Университет ИТМО. II встреча Международного совета.

Международные советы при вузах помогут российским университетам стать глобальными

Четырнадцать ведущих вузов России участвуют в Проекте 5-100 и стремятся повысить конкурентоспособность на международной образовательной арене. В целях получения внешней поддержки в вузах создаются так называемые международные советы, в которые входят представители высшей школы других стран. 1 июня в Университете ИТМО состоялась вторая встреча Международного совета вуза, на которой ректор Владимир Васильев, представители петербургского вуза и зарубежные коллеги обсудили стратегию развития университета и повышения его узнаваемости.

Долгое время российские вузы были закрыты для международного сотрудничества, они, обособленные от мирового образовательного сообщества, выстраивали процесс обучения, не учитывая лучшие практики, существующие за границей. В XXI веке стало ясно: глобализация произошла во всех сферах жизни, начиная с культуры, заканчивая промышленностью и торговлей, и продолжение политики «неучастия» со стороны вузов приведет к неконкурентоспособности специалистов и, как следствие, к упадку экономики страны. Как перестроиться на модель глобального университета, как стать весомой частью международной высшей школы, если из десятка ведущих вузов страны за границей известны только два университета? Этими вопросами задаются не только участники Проекта 5-100, но и другие российские вузы.

Университет ИТМО. Ректор университета Владимир Васильев. II встреча Международного совета.
Университет ИТМО. Ректор университета Владимир Васильев. II встреча Международного совета.
Проект 5-100 вошел во вторую фазу реализации дорожных карт университетов – на осуществление планов вузам остается чуть меньше пяти лет. Председатель Международного совета Университета ИТМО, бывший президент Европейской ассоциации университетов (EUA) Джордж Винклер считает, что вузам, участвующим в программе повышения конкурентоспособности, необходимо при разработке дорожных карт подумать над тем, как сохранить финансовую стабильность после окончания проекта в 2020 году. Ресурсная поддержка от Министерства образования и науки резко снизится, и университеты должны быть готовы к переходу на частично самостоятельное финансирование своего дальнейшего развития, которое не должно остановиться через пять лет.

Оставаться на плаву помогут международные связи в сфере образования, которые сопровождаются обширными бизнес-контактами и возможностями.

«Мы здесь не только для того, чтобы консультировать, – отмечает экс-президент Совета высшей школы США Дебра Стюарт. – Мы хотим установить эффективно функционирующие контакты между университетами России, Европы, США, других стран. Россия – многообещающая страна, которая должна включиться в сеть ведущих центров образования».

Одна из первостепенных задач для современных российских вузов – это повышение узнаваемости университета на международной арене. В ход идет целый комплекс инструментов: участие в глобальных конференциях и выставках высшего образования, поддержка событий мирового и государственного значения. Главное, считают члены Международного совета, – не пытаться охватить необъятное, а взвешенно подходить к отбору наиболее значимых мероприятий – тех, которые позволят надолго сохранить резонанс в обществе. Яркий пример – проведение Международного года света, официальным организатором которого в Санкт-Петербурге является Университет ИТМО. Это событие мирового значения, оно включает ряд мероприятий, которые будут интересны как ученому сообществу, так и далеким от науки людям.

Университет ИТМО. II встреча Международного совета. Острым остается вопрос привлечения иностранных студентов и преподавателей в российские вузы – их количество является важным показателем глобальности университета. Отечественным высшим учебным заведениям приходится менять сложившиеся стереотипы об образовании в России. Один из наиболее эффективных способов их преодоления, по мнению директора Института международного развития и партнерства Дарьи Козловой, – проведение краткосрочных школ для иностранных студентов. Курсы длятся от двух до четырех недель – это оптимальный срок для первичного знакомства с образовательной средой в университете. Далее – дело за участниками школ: они, будучи пионерами обучения в России, могут привлечь новых иностранных студентов, которые захотят повторить их опыт.

Изменение языковой среды в вузе, которая также влияет на привлекательность университета для иностранцев, не происходит мгновенно, считают эксперты. Ее нужно обустраивать постепенно: вводить дополнительные занятия по английскому языку для профессорско-преподавательского состава и административного персонала и стараться выбирать новых сотрудников из тех, кто способен свободно писать и изъясняться на иностранном языке.

«В состав Международного совета входят представители мирового образовательного сообщества со значительным стажем и авторитетом, которые способствуют более быстрому достижению целей вуза, – рассказывает Дарья Козлова. – Они привлекают иностранных студентов, профессоров, спикеров, организуют с нами совместные учебные программы. Так, в развитии Университета ИТМО активно участвует Университет Рочестера (США) в лице директора Института Оптики Кси-Ченг Жанга. Наша поддержка по научной части – профессора Национального Университета Австралии Юрий Кившарь и Тринити-колледжа (Дублин) Юрий Гунько. Они помогают нашим международным лабораториям соответствовать этому статусу. Профессор Университета Делфт (Нидерланды), председатель сообщества исследователей оптического дизайна Пол Урбах защищал вместе с нами дорожную карту в Томске. Так что от Международного совета зависит очень многое».

Напомним, что Международный совет Университета ИТМО был образован в 2014 году и впервые провел заседание, приуроченное к открытию официального представительства вуза в Брюсселе, в ноябре прошлого года. Следующая встреча запланирована на октябрь 2015 года.

Пресс-служба Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба