«5 в 100» – Webometrics – работа на результат

В Москве в последних числах сентября состоялась конференция, в рамках которой эксперты и  представители российской высшей школы обсудили ключевые вопросы, связанные  с выполнением планов мероприятий по реализации вузами-победителями программ повышения конкурентоспособности («дорожных карт»). Ключевым спикером выступил Исидро Агийо, один из создателей международного рейтинга Webometrics.

Исидро Агийо с сотрудниками университета
Исидро Агийо с сотрудниками университета
В Москве в последних числах сентября состоялась конференция, в рамках которой эксперты и  представители российской высшей школы обсудили ключевые вопросы, связанные  с выполнением планов мероприятий по реализации вузами-победителями программ повышения конкурентоспособности («дорожных карт»). Ключевым спикером выступил Исидро Агийо, один из создателей международного рейтинга Webometrics.

Основным событием семинара International Workshop «Rankings and enhancement of international competitiveness of Russian universities», проходившего в Москве с 29 сентября по 1 октября,  стал приезд испанского специалиста Исидро Агийо (Isidro F. Aguillo, Head of the Cybermetrics Lab at the Center of Social and Human Sciences (CCHS) of the Spanish National Research council (CSIC), Editor of the Webometrics Rankings).

Речи Исидро Агийо участники конференции ждали с нетерпением, так как Россию эксперт посещает редко, однако каждое его выступление становится событием для специалистов, занимающихся вопросами позиционирования и продвижения вуза в Интернет-пространстве.

Результаты рейтинга на июль 2014 года, общая тенденция

Диалог начался с обсуждения результатов июльской версии рейтинга Webometrics, в соответствии с которой  Университет ИТМО поднялся на 414 пунктов, войдя в десятку лучших вузов России и в тысячу лучших научно-образовательных центров мира.

Исидро Агийо отметил, что существует ряд факторов, негативно влияющих на представленность университета в рейтинге. Например, изменение названия или слияние учебных заведений приводит к временному необъективному представлению вуза, связанному с путаницей, неизбежно возникающей  в процессе становления нового бренда или реорганизации структуры. Испанский эксперт обратил внимание гостей на ситуацию со снижением позиции Санкт-Петербургского государственного университета в рейтинге: с традиционного второго места вуз опустился на третье. Данный факт связан с наличием у учебного заведения двух доменов, что привело к снижению параметров, в соответствии с  которыми составляется рейтинг.

Участники дискуссии также обсудили возможность организации или присоединения медицинских факультетов в целях повышения международной конкурентоспособности. Из всех вузов-участников программы «5 в 100» только НГУ им. Лобачевского имеет в своем составе медицинский  факультет. По мнению Исидро Агийо, попасть в 100 лучших вузов мира без наличия медицинского факультета невозможно. Следует отметить, что несмотря на отсутствие на  базе Университета ИТМО  медицинских подразделений, вузом осуществляется ряд крупных научных проектов в области медицины, реализуемых совместно и по заказу крупных медицинских центров.

Напомним, что в соответствии с «дорожной картой» Университета ИТМО к 2020 году вуз должен войти в 300 лучших высших учебных заведений мира рейтинга Webometrics.

Рекомендации

В задачи семинара входила выработка рекомендаций относительно дальнейших шагов по реализации программы повышения конкурентоспособности российской высшей школы среди мировых образовательных центров. В этой связи  группа экспертов во главе с Исидро Агийо высказалась однозначно:  необходимо не только разработать стратегию генерации большого количества контента, но и алгоритм его размещения в Интернете.

Важным компонентом, формирующим облик университета в сетевом пространстве, является представленность учебного материала в электронной форме в свободном доступе.  «Необходимо убедить преподавателей не только читать лекционный материал в аудиториях, но и представлять в Интернете дополнительные материалы, сопровождающие занятия, – отметил Исидро Агийо. – Ведь если преподаватель дает возможность ознакомиться с дополнительными учебными пособиями, особенно если они размещены на его личном веб-ресурсе,  то это характеризует его как профессионала, заинтересованного в подготовке  высококвалифицированных специалистов».

В завершение своего выступления испанский  специалист снова подчеркнул: максимум контента, качественный контент, международный контент – вот основные составляющие, необходимые для продвижения вуза в глобальной мировой сети. Однако недостаточно просто наполнить Интернет-ресурс, необходимо заставить его «работать». «Качественным показателем контента является количество ссылок, ведущих на него, – подчеркнул Исидро Агийо. – Необходимо создавать персональные страницы преподавателей, отражающие следующую информацию: опыт работы за рубежом, награды, профессиональные навыки, публикации, смежные знания, участие в крупных международных проектах, дополнительные учебные материалы и т.д. Персональные страницы должны отражать не только профессиональные компетенции  конкретного сотрудника, но и учебное заведение в целом».

Три предельно насыщенных семинарами, круглыми столами и дискуссиями дня оказались чрезвычайно полезными для Университета ИТМО. Данная встреча подтвердила правильность разработанной сотрудниками Департамента информационных технологий стратегии продвижения вуза в рейтинге Webometrics. Однако работы одного подразделения недостаточно: необходима коллективная целенаправленная работа с участием всех сотрудников и учащихся с единой целью – добиться вхождения университета в сотню лучших мировых образовательных учебных заведений. И эта задача нам по силам!

Департамент информационных технологий

Университета ИТМО

Архив по годам: