«Петербург 2103»: как переосмыслить городскую среду и построить свой город будущего

Накануне в ЦВЗ «Манеж» на Исаакиевской площади открылась выставка «Петербург 2103», посвященная прошлому, настоящему и будущему города. Почему Екатерина хотела сократить границы города, а Александр I их расширял? Каким мы представляем современный Петербург? И каким город может быть в будущем, например, в год своего четырехсотого юбилея? Кураторы выставки предлагают не только переосмыслить городскую среду, но и самим на несколько минут стать девелоперами. В этом поможет интерактивная игра «Построй свой город», созданная разработчиками Университета ИТМО. Здесь вы сами будете управлять промышленными роботами и сможете возвести свой идеальный квартал в городе будущего. Выставка продлится до 16 июля. Рассказываем, почему событие нельзя пропустить.

Выставка «Петербург 2103»

О выставке

Организаторами выставки «Петербург 2103» выступают Университет ИТМО и ЦВЗ «Манеж», а также Правительство Санкт-Петербурга. Куратором проекта стала Мария Элькина, архитектурный критик, член Совета по сохранению наследия. Куратором исторического раздела является Мария Макогонова, заведующая отделом проектирования выставок и экспозиций Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Кроме того, в создании проекта приняли участие широкий круг экспертов и специалистов, в том числе исследователи Университета ИТМО, специалисты в области мультимедийных технологий — команда Андрея Бояринцева (Мастерская Ивана Растра), архитекторы Сергей Падалко и Андрей Воронов и другие.

Выставка занимает 5000 квадратных метров и объединяет 20 мероприятий и семь международных проектов. Здесь показана градостроительная история Петербурга: за планами и видами организаторы пытаются разглядеть логику и основные мотивы развития города в каждый из периодов.

Как отмечает Михаил Климовский, руководитель выставки, советник ректора Университета ИТМО по вопросам урбанистики, с точки зрения экспозиционного дизайна проект — это в том числе попытка представить, как мог бы выглядеть музей градостроительства Петербурга. Музеи урбанистики есть в крупнейших столицах Европы. Например, в Париже работает Павильон Арсенала — в прошлом промышленная постройка торгового центра, а теперь второй в Париже музей архитектуры и урбанистики, где регулярно проходят выставки по градостроительству и дизайну, привлекающие даже не заинтересованную в архитектуре публику.

О создании такого первого музея урбанистики в Петербурге думают и в Институте дизайна и урбанистики Университета ИТМО (IDU).

«Функция университетов — передавать знания, компетенции, развивать науку и тем самым улучшать среду, в которой они существуют. Но проблема многих университетов в том, что это зачастую происходит в закрытом пространстве. Именно поэтому мы изначально выбрали тактику более прямых, открытых действий, цель которых — вовлечение в процесс преобразований максимально широкого круга людей, — комментирует Михаил Климовский. — Университет ИТМО занимается урбанистикой, городскими исследованиями, Urban Science. За счет синергии, которая позволяет, с одной стороны, использовать современные технологии и методы анализа, с другой — накопленные знания в области градостроительства и устойчивого развития, мы можем эффективно анализировать город. Мы реализуем такие проекты, как Форум пространственного развития, который становится площадкой для обсуждения актуальных вопросов и выработки решений. И в этом плане «Петербург 2103» является продолжением этой работы. Выставкой мы решили показать определенный взгляд на Петербург как на модель развития города».

Михаил Климовский
Михаил Климовский

Что посмотреть на выставке

Структурно «Петербург 2103» разделен на три части: прошлое, настоящее и условное будущее. Также есть отдельный блок, созданный Университетом ИТМО, — интерактивная игра «Построй свой город».

В исторической части показана градостроительная история Петербурга. За планами и видами кураторы попытались разглядеть логику и основные мотивы развития города в каждый из периодов. Почему Екатерина хотела сократить границы города, а Александр I их расширял? Смогло ли бы строительство наземного метро в начале прошлого века предотвратить революцию? Ответы на эти вопросы можно найти на первом этаже выставочного пространства.

Еще один блок — «Сумерки Петербурга». Это масштабная мультимедийная инсталляция, в которой с помощью современных аудиовизуальных технологий показана жизнь современных окраин города как территорий для экспериментов и изучений. С сегодняшним Петербургом у многих ассоциируются жилые комплексы в поле, так называемые «муравейники». Фотограф Александр Гронский и саунд-художник Сергей Филатов изучают их природу, задаваясь вопросом, не является ли реальность, кажущаяся нам физической, на самом деле виртуальной.

«Сумерки Петербурга»
«Сумерки Петербурга»

«Построй свой город»

Отдельная зона выставки — это площадка, где любой желающий может на 20 минут почувствовать себя девелопером и построить собственный удобный квартал в «городе будущего» с нуля, управляя промышленными роботами. «Построй свой город» — это интерактивная игра, созданная разработчиками Университета ИТМО в сотрудничестве с лабораторией «Два с половиной».

Технически это похоже на компьютерный градостроительный симулятор, но реализованный в физическом виде. На игровом поле работают два промышленных робота Hyundai, которыми управляют пользователи через сенсорные экраны. Роботы переставляют кубики на карте, причем и на карту и на кубики проецируется специальное изображение. Таким образом, с виду обычные белые кубики в начале игры в процессе могут стать и парковкой, и домом или, например, парком или другим объектом инфраструктуры вашего идеального города — в зависимости от того, какую роль вы зададите объекту.

В начале игры каждому игроку выбрасываются карты, исходя из расклада, он должен сделать ход и решить, что построить в первую очередь. Также игрок может видеть краткое объяснение того, что есть у него в ресурсах. По задумке разработчиков, идеальным завершением игры станет строительство «квартала счастливых людей», иными словами — участка, где игрок сможет достичь баланса ценностей и всех составляющих города. Это значит, что застроить весь квартал парковками, панельными домами или, напротив, одними парками и зелеными зонами, не получится, придется учесть все факторы.

«Построй свой город»
«Построй свой город»

«Игровые механики — это тоже один из трендов в подходах к градостроительному планированию. Вовлекая зрителя в игру, можно смещать акценты и роли: здесь любой житель Петербурга на какое-то время может стать губернатором, а чиновник, напротив, почувствовать себя в роли жителя. Игра “Построй свой город” — хорошая возможность понять, насколько город — сложная структура, и, с другой стороны, — осознать, что важно начать менять что-то самому», — говорит Михаил Климовский.

Петербург будущего: город небоскребов или виртуальный музей быта?

На втором этаже Манежа тему будущего города исследуют семь групп художников и архитекторов, среди которых голландская лаборатория городов будущего The Why Factory (T?F), французские режиссеры Ila Beka и Louise Lemoine, архитектор Сергей Чобан и архитектурное бюро КОСМОС, а также российские художественные группы: Curiosity Media Lаb, 404.Zero и Stain.

Раздел называется VISIONS и это тоже неслучайно: мультилингвальность (всего в выставке используется три языка — русский, английский и китайский) позволяет взглянуть на город с разных сторон. Станет ли Васильевский остров новым China Town? Превратится Петербург в невероятный город небоскребов? Как изменятся спальные районы? К чему приведет массовая застройка и уплотнение? И возможна ли в будущем организация своего «государства Кудрово»? Архитекторы, художники и видеорежиссеры представляют свой взгляд на то, каким может быть Петербург будущего.

В работах архитекторов использованы современные средства визуального анализа города, в том числе аэрофотосъемка, лазерное сканирование — быстрый и точный метод геодезической съемки, в основе которого лежит метод измерения расстояний лазером (Lidar), и другие. Медиахудожники (Curiosity Media Lаb, 404.Zero и Stain) используют в своем творчестве связь урбанистики, медиа, аудио-визуальных подходов, а также средства генеративной графики и VR.

«Здесь есть и абстрактные работы, выполненные с помощью средств цифрового искусства, и бытовые инсталляции. У выставки в целом, безусловно, есть некий критичный взгляд на проблему и посыл о том, что сейчас Петербург переживает, возможно, не лучший период с точки зрения организации среды. Но это проблема общая, о чем, например, говорит на выставке Лев Лурье, — рассказывает Михаил Климовский.

Выставка будет работать до 16 июля и завершится дискуссией с участием Вини Мааса — нидерландского архитектора, ландшафтного дизайнера, профессора и известного урбаниста, основателя студии Why Factory при Делфтском техническом университете (партнер Университета ИТМО). Эта лаборатория в течение десяти лет занимается построением моделей развития будущих городов, исходя из различных сюжетов. Кроме того, в рамках выставки запланированы лекции по цифровому искусству. Следить за мероприятиями выставки можно в группе проекта.

Редакция новостного портала
Персоны
  • Михаил Климовский

    Заместитель директора Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба