Как проекты в сфере человеко-машинного взаимодействия делают жизнь людей проще

Немногие университеты в мире предлагают обучение по программам магистратуры или бакалавриата, связанных с человеко-машинным взаимодействием. В ходе таких программ студенты разрабатывают приложения и интерфейсы для внедрения новых технологий в жизнь людей. Они также исследуют возможности применения этих технологий в разных сферах, анализируют предпочтения пользователей. О магистерской программе по человеко-технологическому взаимодействию в Университете Тампере рассказал профессор вуза Маркку Турунен, руководитель профильной научно-практической группы.

Источник: shutterstock.com

Человеко-технологическое взаимодействие – это процесс использования человеком различных современных технологий, которые позволяют сделать ежедневную жизнь более удобной, безопасной, простой. Это умные дома, онлайн-магазины, новые средства для получения энергии (например, из движений человека). Отдельная область такого взаимодействия – это окружающий интеллект, термин, который объединяет любые электронные устройства из внешнего окружения человека, которые реагируют на его действия, то есть сенсоры и датчики.

Чтобы такие технологии успешно внедрялись в жизнь, они должны быть не только полезными, но и удобными. Именно поэтому специалистам в области человеко-технологического взаимодействия следует разбираться не только в современных технологиях и возможностях их применения, но и учитывать особенности их использования людьми, то есть анализировать пользовательский опыт, чтобы повысить юзабилити технологий.

Магистранты программы Human-Technology Interaction в Университете Тампере, по сути, работают в исследовательской лаборатории Tampere Unit for Computer-Human Interaction профессора Маркку Турунен. В лаборатории разрабатываются интерфейсы для умных технологий, устройств захвата движений или взгляда, сенсоров, виртуальной и дополненной реальности, компьютерного зрения. Исследовательский центр тесно сотрудничает с индустриальными партнерами – профессор Турунен участвовал в более чем 50 проектах с внешним финансированием. О самых ярких из них он рассказал на презентации в Университете ИТМО.

Группа профессора Турунен еще пять лет назад разработала мобильное приложение для удаленного вызова лифта по заказу компании KONE. С помощью приложения пользователи могут вызывать лифт на свой этаж с любого места в здании, создавать кнопку вызова с «любимого» этажа и так далее. Цель компании состояла в том, чтобы оптимизировать людские потоки в помещениях, а также сократить для людей время ожидания лифтов. По словам профессора, пользователи положительно оценили приложение. Кроме того, с помощью него можно собрать много данных о логистике внутри многоэтажных сложных зданий, что также может позволить улучшить их конструкцию.

Другой проект Living Lab Bus позволяет улучшать различные общественные сервисы на основе данных с электроавтобусов. Информация собирается как на основе датчиков, так и с помощью отзывов пассажиров и может касаться совершенно разных областей. Например, уже сейчас данные используются для мониторинга погоды и качества воздуха, с их помощью анализируется поведение водителей для повышения безопасности на дорогах. Также пользователи устройства оставляют отзывы о рекламе, которая транслируется в салонах автобусов; эта реклама рассказывает о различных сервисах и услугах, которые можно получить по маршруту следования транспорта.

Другой проект призван стимулировать финских школьников лучше заниматься физкультурой. По словам Маркку Турунен, сегодня дети с неохотой выполняют физические упражнения и двигаются все меньше. Кроме того, они не очень любят участвовать в командных играх друг против друга. Исследователи разработали приложение для занятий физкультурой, благодаря которому дети как бы проходят квест во время упражнений, при этом они соревнуются не между собой, а кооперируются в борьбе против вымышленного противника.

Маркку Турунен
Маркку Турунен

В группе профессора Турунен также работают над образовательными приложениями. Недавно был реализован проект, с помощью которого участники могут изучать иностранный язык в ходе живой беседы с носителем. Участник стоит перед большими экранами, на которых видит улицы какого-либо города в другой стране. Житель этого города, носитель чужого языка, говорит участнику, куда нужно двигаться. Таким образом участник общается с носителем и узнает другую культуру, тренируя язык в живом общении. В другой игре Bossi участники оттачивают свои навыки менеджмента. Они решают реальные управленческие кейсы. Смысл игры в том, чтобы те или иные решения наиболее благотворно влияли на других сотрудников компании, способствовали повышению их эффективности. В конце игры участники получают сравнительную оценку своих способностей с рекомендациями.

В лаборатории также разрабатывают и другие приложения. Например, приложения для людей со специальными потребностями, которые можно использовать в устройствах с голосовым управлением; также разрабатываются разные приложения для людей с когнитивными нарушениями, с помощью которых они могут не только удовлетворять свои ежедневные нужды, но и общаться в социальных сетях. Кроме того, в исследовательской лаборатории Университета Тампере создают приложение для медсестер, которое позволит лучше вести истории болезней пациентов; приложение для фермеров в Индии, с помощью которого они могут получать информацию о тех или иных сельскохозяйственных культурах; приложения для удаленного контроля оборудования на заводах или строительных кранов; приложение-ассистент для ремонта автомобиля и многие другие.

Количество приложений в области человеко-технологического взаимодействия будет только расти, учитывая то, что любые поверхности и устройства станут более интерактивными, подчеркнул Маркку Турунен. Например, стены в квартире смогут реагировать на прикосновения, камеры в магазинах будут распознавать покупательские предпочтения клиента по его аккаунтам в социальных сетях, а холодильники уже умеют общаться со своими хозяевами и заказывать еду в интернете. Так, карьерные возможности выпускника программы Human-Technology Interaction в Университете Тампере включают такие профессии, как разработчик интерфейсов в разных индустриальных областях, дизайнеры цифровых сервисов и продуктов, специалисты по юзабилити и анализу пользовательского опыта.

«Появляется все больше компаний, которые хотят использовать новые технологии, но они не всегда понимают, какие именно технологии им подходят. Наша задача еще и в том, чтобы проанализировать запросы таких компаний и понять, какие технологии им нужны. Именно поэтому мы стали организовывать мастер-классы, на которых беседуем с представителями разных компаний. Бывает так, что компания хочет внедрить конкретную технологию, но когда мы анализируем этот вариант, то понимаем, что лучше подойдет другая технология. Поэтому в нашей работе нужно уметь анализировать разные возможности, подходить к проблемам с разных сторон», – прокомментировал Маркку Турунен.

Чтобы поступить на программу Human-Technology Interaction, нужно иметь степень бакалавра с близкой к этой сфере специализацией, а также сдать один из международных экзаменов по английскому языку (подробнее об условиях поступления можно прочитать здесь). Программа включает в себя курсы по интерактивным технологиям (графические интерфейсы, технологии распознавания и захвата речи, движений, прикосновений, взгляда, VR, AR), курсы по изучению человеческого поведения, а также блок занятия для написания магистерской диссертации и разработки собственного проекта.

Кроме поступления на магистерскую программу, студенты Университета ИТМО могут участвовать в краткосрочных программах академического обмена, отдельных проектах Маркку Турунен и его группы в качестве приглашенного исследователя, а также пройти отдельный курс. За подробной информацией стоит обращаться в Управление международных образовательных программ Университета ИТМО.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба