В 2018 году в финальном этапе международного конкурса световых инсталляций оказались 26 творческих команд. Всем художникам предстоит реализовать в Гатчинском парке свои проекты в первую декаду августа. Победителя конкурса определит авторитетное жюри.

«В этом году у нас расширилась география участников. Заявки на конкурс световых инсталляций подали участники из семи стран, 27 городов. Популярность фестиваля растет: по сравнению с прошлым годом поступило в три раза больше заявок. И мы считаем это хорошим результатом, — комментирует Ольга Аршанская, организатор фестиваля. — В центре фестиваля этого года — тема “Парадокс”. Именно в ее рамках размышляли участники конкурсной программы. В итоге в финале конкурса свои работы представят 26 художников. Всего же на карте фестиваля у нас представлено 37 точек. Все это авторские работы».

В международной программе фестиваля будет представлена петербургская версия проекта фестиваля LUX HELSINKI «Lantern Park». В результате серии мастер-классов петербуржцами и жителями Гатчины созданы 100 авторских светильников.

Ольга Аршанская
Ольга Аршанская

Кроме того, зрители смогут познакомиться с интерактивным проектом художника по свету, лауреата премий «Прорыв» и «Золотая маска» 2018 года Стаса Свистуновича «Другие голоса», созданным в рамках совместной образовательной программы Французского института в России, Лаборатории новых медиа Новой сцены Александринского театра, школы студии сценических искусств «Шоу Консалтинг» и Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО.

Участники спектаклей театров АХЕ, DEREVO, Teatro di Kapua, перформансов Славы Полунина, а также международных выставок и фестивалей — художники Алёна Коган и Вадим Гололобов вместе с инженером оптических геометрий и зеркальных парадоксов Сергеем Карловым преобразят пространство Адмиралтейства.

Инженерный театр Ахе и Ник Хамов представят инсталляции и машинерию к уличному спектаклю «Фауст 3.2. LABOR», который будет показан в сентябре на фестивале уличных театров в Гатчинском парке. На фасаде павильона Венеры «Театр анимированных световых иллюстраций» Аллы Масловской и Марины Сосниной покажет мультимедийное музыкально-световое представление «Русалка» на основе старинных иллюстраций Изенберга. После полуночи фолк-проект INGERVALA представит свето-проекционную концертную программу. А Иорданский фасад Гатчинского дворца станет экраном для творческих работ, отобранных в финал конкурса видеомэппинга.

Ночь света в Гатчине в 2018 году
Ночь света в Гатчине в 2018 году

По традиции, в фестивале примут участие студенты партнера фестиваля — Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО. В этом году свои работы представят две творческие команды.

Инсталляция «Дождь»: можно ли заставить дождь идти наоборот?

Инсталляция команды магистрантов Высшей школы светового дизайна Ольги Поскрёбышевой, Натальи Фроловой, Кирилла Варавина и Альберта Мухина расположится на Круглом пруду Гатчинского парка, который в диаметре достигает порядка 20 метров. Здесь на протяжении фестиваля любой желающий сможет увидеть дождь, который нарушает законы физики. Глядя на небо в дождливую погоду, мы видим, как капли падают сверху вниз, когда же мы смотрим на водную гладь, мы можем увидеть отражающееся в ней небо. Авторы проекта предлагают задуматься, а что если все процессы будут протекать с точностью наоборот?

Подходя к озеру, изначально в полной темноте вы не увидите ничего и, только издав звук, заметите, как капля за каплей дождя отделится от глади озера и «упадет вверх», расходясь по другой, искусственно созданной водной глади над прудом.

Ольга Поскрёбышева, Наталья Фролова Кирилл Варавин
Ольга Поскрёбышева, Наталья Фролова Кирилл Варавин

«В зависимости от того, насколько сильно будет шуметь пользователь, тем больше капель будет падать вверх. Уровень шума считывают датчики, и чем громче шум — тем сильнее движение капель. Связь датчиков с Arduino будет осуществляться через радиомодули, чтобы не тянуть лишних проводов, — рассказывает Кирилл Варавин. — Сами же элементы инсталляции располагаются на тросах над прудом, они представляют собой путь капель и расходящиеся от них круги. Пользователи будут иметь возможность перемещаться вокруг пруда по всем существующим дорожкам, смотреть и воздействовать на инсталляцию со всех сторон».

Основной идеей инсталляции является привлечение внимания общества к негативным последствиям воздействия человека на окружающую среду.

«Одним из основных смыслов этой работы является призыв или хотя бы тонкий намек на то, чтобы задуматься — а что мы делаем с природой? Сейчас это, безусловно, распространенная тема, которая при этом не теряет своей актуальности. Но мы не говорим о том, как все плохо, мы прежде всего хотим сделать акцент на том, как человек в принципе может поменять что-либо — не только себя и свое окружение, но и жизнь некоторых видов, целые экосистемы. Чтобы это было наиболее заметно и, кроме того, сочеталось с идеей фестиваля — “Парадокс” — мы решили отразить все наоборот. Самая сильная форма изменений — это полная инверсия», — рассказывает Ольга Поскрёбышева.

Работа над проектом началась в марте этого года непосредственно перед первым этапом конкурса. В результате участники команды перебрали немало идей. В подготовке проекта помог и междисциплинарный состав команды: Ольга по специальности архитектор, Наталья закончила бакалавриат по специальности «дизайн архитектурной среды», а Кирилл — выпускник инженерно-физического факультета Университета ИТМО.

Инсталляция «Дождь»
Инсталляция «Дождь»

«У каждого были одни наработки, в процессе обсуждения звучали совершенно безумные идеи. Была даже задумка сделать аквариум, в котором плавают огромные светящиеся рыбы. И, наверное, именно она стала источником идеи, к которой мы пришли в итоге», — говорит Наталья Фролова, магистрант Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО.

В процессе создания инсталляции участники команды произвели замеры территории в Гатчине, после чего был подготовлен макет и проведены испытания. Увидеть результат можно будет 10-11 августа на территории Гатчинского парка.

Инсталляция «Критика чистого разума»: в поисках слова

В 1781 году в свет вышла «Критика чистого разума» — философский труд Иммануила Канта о непознаваемости вещи-в-себе. Вдохновляясь одной из наиболее фундаментальных работ в истории философии, трудами Ричарда Талера, получившего Нобелевскую премию за работу в области поведенческой экономики, и экспериментами писателей-обэриутов, призывавших к необходимости обновления методов изображения действительности, авторы инсталляции предлагают погрузиться в эмоциональную окраску слов и обратить внимание на парадоксальную природу языка.

«Слова, произнесенные вслух, формируют нашу реальность, переходя из нематериального мира в материальный. Мир, дважды отфильтрованный через разум говорящего и разум слышащего, становится еще более непознаваем. От попытки по-ницшеански превзойти себя в познании мира порой идет пар из ушей», — говорят авторы проекта.

Инсталляция представляет собой три рупора, продолжением которых являются разноцветные светодиодные ленты. Огибая деревья, концы лент приходят к скульптуре в форме головы, состоящей из каркаса и ткани, расположенной в десяти метрах от рупоров и подсвеченной тремя источниками освещения, каждый из которых совпадает с цветом ленты. Став участником инсталляции, можно наглядно отследить, какого эффекта может достигнуть любой произнесенный вами звук.

Инсталляция «Критика чистого разума»
Инсталляция «Критика чистого разума»

«Инсталляция — это игра, в которой предусмотрено трое участников. От трех рупоров идут световые дорожки к голове, стоящей на противоположном берегу. Три человека кричат в течение минутного раунда в три рупора. Чем сильнее звук, тем быстрее и ярче загорается световая лента. Динамика света отражается на голове. Кто кричит громче, тот и “окрашивает” голову в свой цвет. В итоге по прошествии минуты голова загорается цветом победителя и испускает пар», — рассказывает участник проекта Наталья Бойкова.

Внутри головы расположена дым-машина, которая и срабатывает в конце поединка. Светодиодная лента расположена вдоль деревьев и в скульптуре головы. Система управления и аккумуляторный блок питания встроены в трубки рупора и световой голове. Датчики вибрации закреплены в рупорах, которые передают сигнал на приемники, подключенные в голове. Генератор дыма подключается к удаленной сети и управляется авторами проекта.

В команду, помимо Натальи, вошли еще пятеро магистрантов Высшей школы светового дизайна — Ирина Амплеева, Дарья Вахрова, Полина Кузьмина, Надежда Краузе и Александра Лежнина. Как отмечает Наталья, к работе сознательно решили не привлекать сторонних специалистов, чтобы определить, на что участники способны сами.

«Нам хотелось проверить, на что мы способны, и получить бесценный опыт. Ведь так мало на данный момент проводится мероприятий, где есть возможность действительно реализовать свой проект и перейти от проекта на бумаге к реально существующему и осязаемому. Сама идея возникла, когда мы ознакомились с тематикой фестиваля, она основывалась на том, какие инструменты командной работы и техники мы научились использовать за время обучения на кафедре. И конечно же, мы консультировались с нашими педагогами и ребятами со второго курса с кафедры, чтобы доработать и довести до ума нашу задумку», — рассказывает Наталья Бойкова.

Ночь света в Гатчине в 2018 году
Ночь света в Гатчине в 2018 году

Подробнее с информацией о программе и инфраструктуре фестиваля можно ознакомиться на официальном сайте мероприятия. Добавим, что в полночь 11 августа посетителей ждет главное событие «Ночи света» — мультимедийное светопиротехническое шоу «На линии горизонта». Режиссером выступил создатель ряда новаторских спектаклей на сцене Александринского театра Антон Оконешников, 3D-мэппинг готовит студия Solaris FX, а световую партитуру — художники по свету группы SmartLight.