Университет ИТМО. Галина Одинцова

Стартап ColorIT – металл в цвете

В Университете ИТМО на базе кафедры лазерных технологий и лазерной техники развивается стартап ColorIT, который занимается цветной лазерной маркировкой металлов. Сейчас команда проекта отправилась искать признание инвесторов на крупнейшую стартап-конференцию SLUSH, проходящую в Хельсинки. О том, как подчинить интерференцию и воссоздать импрессионизм в металле, рассказывает руководитель ColorIT Галина Одинцова.

В чем суть вашего проекта? 

Мы разрабатываем программно-аппаратный комплекс для технологии цветной лазерной маркировки металлов. За основу мы взяли лазерно-технологическую установку, которая уже давно внедрена в промышленность, – Минимаркер-2. Таким образом, мы занимаемся не созданием нового лазера, а модернизацией работы уже существующих. Все основные теоретические изыскания и практические эксперименты были сделаны во время моей кандидатской диссертационной работы. Меня интересовала связь лазерных технологий и искусства, цвета: можно ли с помощью лазера «рисовать» цветные изображения. Эту тему предложил заведующий нашей кафедрой Вадим Павлович Вейко, и мы поняли, что у нас на руках перспективный проект, который может быть интересен рынку. 

Какова научная подоплека ColorIT

В основе лазерного окрашивания поверхности металлов лежит обычный физический процесс – интерференция в тонких оксидных пленках металлов. Думаю, многие сталкивались с таким эффектом, когда при нагревании какого-либо металла на его поверхности появлялся неравномерный пестрый, иногда радужный окрас – так называемая «побежалость». Лазер позволяет нагревать металл локально, тем самым провоцируя образование оксидной пленки в определенном месте. Но одно дело просто нагреть металл, чтобы он окрасился в какой-либо цвет, и совсем другое – добиться четкого многоцветного изображения. Лазерное окрашивание металла – нестабильный процесс: сегодня мы получаем при нагревании зеленый цвет, а завтра при той же температуре и в тех же условиях – красный. Наши наработки как раз позволяют сделать этот процесс устойчивым и при маркировке получать именно те цвета, которые мы хотели изначально. Поэтому мы задались целью отработать технологию и создать программное обеспечение, с помощью которого можно автоматизировать процесс маркировки. 

С какими металлами вы работаете? 

Работаем с титаном, сталью, латунью, никелем, вольфрамом и даже серебром и золотом. Потенциально мы можем сделать цветную маркировку на любом окисляющемся металле. Если клиент захочет получить цветное изображение на металле, с которым мы еще не имели дело, он может принести нам его образцы, а мы, в свою очередь, разработаем для него палитру на основе спектрофотометрических измерений. Клиент должен понимать, что в зависимости от вида металла палитра может варьироваться. 

Насколько полноцветным может быть изображение? 

По сравнению c палитрой RGB, которая включает 255 цветов, у нас ограниченная цветовая гамма: 20-25 оттенков. Однако все основные цвета у нас есть, так что если нанести изображение лица человека будет непросто, то с остальными картинами, где соблюдение цветовых нюансов не столь необходимо, лазер справится. Отсутствие широкого спектра оттенков может компенсировать тот факт, что получаемое изображение обладает повышенной устойчивостью. Ведь мы не наносим краску, которая сотрется через полгода использования маркированного предмета, а модифицируем сам металл. Я занимаюсь цветной маркировкой уже пять лет, и первые образцы все еще не потеряли товарный вид: цвета не потускнели, а изображение не стерлось. При этом мы подвергали наши образцы дополнительным испытаниям, нагревая их в печи при небольших температурах, облучая ультрафиолетом и так далее. Таким образом, после маркировки с использованием нашего ПО клиент получает износостойкий продукт с цветным изображением в хорошем разрешении (порядка 50 микрон), причем производство является бесконтактным и экологичным. Наносить его можно как на плоскую, так и на цилиндрическую поверхности. Все это и является нашими конкурентными преимуществами. 

Кого вы видите в качестве своих потенциальных клиентов? 

Мы разделили их на несколько сегментов. Первый – это промышленные предприятия, которые выпускают продукцию из нержавеющей стали, титана и других металлов и хотят качественно нанести свой логотип на нее для повышения узнаваемости торговой марки. Что примечательно, цветная маркировка также может быть дополнительной защитой от фальсификации: микроструктура цветного логотипа уникальна, можно сделать так, чтобы она переливалась разными цветами под определенным углом. Второй сегмент рынка – предприятия, которые производят сувенирную продукцию и на данный момент занимаются монохромной маркировкой. Думаю, они будут заинтересованы в расширении спектра услуг. Наконец, последняя сфера бизнеса, которую мы сейчас пытаемся осваивать, это бижутерия и ювелирная промышленность. На данный момент мы разрабатываем технологию цветной маркировки золота и серебра. Это непростая задача, поскольку на этих драгоценных металлах не образуется оксидная пленка при контакте с воздухом. Приходится модернизировать нашу технологию. Сейчас мы видим первые результаты и понимаем, что делать цветную маркировку на драгоценных металлах вполне возможно. У нас есть знакомые ювелиры, которые уже протестировали первые образцы: их устраивает устойчивость картинки и цветовая гамма. Идея им очень нравится, и они ждут, когда мы доработаем программное обеспечение именно для  драгметаллов. 

Как планируете взаимодействовать с компаниями? 

Мы рассчитываем на компании, которые уже занимаются лазерной маркировкой, но хотят улучшить ее характеристики и увеличить спектр. В таком случае мы забираем установку на основе волоконного лазера, которая принадлежит компании, на несколько дней, адаптируем ее под нашу технологию, устанавливаем наше программное обеспечение, настраиваем, тестируем на используемых компанией материалах и возвращаем им «прокачанную» установку. Конечно, все это мы можем совершить и на территории компании, но пока вышеописанная схема работы более удобна. 

Сколько времени занимает маркировка? 

Один квадратный сантиметр делается в среднем три минуты. Монохромная маркировка делается быстрее, но она черно-белая. Так что наша технология в меньшей степени подходит для конвейерного производства, где скорость играет значительную роль. Наша ниша – маркировка уникальной продукции либо той продукции, производитель которой готов затратить чуть больше времени ради хорошего результата. 

Ваш проект является выпускником акселератора Future Technologies Университета ИТМО. Почему решили поучаствовать? 

Мы поняли, что обладаем конкурентоспособной разработкой, но нам не хватает навыков ведения бизнеса и коммерциализации наших трудов. Как составлять бизнес-план, строить финансовые модели, выдвигать гипотезы, искать клиентов и привлекать инвесторов –  все это нам помогли узнать в акселераторе Future Technologies. Представление о том, как выходить на рынок, было, но в акселераторе нам дали конкретные советы, как сделать это с наименьшими усилиями и большим эффектом. Помимо прочего, в акселераторе нам помогли найти новых членов команды. Изначально в нее входили в основном технические специалисты, а людей, которые отвечали бы за маркетинг, продажи и продвижение проекта, не было. Эксперты Future Technologies подобрали нам отличного маркетолога. Дополнительным стимулом для роста в рамках акселератора была необходимость вести еженедельную отчетность: так мы внимательно контролировали, чтобы наш рост не приостанавливался. Ну, и, конечно, немаловажным бонусом для нас стала путевка на крупнейшую европейскую стартап-конференцию SLUSH, которую мы получили за второе место на Future Technologies.

Какие у вас планы на SLUSH? 

В первую очередь мы хотим понять, насколько заинтересован зарубежный бизнес в нашей технологии. Пока мы продвигали ColorIT только на отечественном рынке, несмотря на то, что нам уже поступали предложения помощи в поиске иностранных партнеров и получении зарубежных патентов. Поэтому хотелось бы прорекламировать себя и Университет ИТМО. Для этого мы подготовили видеоролики, брошюры, образцы маркированной продукции, стараясь сделать наш стенд более интересным. Программа максимум – найти инвесторов-партнеров. Думаю, наш проект обладает дополнительной инвестиционной привлекательностью хотя бы потому, что нам не нужны огромные суммы для его реализации. В основном деньги необходимы для аренды помещения и выплаты зарплат на первый год существования малого инновационного предприятия, которое мы хотим открыть. Эти средства мы пытаемся найти и в России, подавая заявки на гранты. За рубежом нам даже больше нужны не инвесторы, а менторы, которые смогли бы помочь советом, как делать первые шаги на международном рынке. 

Чем ColorIT может удивить? 

На данный момент мы занимаемся в основном приближенными к промышленности задачами, предлагая маркировку логотипов, корпоративной символики и так далее. В ближайшем будущем мы хотим маркировать более сложные изображения, воплотить мечту профессора Вейко в реальность и воссоздать на металле картины Моне и других импрессионистов – такого еще никто не видел. 

 

Ульяна Малышева,
Редакция новостного портала Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба