Предпринимательские вузы и социальное проектирование обсуждают на Евразийском инновационном конвенте

В Петербурге начал работу второй Евразийский инновационный конвент, собравший представителей власти, бизнеса и общественных организаций, студентов и молодых ученых из российских и зарубежных вузов.

Организаторами мероприятия выступили центр содействия развитию молодежного сотрудничества «Евразийская молодежная ассамблея», Северо-Западный институт управления РАНХиГС и Законодательное собрание Ленинградской области. Обсудить пути евразийской интеграции и механизмы взаимодействия молодежных организаций с органами власти были приглашены делегаты из Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Армении, Белоруссии, Украины, Испании и Словакии.

После приветственных слов содержательную часть конвента открыл член Общественной палаты РФ Сергей Марков с докладом о геополитических вызовах процессу интеграции. Политик отметил, что на территории, ограниченной Евросоюзом, Китаем, Индией и странами арабского мира, не существует собственной модели развития. В отличие от Китая с его внутренней колонизацией, США с высокой конкуренцией на внутреннем рынке и опирающимся на модель социального государства Евросоюзом, страны Евразийского экономического союза не разработали четкой стратегии. К препятствующим интеграции факторам Сергей Марков отнес низкую заинтересованность элиты в продвижении интересов собственных государств и деградацию социальной сферы.

Директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров развенчал для присутствующих основные мифы о межгосударственном партнерстве. По мнению Винокурова, интеграция не является исключительно позитивным или негативным явлением, роль политической элиты в процессе преувеличена, а специалисты акцентируют политические и экономические последствия интеграции в ущерб социальным.

Директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов продемонстрировал участникам пленарного заседания результаты социологических опросов российских граждан об отношении к ряду иностранных государств в разные годы. Эксперт обосновал важность формирования у молодежи положительной ценностной модели тем, что люди моложе 30 лет быстро реагируют на изменения в информационном поле и влияют на экономику сейчас гораздо сильнее, чем когда-либо.

Подтверждение этому тезису нашлось в выступлении начальника Департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО Нины Яныкиной, которая рассказала о месте и роли предпринимательского университета в глобальной инновационной повестке. По ее словам, вузы занимают важное место в развитии социально-экономических процессов, поскольку в современном мире растет влияние таких факторов, как степень и характер использования информационно-коммуникационных технологий, роли новых технологий (так называемых «emerging technologies»), повышение уровня жизни, автоматизация не только производственных, но и интеллектуальных процессов.

«Университеты играют важную роль в формировании технологических трендов, выполняют функцию научно-технологического и социального прогнозирования, организуют исследования и разработки на передовых направлениях науки, – отмечает Нина Яныкина. – Предпринимательские вузы содействуют технологическому обновлению производства, внедряют новые механизмы поддержки инноваций, стимулируют молодежь к научно-техническому творчеству и в итоге не только открывают и транслируют новое знание, но и создают новую ценность».

Декан факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Филипп Казин рассказал участникам конвента о роли социального проектирования в развитии инновационной экосистемы университетов. Эксперт отмечает, что предпринимательская среда не может создаваться силами одних преподавателей – развитие предпринимательского вуза невозможно без активного участия самих студентов.

«Когда речь заходит о технологическом предпринимательстве и стартапах, все понимают, что в первую очередь это бизнес, проекты, ориентированные на извлечение прибыли. В случае с социально значимыми проектами проявляется так называемое гражданское предпринимательство, – говорит Филипп Казин. – Студенты могут почувствовать свою востребованность, получить навыкам управления и коммуникации. Где бы ни работал впоследствии выпускник университета, он обязательно найдет, как использовать эти навыки, в этом будет состоять его конкурентное преимущество на рынке труда».

9 апреля организаторы мероприятия запланировали серию тематических дискуссий в петербургских вузах, где приглашенные эксперты и представители молодежных организаций обсудят военно-техническое сотрудничество евразийских республик, таможенное регулирование и экономические аспекты интеграции, патриотическое и духовно-нравственное воспитание.

Второй день конвента начался с заседания круглого стола на тему «Инновационные технологии: от настоящего к будущему». Студенты и начинающие предприниматели продемонстрировали свои проекты в коворкинг-центре Demola. Заведующий ФабЛабом Технопарка Университета ИТМО Алексей Щеколдин рассказал об особенностях работы лаборатории, а молодые специалисты презентовали свои разработки: «умный» будильник для комфортного пробуждения, робот для автоматической съемки фотографий в жанре «селфи» и кисломолочный напиток с полезными ацидофильными бактериями.

Конвент завершится 10 апреля обсуждением тенденций развития евразийства и роли молодежи в будущем Евразийского экономического союза.

Первый Евразийский молодежный конвент прошел в апреле 2014 года и собрал в Санкт-Петербурге представителей 14 стран. Мероприятие завершилось подписанием меморандума о намерении сторон поддерживать международное сотрудничество среди молодежи и содействовать развитию общественной дипломатии и межкультурному диалогу.

Пресс-служба Университета ИТМО

Архив по годам: