«Миссия SciComm» стартовала: в Петербурге начал работу первый в России курс по научной коммуникации

«Миссия SciComm» стартовала: в Петербурге начал работу первый в России курс по научной коммуникации

В Университете ИТМО начались первые занятия в рамках курса по научной коммуникации «Миссия SciComm», у которого нет аналогов в России. Первую из четырех недель курса организаторы решили посвятить научному PR. После конкурсного отбора обучение азам профессии научного коммуникатора начали три десятка человек как из Петербурга, так и из других регионов страны. Первую вступительную лекцию об основах специальности провела начальник PR-отдела Московского физико-технического института (МФТИ) Елена Брандт. С приветственным словом к слушателям обратились начальник отдела по научным коммуникациям Университета ИТМО Дмитрий Мальков и декан естественнонаучного факультета Сергей Стафеев.

На первом занятии курса «Миссия SciComm» за одной партой сидели как достаточно юные, так и опытные слушатели – представители бизнеса, PR-специалисты, журналисты, биологи и психологи, а также ученые и сотрудники Университета ИТМО. Многие высказали желание сразу приступить к профессиональному проекту, который необходимо выполнить каждому студенту курса: например, тем, кто заинтересовался научным пиаром, предстоит создать коммуникационную стратегию организации или написать специализированный пресс-релиз. 

Елена Брандт начала свою лекцию с исследований того, как в России пришли к пониманию проблемы нехватки научных коммуникаторов. Она привела расширенные данные, которые на прошлой неделе в рамках проекта «Коммуникационная лаборатория» представлял заместитель управляющего директора SPN Communications Леонид Колодкин. По словам главы PR-отдела МФТИ, исследователи довольно быстро убедились в том, что мнения об ученых, не желающих говорить о науке и журналистах, которым это не интересно, оказались мифами. Единственной достоверной теорией, подтвердившей себя на практике, оказалось то, что в России между СМИ, научными деятелями и обществом нет некой связующей среды, которая бы чувствовала и решала проблемы и тех и других. 

Университет ИТМО. Елена Брандт
Университет ИТМО. Елена Брандт

«Когда мы говорим, что в науке нет коммуникации почему-то это мнение есть среди многих это стопроцентная неправда. Нет ни одного другого профессионального сообщества, которое так много обменивается информацией, как ученые. Это сложившаяся норма то, что ты исследовал, не считается завершенным, пока ты об этом не рассказал и не сделал свое открытие публичным. При всем культурном разрыве ученые лучше других стали понимать, насколько важно коммуницировать. И этот постоянный обмен в науке приводит к тому, что она развивается стремительно», подчеркнула эксперт.

Как пояснила специалист, научный коммуникатор призван понимать и ощущать болевые точки во взаимодействии ученых и журналистов, смягчать возможные и существующие конфликты, пропускать проблемы коммуникации через себя и служить необходимым фильтром. Помимо подобных функций, коммуникаторы несут в себе еще и роль связующего звена между огромными механизмами науки и заинтересованного сообщества, в которое входит и индустрия, и бизнес, и потребители. Понимание основ научной коммуникцаии поможет ученым в плане коммерциализации инноваций если они будут публичны и активны, то намного быстрее смогут найти инвестора, а не прождут его годами.

«Будучи научным коммуникатором, ты узнаешь по-настоящему крутые вещи, насыщаешь свой разум, и тебе за это платят деньги. Для меня это осознанный выбор потому что это пиар, в котором есть смысл, и эта работа деляается не зря. То, что вы сюда пришли и хотите этим заниматься, то, что это вообще происходит, показывает, что вы по-настоящему увлечены и будете работать с такими же увлеченными людьми. В общем, вступайте в наши ряды»,  резюмировала Елена Брандт. 

В свою очередь, декан естественнонаучного факультета Университета ИТМО Сергей Стафеев высказал свою точку зрения о роли научных коммуникаций. По его словам, научная журналистика и пиар не могут взять на себя весь функционал. Он подчеркнул, что все цели научной коммуникации не могут быть спроецированы только на взрослую аудиторию: будущее российской науки ученый видит среди детей не старше 5-6 классов, которым необходимо не только рассказывать, но и увлекать, и которые смогут впоследствии серьезно заниматься исследованиями. 

Университет ИТМО. Сергей Стафеев
Университет ИТМО. Сергей Стафеев

«Сколько бы мы ни говорили и ни писали в интернете, книгах, журналах это всего несколько процентов от того, что нам нужно. Понимание вопроса не возникнет от того, что мы пять тысяч раз что-то расскажем. Количество не всегда переходит в качество: 500 тысяч лайков не всегда и не для всех являются критерием успеха. Все дело в том, что если мы не будем правильно и разносторонне понимать, что такое наука, мы будем пиарить лженауку или приложения для гаджетов, которые как таковой наукой не являются. Нужно давать базовые понятия о том, чем наука отличается от искусства, технологий, показывать разные способы познания мира рациональный и чувтсвенный. Это гибридное образование во всех смыслах получить его могут люди и с базовым гуманитарным образованием, и с естественнонаучным, и с инженерным», уверен профессор.

Курс по научной коммуникации «Миссия SciComm» продлится в Петербурге в течение месяца с 9 ноября по 6 декабря. Участники образовательной программы прослушают курс лекций от отечественных экспертов и российских энтузиастов, а также получат необходимые навыки в ходе мастер-классов, семинаров и работы над собственными проектами. Обучение разделено на модули: «PR и коммуникация», «Научная журналистика», «Наука в образах», «Наука и общественный диалог».

 

Полина Полещук,
Редакция новостного портала Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба