Что происходит в Мстителях (ОСТОРОЖНО: СПОЙЛЕРЫ)

По сюжету четвертых «Мстителей», герои отправляются в прошлое, чтобы собрать камни бесконечности раньше злодея Таноса. Они хотят провернуть «кражи» незаметно, однако все идет наперекосяк: одни персонажи из прошлого их замечают, с другими они просто разговаривают, с третьими – дерутся. Так, например, Капитан Америка сразился с самим собой из прошлого.  

Но несмотря на все эмоциональные встречи и драки, прошлое героев, отправившихся в будущее, не изменилось. Их мир остался тем же. Это мир, куда они отправлялись и откуда вернулись с камнями, навсегда изменился и стал другой, альтернативной вселенной. Эти правила озвучены героями в двух важных сценах картины.

По информации издания Business Insider, создателям четвертых «Мстителей» помогал в вопросах перемещений во времени настоящий ученый — Шон Кэррол, физик-теоретик, преподающий в калифорнийском Institute of Technology. Он уже помогал в качестве научного консультанта студии Marvel в подготовке фильмов про Тора и первых «Мстителей». Совместно с Кэрролом киношники приняли новое решение парадокса убитого дедушки.

Что за парадокс убитого дедушки и как с ним работают фильмы

Представим, человек вернулся в прошлое и сделал нечто такое, из-за чего погиб его дедушка до встречи с бабушкой. Что происходит с внуком? Он исчезнет, растворится на атомы или продолжит жить? В этом заключается временной парадокс убитого дедушки, который начал появляться в рассказах фантастов уже в конце 1920-ых годов. Согласно некоторым источникам, впервые парадокс описал французский писатель Рене Баржавель в 1940-ых. 

Парадокс заключается не только в поступках по отношению к дедушкам, но и свободе действий героев в прошлом. Создатели сериалов и фильмов по-разному подходили к этим проблемам. Например, в киносерии «Назад в будущее» встречи с самим собой разрушают пространственно-временной континуум, а главный герой Марти Макфлай старается как можно меньше влиять на события, чтобы ненароком не изменить собственную реальность. Правда, в финале оригинала он ее все равно меняет, но в хорошую сторону и так, что сам остается в живых. Похожие правила действуют в фильмах «Эффект бабочки», «Люди икс: Дни минувшего будущего» и в комедии «Невероятные приключения Билла и Теда», где два раздолбая отправились в прошлое набрать исторических деятелей вроде Сократа и Наполеона, чтобы не вылететь из школы. Все эти картины подчиняются одним правилам: герои что-то меняют в прошлом, и эти изменения влияют на их настоящее.

Эти правила — не единственные в мире кино. Согласно фильмам «Терминатор» (первая часть) и «12 обезьян» (спойлер), прошлое нельзя изменить — что бы герои ни делали, как ни старались, будущее предрешено. Следовательно, у персонажей нет свободы в действиях и поступках, они бессильны перед естественным ходом времени.

Авторы «Мстителей» вместе с консультантом Шоном Кэрролом выступают с новой логикой путешествий: изменения в прошлом не изменяют настоящее, а создают множество новых реальностей. Очевидно, этот вариант наиболее удобен для выстраивания мультивселенной, известной по оригинальным комиксам, и параллельному повествованию историй в полнометражных фильмах и сериалах про супергероев на сервисе Disney+. Специально для стриминговой платформы Marvel создадут несколько сериалов о персонажах киновселенной — Соколином глазе, Алой Ведьме и Локи.

Как и авторы «Назад в будущее», создатели «Мстителей» используют перемещения во времени как прием сюжета, нацеленный в первую очередь на получение эмоций у зрителей. И те, и другие идут против своей логики в определенных моментах картин (Капитан Америка остается в измененном прошлом), однако игнорируют нарушения

Наиболее научно верное путешествие во времени

Согласно теории относительности Эйнштейна, время и пространство — это две части одного целого, пространства-времени, и скорость, с которой проходит время, зависит от того, насколько быстро что-то движется. Следовательно, при очень быстром движении (например, со скоростью света) время тянется медленнее. Теоретически, здесь открываются возможности для путешествия во времени вперед.

На этом принципе построен роман Пьера Буля «Планета обезьян», как и первая киноэкранизация, вышедшая на экраны в 1968 году. По сюжету, астронавты, вылетевшие с Земли к одной из звёзд созвездия Ориона с околосветовой скоростью, садятся на незнакомой планете и встречают разумных обезьян. К концу фильма один из астронавтов понимает, что они оказались на Земле, но спустя две тысячи лет после вылета.

Более экспериментально подходят к физике создатели фильма «Интерстеллар». «Если законы физики допускают существование червоточин, тогда теория относительности допускает их преобразование в машины времени», – пишет научный консультант картины физик Кип Торн, лауреат Нобелевской премии 2017 года за регистрацию гравитационных волн. В своей книге «Интерстеллар: наука за кадром» он объясняет, как экспериментальные теории помогли сформировать сюжет фильма, в том числе наиболее радикальные моменты вроде движения книг сквозь пространство и время.

Самый запутанный фильм о путешествиях во времени

Однако самой сложной для восприятия картиной о путешествиях во времени многие считают фильм «Primer» 2004 года (не выходил в прокате в России, так что дублированного официального названия нет). Главные герои фильма, двое инженеров, разработали прибор, освобождающий объекты от эффектов гравитации. В качестве неожиданного дополнительного эффекта прибор освобождает объекты и от эффекта времени. Сама машина представляет из себя не Delorian, а коробку вроде холодильника. Чтобы отправиться в прошлое, нужно забраться внутрь и прождать определенное количество времени. Чтобы отправиться на, скажем, четыре часа назад, герои должны просидеть внутри четыре часа. Плюс, машина не может отправить человека в то прошлое, когда она еще не была создана.

Обилие правил и ограничений делают сюжет Primer настолько запутанным, что одного просмотра для фильма явно недостаточно. На YouTube можно найти несколько видеороликов с объяснениями сюжета, самый просматриваемый из них длится 23 минуты. Фильм воспринимать сложно и благодаря обилию научной терминологии — режиссер, сценарист и исполнитель одной из ролей Шейн Каррут не жалеет зрителя и подходит честно к такому сложному сюжетному элементу, как путешествия во времени. Возможно, на это решение повлияло его научное прошлое — Каррут учился математике в Stephen F. Austin State University и работал некоторое время создателем оборудования для симуляции полетов.

Он снял Primer за 7 000 долларов, а заработал с ним прокате 841 тысяч и получил за него специальный приз членов жюри на кинофестивале Sundance. С тех пор фильм считается культовым среди определенных групп зрителей, и на то существует множество причин. Одна из них заключается в том, что фильм во всем следует своей логике. В отличии от создателей третьей части «Назад в будущее», которые пошли в разрез с правилами для определенных сюжетных действий, Каррут строит весь фильм на понимании ограничений и неожиданных, но логичных поворотов. Primer — это сложное, но оригинальное кино на тему перемещений во времени, которое требует внимания и сильного желания разобраться.