Искусство требует цифр: в Петербурге открылся фестиваль медиапоэзии 101. Источник: соцсети

Искусство требует цифр: в Петербурге открылся фестиваль медиапоэзии 101

Современный человек уже не представляет свою жизнь без компьютера, полагаясь на Google больше, чем на самого себя. Делает ли это человеческую память более совершенной или более уязвимой? Как меняются искусство и наши представления о прекрасном в новом цифровом мире? 12 апреля в Северной столице стартовал фестиваль медиапоэзии, в ходе которого художники, поэты, эксперты в области философии и искусствоведения постараются ответить на эти вопросы.

Международный фестиваль медиапоэзии 101 проходит в Санкт-Петербурге уже во второй раз, и в этом году выставки, лекции и круглые столы объединены темой форматирования памяти. Организаторы задались целью найти ответ на вопрос о том, как эволюционируют человек и его чувство прекрасного в цифровую эпоху — 101 в названии отсылает к системе двоичного кода и представлению информации потоком нулей и единиц.

«В этом году мы решили посвятить фестиваль теме памяти не случайно. Ровно год назад на Малой сцене Александринского театра мы проводили круглый стол и обсуждали техновечность, то, каким образом технологии могут сохранить нашу память и как передать ее следующим поколениям. Мы пришли к выводу, что память — это то, что определяет человека, если отнять у него его материальное тело, что отличает его от других», — объясняет медиахудожник, преподаватель факультета свободных искусств и наук СПбГУ Наталья Федорова.

Медиапоэзия многолика, и до нынешнего состояния она развивалась не одну сотню и даже тысячу лет: древние и средневековые поэты составляли фигурные стихи и каллиграммы, но у современных художников инструментарий гораздо шире. В результате симбиоза технологий и искусства появляются интерактивные арт-объекты, поэзия в дополненной и виртуальной реальностях, люди даже предоставляют машинам возможность писать любовные письма. Такие необычные работы покажут в галерее «Вертикаль», где 30 апреля откроется выставка «Форматирование памяти».

«Мы постарались подобрать работы таким образом, чтобы перед зрителем разворачивалась определенная траектория, чтобы он проходил по нескольким уровням памяти, начиная от глубоко личной, персональной памяти, и заканчивая памятью социальной, коллективной. Выставка „Форматирование памяти“ — это наша попытка найти дистиллят воспоминаний, избавить память от внешних примесей», — комментирует директор фестиваля Дарья Петрова.

Фестиваль медиапоэзии 101 будет длиться до 10 мая, и за это время петербуржцы смогут принять участие в серии лекций и мастер-классов в рамках «Лаборатории новых медиа», которые пройдут на Малой сцене Александринского театра с 14 по 28 апреля. Кроме того, на 29 и 30 апреля запланирован симпозиум «Total recall: память как застывшая информация». В ходе мероприятия эксперты обсудят вопросы изменения восприятия, фиксации и передачи информации в эпоху, когда многие доверяют цифровым носителям чуть ли не больше, чем самим себе.

«Возможно, не вполне очевидно, почему мы, рассуждая о медиапоэзии, говорим о памяти. Но, помимо индивидуальной нейронной и специфической генетической памяти, существует третья память — технологическая, которая так же, как и другие виды памяти, делает возможной передачу индивидуального опыта между поколениями. Медиапоэзия — это сохранение памяти языковой, — рассказывает Наталья Федорова. — Она соединяет технологии и язык искусства, которые необходимы, чтобы создать ту поэзию, которая будет релевантна, понятна и значима в сегодняшнем мире. Нам важно, что медиапоэзия фокусируется на материальности слова, поэтического текста, и эта материальность может быть выражена перформативно, графически и фонетически».

С детальной информацией о мероприятии можно ознакомиться на официальном портале фестиваля.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба