Изменить школьное образование: зачем выпускнику престижного вуза становиться учителем

Изменить школьное образование: зачем выпускнику престижного вуза становиться учителем

Научить школьника искать знания самостоятельно, развить в нем коммуникативные навыки, помочь ему понять свои сильные стороны и даже, возможно, жизненные приоритеты — далеко не каждый педагог ставит перед собой такие цели. Но именно эти задачи должны выполнить участники проекта «Учитель для России». Эта негосударственная программа направлена на привлечение выпускников престижных вузов к преподаванию в школах. Подробнее о том, как эта программа может изменить систему образования и что нужно для участия в ней, рассказали организаторы проекта на презентации в Университете ИТМО.

Проект «Учитель для России» стартовал в 2015 году и был создан по международному аналогу: программа Teach for all работает в 37 странах мира, в том числе в Индии, Китае, Германии, Великобритании и других государствах. Оба проекта ставят одинаковые цели: повышение качества образования и обеспечение равного доступа к нему для всех детей вне зависимости от их места проживания.

«Во многих странах, в том числе и в России, так сложилось, что быть учителем не престижно. Кроме того, большая проблема заключается в ограничении доступа к образованию для детей из малонаселенных городов и деревень. Сегодня образование является инструментом социального лифта, и дети, которые не могут воспользоваться им, получают меньше возможностей», — пояснила Алена Маркович, сооснователь программы «Учитель для России».

Университет ИТМО. Алена Маркович, проект «Учитель для России»
Университет ИТМО. Алена Маркович, проект «Учитель для России»

Не секрет, что среднее образование, полученное в каком-нибудь крупном городе, да еще и, например, в частной школе, будет на порядок качественнее, чем в обычном общеобразовательном учреждении маленького городка. Кроме того, зачастую люди, которые могли бы изменить подход к ведению уроков, сделать их яркими и интересными, не идут работать в систему образования.

«По идее, в школах должны работать выпускники педвузов. Но в них абитуриенты зачастую идут по остаточному принципу, если не поступили в какой-либо другой университет. Действительно хотят работать в образовании только 5−7% выпускников педвузов, а становятся педагогами 30%. Сами понимаете, как они будут учить. Кроме того, сейчас в школах очень много учителей пенсионного возраста, хороших учителей. Но что будет, когда они уйдут? В селах ситуация еще более неприглядная: там один учитель может вести всю школьную программу», — обрисовал проблемы Алексей Мацкевич, который отвечает за привлечение и отбор участников для проекта «Учитель России».

Для повышения престижа профессии учителя и вывода школьного образования на качественно более высокий уровень и был запущен проект «Учитель для России». Участники, прошедшие многоступенчатый отбор, на два года становятся учителями в общедоступных российских школах, где дети особенно нуждаются в талантливых, молодых и мотивированных педагогах. Учителя программы работают на полную ставку (18 часов преподавания в неделю) и, помимо стандартной школьной зарплаты, получают специальную стипендию от спонсоров проекта: от 20 до 35 тысяч рублей в зависимости от региона и необходимости снимать жилье.

Университет ИТМО. Алексей Мацкевич. Проект «Учитель для России»
Университет ИТМО. Алексей Мацкевич. Проект «Учитель для России»

«Каким мы видим учителя? У него должна быть авторская позиция, высокая мотивация, наличие достижений, значимых для него самого, глубокое знание своего предмета, устойчивость к стрессу, уважение к окружающим», — сказал Алексей Мацкевич.

Для участия в программе нужно оставить заявку на сайте проекта. Затем с претендентом проводится онлайн-интервью. Далее успешные кандидаты проходят очный отборочный тур, в ходе которого выполняют различные задания перед комиссией из педагогов, бизнесменов, директоров школ. Участники, достойно выдержавшие все эти испытания, отправляются обучаться на летние выездные курсы, готовясь к выходу на новую работу. На летних курсах будущие учителя постигают не только основы педагогики, но и психологию взаимодействия с коллегами, особенности оформления необходимых школьных отчетов. Наконец, с 1 сентября подготовленные «учителя России» приступают к работе в школах Воронежской, Калужской, Московской областей.

Проект рассчитан на «проблемные» школы: работать с учреждениями, в которых все и так неплохо, нет смысла. Школы для этой программы тщательно отбираются. Очень многое зависит от готовности местных властей поддержать проект, а также от личной позиции директора школы и его желания развивать новые методы образования.

«Замечательно, когда человек приходит на эту работу осознанно. Необходимо понимать, что на нее уйдет очень много сил и времени. Вы придете в школу самым обычным учителем. Вы также будете следовать рабочей образовательной программе, но будете интегрировать в эту программу какие-то творческие детали, свои личные методы работы. Наша задача не в том, чтобы идти против правил, а в том, чтобы изменить систему к лучшему», — прокомментировала Улайя Аль Саббан, действующий участник программы «Учитель России», тьютор в МБОУ Каринская СОШ Одинцовского района Московской области.

Университет ИТМО. Улайя Аль Саббан. Проект «Учитель для России»
Университет ИТМО. Улайя Аль Саббан. Проект «Учитель для России»

Организаторы проекта отмечают, что «учителя России» служат некоторым катализатором позитивных изменений в школах, которые произойдут, конечно, нескоро.

«Программа длится два года. Но все мы должны понимать, что участников для нее отбирают, грубо говоря, на всю жизнь. Основное, что вы сделаете в системе образования, произойдет после этих двух лет. В течение первого года работы в школе вы встраиваетесь в коллектив, находите свой стиль. На второй год вы занимаетесь не только педагогикой, но и развиваете проект своей дальнейшей деятельности. Так, мы настраиваем наших учителей на директорскую перспективу. Также вы сможете впоследствии заняться политикой в области образования в правительствах разного уровня. Более того, после работы в школе вам будет проще начать бизнес в сфере образования», — привела примеры Алена Маркович.

На второй год с участниками проекта работают менторы из сфер образования, бизнеса, государственного управления, социального предпринимательства. Учителя программы могут разработать свой проект в сфере образования и на конкурсной основе получить финансирование на его реализацию.

Участники первого набора программы «Учитель России» уже трудятся в школах. Подать заявки на второй набор можно до 17 апреля 2016 года включительно.

Редакция новостного портала
Архив по годам: