Фестиваль «Ночь света в Гатчине» прошлых лет. Источник: социальные сети

Образы в колодце и ожившие глаза архитектора Гатчинского парка – что посмотреть на фестивале «Ночь света в Гатчине»

В ночь с 12 на 13 августа в Гатчине пройдет «Ночь света», которая в этом году расширит формат и станет полноценным фестивалем светового искусства. На территории парка Гатчинского музея-заповедника развернутся 20 световых инсталляций от конкурсантов из России и Литвы, а также более 20 объектов внеконкурсной программы. Все работы объединены общей темой «Лаборатория сновидений». Студенты Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО, которые представят на фестивале три проекта, попали в шорт-лист конкурса световых инсталляций, организованного в рамках фестиваля «Ночь света в Гатчине». О том, как создаются инсталляции и что в итоге посетители смогут увидеть на одном из главных световых мероприятий года, – в материале ITMO.NEWS.

Портал

Для реализации проекта «Портал» студенты Школы светового дизайна Университета ИТМО задействуют исторический объект на территории Гатчинского парка – Иорданский колодец. Вертикаль колодца – место сообщения воздуха, воды и земли – авторы проекта предлагают посетителю рассмотреть как связующую нить между реальным миром и миром сновидений. На глади колодезной воды гости мероприятия смогут спровоцировать появление архетипических образов сна – времени, рыб, тени, эго и других. Образы предстанут перед зрителями в виде анимированных коллажей, определенные части которых будут выделяться по цветовым параметрам. Создатели проекта обещают разъяснить каждый образ зрителям, впрочем, понять, как образы работают в коллаборации, каждому предстоит самостоятельно.

Инсталяция «Портал». Источник: архив авторов
Инсталяция «Портал». Источник: архив авторов

В основе инсталляции – общеизвестные символы, которые работают на подсознательном уровне, подчеркивают авторы. Например, один из самых говорящих образов, который появится на водной поверхности, – яблоки, библейский символ раздора. В некоторых случаях посетители увидят метаморфозы, происходящие с человеком с течением времени: один из таких образов – человек, прыгающий в огненное кольцо (метафора жизненных трудностей) и принимающий образ тигра. Еще один ключевой образ – время, которое неподвластно человеку.

Привлекать внимание к колодцу будут светящиеся камни – как только зритель подойдет к колодцу, образы в нем оживут. Как подчеркивают авторы, контент будет уникальным для каждого посетителя, а расшифровать образы помогут аудиозаписи.

«Контент работает случайным образом для каждого посетителя. В него входят коллажи, часть которых будет анимирована, как главный образ. В этом проекте мы воспроизводим концепцию многослойности сна: здесь происходят метаморфозы, соединения несоединимого, наложение одного образа на другой. Коллажи как раз будут иллюстрировать этот сюр. Один из образов, который является первопричинным для человека, будет цветным и анимированным», – рассказывает участница проекта Дарья Чиримисина.

Дарья Чиримисина
Дарья Чиримисина

Отследить движения посетителей авторам проекта поможет датчик движения, вмонтированный рядом с колодцем. Когда человек его пересечет, видеоряд, который проецируется на воду колодца, сменится. Также в проекте задействована беспроводная колонка, которая находится рядом с проектором и микрокопьютером. Все устройства помещаются в самом колодце. Это незаметная конструкция из компонентов миниатюрных размеров. Все датчики, используемые в инсталляции, – беспроводные. В качестве программного обеспечения разработчики использовали редактор интерактивных сред TOUCHDESIGNER. Анимированные коллажи спроектированы в Adobe PhotoShop и Adobe After Effects.

Сон сквозь века

«Мы обратились к истории Гатчинского парка, нашли архитектора, который разбил весь парк. Его зовут Джон Буш. Мы подумали: если творческому человеку может присниться во сне его будущее произведение, то почему произведению не может присниться автор, воплотивший его в реальность, даже спустя долгое время? Образ, который увидел Гатчинский парк в своем сне, глаза архитектора, разбившего его более двух столетий назад», – рассказывает один из участников команды Роман Антонов.

В инсталляции глаза Джона Буша внимательно и с любопытством наблюдают за гуляющими по его парку гостями. Разработчики решили спроецировать глаза архитектора на природный ландшафт: как только гость приближается к инсталляции, архитектор просыпается и смотрит на гостей, пришедших к нему, оценивает их и даже взаимодействует с ними.

В проекте техническая сторона во многом повторяет методы, использованные в «Портале». Для реагирования системы на отдельного человека используется датчики движения, которые вмонтированы в наземные светильники. И светильники, и датчики автономны и расставлены по точкам взаимодействия. Точки взаимодействия – это световые пятна на земле, пересекая которые, посетитель позволяет системе обнаружить себя и среагировать на движение. Для зрителя все выглядит так: как только человек приблизится к световому пятну, глаза архитектора открываются и устремляются на него. Если же зритель долгое время находится в пределах светового пятна, глаза архитектора взаимодействуют с ним, меняя выражение. Например, могут даже подмигнуть. Всего в инсталляции задействованы три рабочих световых пятна, расположенных на расстоянии шести метров от глаз.

Гатчинский парк. Источник: turisticum.ru
Гатчинский парк. Источник: turisticum.ru

В проекте также задействованы звуковые эффекты. Приближаясь к глазам архитектора, зритель услышит птиц и другие звуки природы, создающие неповторимую атмосферу. Как отмечают авторы проекта, чтобы изобразить глаза архитектора на природном ландшафте, им пришлось отойти от изначальной идеи – проекции на деревьях – и выбрать сплошную поверхность. В итоге зрители смогут понаблюдать за глазами архитектора Гатчинского парка на высоте порядка трех метров – образ будет проецироваться на сплошных кустах парка. В проекте используется короткофокусный проектор, который расположен максимально близко по отношению к месту, на которое проецируется взгляд Джона Буша, и не загораживает обзор прохожим. В качестве программного обеспечения для инсталляции авторы также использовали редактор интерактивных сред TOUCHDESIGNER.

Авторы проектов «Портал» и «Сон сквозь века»: Роман Антонов, Юлия Любакова, Валерия Лукинская и Дарья Чиримисина

Moon Water

Еще один проект от Школы светового дизайна Университета ИТМО – светодинамическая инсталляция, состоящая из большой бутафорной чайной чашки и воздушных белых мячей. Уникальность инсталляции – место ее воспроизведения. Конструкция гигантской перевернутой чашки и струящихся из нее пузырьков будет монтироваться над водоемом Гатчинского парка. Чашка будет возвышаться над водной поверхностью на уровне более двух метров. Другая же часть конструкции расположится непосредственно в воде, поэтому потрогать инсталляцию, в отличие от многих других, представленных в парке, гостям не удастся.

Ключевая ассоциация, которой добивается создатель инсталляции Валерия Миколюк, – напоминание о лунном свете, где 100 пузырьков это 100 лун, украшающих водную гладь пруда Гатчинского парка. Эффект парения достигается путем создания облегченной конструкции – чашка выполнена из пенопласта и отгрунтована, чтобы не пропускать влагу и выглядеть легкой. Пузырьки – это высокопрочные латексные шары белого цвета с матовым покрытием. Как отмечают авторы проекта, иллюзия парящей сервизной чашки со струящимися вниз пузырьками напомнит гостям об уютных вечерах под пледом, о сказках под луной, о мире снов и фантазий, где что угодно может стать реальностью. Эффект отражения инсталляции в водной глади водоема – главный прием, который использует автор для ощущения отражения лунного света на водной глади.

Фестиваль «Ночь света в Гатчине» прошлых лет. Источник: социальные сети
Фестиваль «Ночь света в Гатчине» прошлых лет. Источник: социальные сети

Валерия Миколюк намеренно отказалась от буйства красок, все пузыри выполнены в белом цвете, однако интенсивность их освещения будет разной. Работа с полутонами поможет отразить разные состояния луны. Чтобы пузыри светились по-разному, авторы используют светодиодную ленту, которая подсвечивает первую группу шаров, расположенных на стержне каркаса и вытекающих из чашки вертикально вниз. Для второй и третьей групп лун, которые находятся на поверхности воды, студенты создают авторскую светодиодную сеть, в которой будет подсвечен каждый шар. Также некоторые шары будут подсвечиваться индивидуально – к ним учащиеся прикрепят отдельные диоды.

По словам Валерии, в инсталляции есть также интерактивный элемент – каждый гость мероприятия сможет прикоснуться к пузырю, который расположится на берегу, и загадать желание.

Участники команды: Валерия Миколюк, Кирилл Шамрицкий, Никита Пащенко, Дмитрий Чухин

Добавим, что победителя конкурса определит экспертное жюри. Обладателем приза зрительских симпатий станет лидер онлайн-голосования. Имена лауреатов объявят в октябре на международной научно-практической конференции «Световой дизайн – 2017», которую организует Высшая школа светового дизайна Университета ИТМО. Победителю достанется денежный приз. 

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба