное для понимания, методически выверенное и недорогое приложение, в котором дети и их родители с интересом будут выполнять домашние задания логопеда. К тому же, на российском рынке практически нет похожих логопедических приложений с дополненной реальностью, и это стало одной из фишек разработки», — рассказала Анастасия Пивоварова.

Сейчас «Логодом AR» помогает детям автоматизировать звуки «С» и «Ш». По опыту логопедов, именно произношение свистящих и шипящих чаще всего нарушено у детей дошкольного возраста. К тому же, эти звуки — базовые для группы свистящих и шипящих. Научившись корректно произносить «С» и «Ш», ребёнок сможет освоить и другие похожие звуки — «Сь», «З», «Зь», «Ц», «Ж», «Ч» и «Щ».

Создавать упражнения, писать сценарии уроков и озвучивать материалы для приложения также помогали логопеды петербургского образовательного центра «Кидсландия». Для автоматизации звуков «С» и «Ш» они разработали комплекс упражнений, который включает в себя задания на изолированный звук, открытые и закрытые слоги, слова с открытыми и закрытыми слогами, слоги и слова с интервокальной позицией, а также словосочетания, чистоговорки и стихотворения. В каждом задании есть стихи со звуками «С» и «Ш» — благодаря им ребенок учит больше новых слов и не скучает на занятиях.

Осваивать материал помогают специально разработанные для дополненной реальности персонажи — Насосик и Змейка. Такие герои выбраны неслучайно. Советский логопед, преподаватель кафедры логопедии дефектологического факультета МПГУ Мария Фомичёва представляла звуки в виде персонажей, чтобы детям было проще и веселее тренироваться. Насосик олицетворяет звук «С», а Змейка — «Ш».

«Технологии дополненной реальности положительно влияют на развитие высших психических функций и качество усвоения материала у детей. AR-технология повышает мотивацию к обучению, помогает более качественно и осмысленно усвоить материал, особенно абстрактные концепции, развивает системное и логическое мышление», — объясняет Анастасия.

Источник: VisualGeneration / Фотобанк Фотодженика

Источник: VisualGeneration / Фотобанк Фотодженика

Она добавляет, что самым трудным при разработке приложения было совместить коррекционную часть с дизайнерской стороной — приложение должно быть красиво и методически правильно спроектировано. Поэтому разработчица вместе с логопедами решила использовать упрощенную эстетику, которая понятна детям в возрасте 4–5 лет. Например, во время выполнения упражнений на экране есть только две кнопки, а острые углы везде смягчены.

Новые звуки и возможности

Приложением «Логодом AR» уже пользуются логопеды «Кидсландии» — они развивают речь вместе с детьми на занятиях в центре и дают задания из приложения, чтобы дети учились при поддержке родителей дома.

В перспективе Анастасия планирует добавить в сервис новые звуки (Л, Р, З, Ж, Ц, Ч, Щ) и несколько комплексов артикуляционных гимнастик, например для шипящих и свистящих звуков. Также автор разработки намерена подготовить версию приложения для iOS и ноутбуков и перенести его с Boosty на RuStore.

Демонстрация приложения «Логодом AR». Источник: boosty.to

Протестировать мобильное приложение можно по ссылке.