Обучение за границей: возможности программ двойного диплома

Многие выпускники бакалавриата или специалитета хотят продолжить обучение и задаются вопросом, продолжать ли свой профессиональный путь в науке в России или ехать за границу.

Ведущие зарубежные университеты обеспечивают будущему инженеру или исследователю набор необходимых практических знаний. Обучение магистра основано на выполнении практических научных и конструкторских работ с использованием современного оборудования и технологий. Студент постигает на практике, как планировать и выполнять работу, как представить ее результаты в публичном докладе, как защищать свою точку зрения в дискуссии. По итогам выпускник является сложившимся специалистом, готовым пойти работать хоть на производство, хоть в исследовательскую лабораторию, и способен в полной мере выполнять обязанности по профилю подготовки. Высокий уровень подготовки определяется как квалификацией профессоров, являющихся учеными с мировым именем (индекс Хирша зарубежных профессоров колеблется в пределах 12-80, что превосходит соответствующий показатель российских академиков), так и особенностями учебных программ, в которых до 60% времени отводится на практическую работу студента на оборудовании. По этим причинам образование в известных европейских и американских вузах высоко ценится, а полученный диплом является признанным подтверждением квалификации выпускника.

Однако получение образования заграницей кажется российским студентам сложным и хлопотным делом и, как правило, имеет ряд стереотипов, отпугивающих потенциальных абитуриентов. Один из них — его стоимость.

Отчасти представления о том, что обучение зарубежом требует значительных финансовых расходов, небеспочвенны: для многих абитуриентов расходы начинаются еще на стадии подготовки пакета документов для поступления в иностранные вузы, поскольку те требуют у поступающих сертификат международного экзамена на знание иностранного языка. Затем возникают расходы на переезд, аренду жилья, питание и оплату самого обучения. Однако в любой стране существуют механизмы государственной поддержки талантливых студентов, и обучение заграницей может стать реальностью за счет стипендий и грантов от правительств, университетов и некоммерческих организаций. Универсальной схемы действий для гарантированного получения такого рода поддержки не существует – каждый университет составляет собственные правила, но пакет требуемых документов в большинстве вузов зачастую один и тот же.

«Студенту, который хочет подать заявку на получение гранта, нужно получить рекомендательные письма от двух профессоров, известных за рубежом, предъявить научные публикации и получить согласие принимающей стороны», – поясняет заведующий кафедрой инженерной фотоники инженерно-физического факультета Университета ИТМО Игорь Денисюк.

Во многих случаях для поступления в европейский или американский вуз не потребуется даже сдавать экзамен по специальности – абитуриенту необходимо только наличие соответствующих документов, подтверждающих его квалификацию, и пунктуальность в сроках подачи. Но, так или иначе, если комплект документов окажется недостаточным, или приведенные в них результаты обучения не соответствуют требованиям принимающей стороны, заявка может быть отклонена, нередко без объяснения причин. При наличии договора между российским вузом выпускника и зарубежным университетом, в который он поступает, многие из этих проблем отпадают, поскольку набор документов и требования к ним согласуются учебными заведениями заранее.

Минимизировать риск может поступление на одну из совместных образовательных программ (double degree). Одним из примеров таковых являются совместные программы Университета ИТМО с французским университетом ENS de Cachan «Молекулярная нано- и биофотоника» и американским New Mexico Highlands University «Органические материалы в лазерной технике». В соответствии с согласованным учебным планом программы первый год обучения магистрантов проходит в Университете ИТМО Петербурге, второй – в вузе-партнере. Университет оказывает студенту поддержку при оформлении документов на получение гранта на обучение за рубежом – стипендии в размере около 1000 евро в месяц. Привести в соответствие программы разных учебных заведений помогает система взаимозачета дисциплин вузами-партнерами: после выпуска студент получает дипломы сразу двух вузов.

«Университет ИТМО имеет право определять собственные образовательные стандарты и проводить зачет дисциплин, которые проходят в иностранном вузе, если они соответствуют уровню и требованиям к аналогичным дисциплинам у нас, – рассказывает куратор обеих программ Игорь Денисюк. – Защита диплома одна: по договоренности с ENS de Cachan в этом году она проходит во Франции. Как представитель Университета ИТМО я буду присутствовать там и вести трансляцию для Государственной аттестационной комиссии».

Заведующий кафедрой инженерной фотоники подчеркивает, что обучение на совместных образовательных программах позволяет заинтересованным студентам практически полностью исключить обычные для учебы за границей расходы – повышенная стипендия университета и размер гранта компенсируют расходы на перелет и проживание. Существующие договоренности между вузами-партнерами позволяют избежать необходимости получения сертификата IELTS или TOEFL до поступления, что является сложной задачей для многих российских студентов.

«Я поступала в магистратуру с теми документами, что оформляла во время учебы на бакалавриате, – рассказывает магистрантка Оксана Горшкова. – Дополнительных испытаний не было, и если мы шли бы на другую программу, а не double degree, у нас так же взяли бы эти документы и принимали решение о приеме по результатам конкурса».

Игорь Денисюк отмечает, что причиной трудностей для российских студентов может стать самостоятельный контроль за собственным прогрессом в обучении.

«Для многих непривычно, что никто специально их не вызывает и не требует объяснений о несданных предметах, пропуске лекций и лабораторий – предполагается, что в вуз поступил взрослый человек, который самостоятельно следит за своими показателями», – рассказывает куратор совместных образовательных программ Университета ИТМО.

Существуют также и совместные аспирантские программы обучения за рубежом. Они разрабатываются под каждого конкретного кандидата, включают трехсторонний договор и подробный план работы над исследованием. В настоящее время аспирант, поступивший на такую программу в 2012 году, заканчивает обучение и готовится к защите диссертации осенью текущего года.

Пресс-служба Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба