Юзабилити-тестирование как знак качества

Сегодня значительную часть своей жизни человек проводит в Интернете. Получение информации, оплата товаров и услуг, общение с друзьями – все это происходит в режиме он-лайн. Многие даже работают, не выходя из дома. Поэтому очень важно, чтобы в этом глобальном виртуальном пространстве люди чувствовали себя комфортно.

Удобство пользования тем или иным ресурсом называют «юзабилити». Сегодня это один из основных показателей, учитываемых при разработке сайтов. Например, для интернет-магазинов важно, чтобы покупателям было легко найти нужный товар, сравнить свойства различных моделей, сделать заказ и тут же его оплатить. От этого напрямую зависит прибыль магазина.

«Очень часто к нам приходят клиенты, у которых плохо идут продажи: посетители уходят с сайта, так ничего и не купив. Нас просят провести юзабилити-тестирование, благодаря которому становится понятно, что именно вызывает неудобство у потенциальных покупателей», – рассказывает Андрей Балканский, руководитель лаборатории юзабилити-тестирования Центра дизайна и мультимедиа Университета ИТМО.

Возможность проведения подобных исследований появилась около четырех лет назад. Тогда на базе Центра дизайна и мультимедиа Университета ИТМО была создана специальная лаборатория. На территории Северо-Западного региона она стала первой. Лаборатория состоит из двух помещений, которое разделяет зеркальное стекло, позволяющее с одной стороны наблюдать за участниками эксперимента. В основном помещении установлены компьютер для тестирования, камера регистрации движения глаз (айтрекер) Tobii, камера фиксации работы с мобильными устройствами Noldus, специализированное программное обеспечение Morae (TechSmith) и аппаратно-программный комплекс, предназначенный для оценки поведения пользователей.

Фото: http://cdm.ifmo.ru/
Фото: http://cdm.ifmo.ru/
Схема проведения исследования достаточно проста. Участники эксперимента работают за компьютером. В зависимости от целей и поставленных клиентом задач, они выполняют различные задания. Например, просто «гуляют» по сайту или пытаются найти раздел «Доставка». В это время с помощью айтрекера фиксируется движение глаз человека. Одновременно осуществляется видеозапись изображения на экране компьютера. После окончания исследования можно узнать, что привлекло внимание человека в первую очередь, а какие страницы он посмотрел мельком или вообще пропустил. Кроме того, ход эксперимента снимают камеры, расположенные в кабинете, а из другой комнаты через зеркало ученые наблюдают за действиями участников.

«Какие данные мы получаем в итоге? Во-первых, карту перемещений взгляда человека, – комментирует Андрей Балканский. – Во-вторых, можно узнать, на какой информации взгляд фокусировался дольше. Это возможно благодаря «тепловой карте» (HeatMap) – диаграмме, составленной на основании данных айтрекера. При этом учитывается, как быстро человек реагировал на задания, за какое время их выполнял, с подсказкой или без и так далее».

Для каждого эксперимента участников выбирают по специальным критериям.

«Мы не можем пригласить первого прохожего с улицы, тогда исследование будет неэффективным, – продолжает Елена Веселова, сотрудник лаборатории юзабилити-тестирования Центра дизайна и мультимедиа Университета ИТМО. – Прежде всего мы стараемся определить целевую аудиторию сайта, выяснить, какие коммерческие задачи стоят перед клиентом и так далее. Только после этого начинается поиск подходящих кандидатов. В целом исследование может занять от недели до месяца».

Помимо тестирования коммерческих сайтов, в лаборатории проводятся научные эксперименты. Так, совместно с кафедрой твердотельной оптоэлектроники Университета ИТМО был проведен анализ влияния освещенности городской архитектуры на восприятие человеком ее отдельных объектов. Выяснилось, что плохо освещенные и темные объекты вызывают у человека куда больший интерес, ведь к ним необходимо присматриваться. Результаты исследования впоследствии были опубликованы в журнале «Светотехника».

Другой пример интересного исследования, проведенного с той же группой ученых под руководством Натальи Быстрянцевой, – тестирование водителей и пешеходов. Аудитории показывали фильм, на котором человек ведет машину. Пешеходы спокойно воспринимали видео, просто следя за дорогой, а взгляд водителей сразу их выдавал. Они обращали внимание на знаки, светофоры и в целом на дорожное движение. Во второй части эксперимента испытуемым необходимо было кликать мышью в тот момент, когда они видят светофор. Оказалось, что светофоры люди замечали в рекламе, освещении домов, уличных фонарях. Причем, это касалось как пешеходов, так и водителей.

«Результаты исследования имеют очень важное значение. Ведь это основание для того, чтобы потребовать у властей сократить количество наружной рекламы или исключить в ее использовании определенные цвета, – отмечает Елена Веселова. – Потому что, как оказалось, она очень сильно влияет на восприятие дорожно-транспортной ситуации».

Совместные проекты сотрудники лаборатории выполняли со студией Артемия Лебедева, Александринским театром и многими другими партнерами. В ближайших планах – расширение сферы деятельности коллектива.

«Мы хотим заниматься проектированием сайтов, программных сред, мобильных приложений. Ведь юзабилити-тестирование – это лишь способ выявить ошибки, но не исправить их. Гораздо интереснее и важнее участвовать в создании продукта от начала до конца. Тогда многих ошибок можно будет попросту избежать», – подводят итог Андрей Балканский и Елена Веселова.

Пресс-служба Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба