Камера-360: как попасть в фильм

С ростом популярности очков виртуальной реальности появился спрос на видео, в котором зритель может почувствовать себя полноправным участником событий. Такой материал петербуржцам недавно показали на интерактивной выставке TechTrends Expo: видеопанорама с обзором в 360° вокруг оператора была записана на разрабатываемую в Центре мультимедиа и дизайна Университета ИТМО «Камеру-360». Ведущий инженер центра и руководитель проекта Денис Столяров рассказал о настоящем и будущем новой технологии видеозаписи.

– Как устроена «Камера-360»?

– В качестве прототипа мы использовали камеры GoPro HERO4 и SJ4000, корпус и электронику разрабатывали самостоятельно. Пять камер устанавливаются по кругу и одна – сверху, записанные потоки монтируются в общую видеосферу. Технология пока на стадии развития, нет каких-либо стандартов, и каждый снимает так, как считает нужным: различаются варианты компоновки камер, методы избавления от «слепых пятен».

С корпусом устройства мы экспериментируем, прототипы печатаются на 3D-принтере в ФабЛабе Университета ИТМО. В планах – работа над портативным вариантом камеры для репортажей и разработка восьмикамерной модели для записи в максимально высоком разрешении 4000 пикселей по горизонтали (4K).

– Над чем ведется работа сейчас?

– У нас три основных направления деятельности: мы предоставляем услуги съемки, параллельно работаем над конструкцией камеры, разрабатываем программное обеспечение и хостинг для видео в формате 360. Есть договоренности с музыкантами, на ближайшее время запланированы съемки около десяти концертов. Скоро будем снимать в Кунсткамере – там планируется реализовать уникальные решения на стыке видео-360 и интерактивной экскурсии. Мы создадим виртуальные маршруты, по которым зритель сможет передвигаться как в компьютерной игре – с тем отличием, что это не трехмерная графика, а запись реального объекта. Ожидается, что пользователь сможет управлять движением интуитивно: поворотом головы и движением взгляда. Еще мы хотим получить возможность имитации взлета, движения по вертикали. Над этим сейчас работают специалисты по юзабилити.

– Есть ли перспективы для технологии видео-360 на рынке массового покупателя?

– Уже сейчас во многих торговых центрах установлены так называемые 3D-аттракционы, но они постепенно теряют популярность. Зато развивается бизнес по продаже очков виртуальной реальности: в Петербурге уже три или четыре таких точки. Дальнейшие перспективы применения технологии на массовом рынке зависят от того, будет ли у всех пара таких очков, и станут ли востребованы сервисы вроде «телепортационной станции» от Facebook.

– Фотография эволюционировала в видео, появились 3D-панорамы, теперь вы снимаете видео с полным обзором. Что будет дальше?

– Для начала видео-360 найдет свою нишу. Есть вещи, которые очень удобно записывать в этом формате: спектакли, концерты, любые массовые мероприятия. Бывают специфические задачи – например, сейчас мы ведем работы для оборонного комплекса. Вероятно, все будет двигаться в сторону интерактива, зрителю захочется управлять изображением, появятся технологии прямых трансляций и виртуального присутствия.

Стимул развитию видео-360 должно дать появление качественной репортажной камеры. Технологии сокращают расстояния: когда появился быстрый транспорт, размеры мира резко уменьшились, а с появлением трансляций, в которых можно присутствовать, расстояния исчезнут вообще. Возможно, когда-нибудь мы сможем полноценно «погулять» по снятому событию, и тогда исчезнет еще и временной фактор.

Пресс-служба Университета ИТМО

Архив по годам: