Как генерировать идеи и при чем здесь ошибка «выжившего»

Акселератор Университета ИТМО и ИТМО Highpark организовали воркшоп по генерации бизнес-идей. Ведущий воркшопа Сергей Пархоменко — социальный психолог, бизнес-тренер по профессии. Эксперт в области организационного развития, тренингов, психологии, педагогике и не директивного игрового обучения. Разработчик обучающих настольных игр, основатель и директор по развитию международного издательства «Банда умников».

Сергей Пархоменко

Сергей рассказал участникам встречи об источниках вдохновения и о том, как мониторить инфопространство в поисках удачной бизнес-идеи, а также как анализировать преимущества и отбирать идеи. Так, например, согласно ошибке «выжившего» – специальной теории венгерского математика Абрахама Вальда, зачастую мы принимаем решения, исходя из данных об успешных моделях и ничего не зная при этом о неуспешных вариантах.

Теория Абрахама Вальда появилась не на пустом месте: во время второй мировой войны не все американские бомбардировщики возвращались на базу. А на тех, что возвращались, оставалось множество пробоин от зениток и истребителей, но распределены они были неравномерно: больше всего на фюзеляже и прочих частях, меньше – в топливной системе, намного меньше — в двигателе. Значило ли это, что в пробитых местах нужно больше брони? Вальд ответил: нет. Исследование как раз показывает, что самолет, получивший пробоины в данных местах, еще может вернуться на базу. Самолет, которому попали в двигатель или бензобак, выходит из строя и не возвращается. Поскольку попадания от вражеского огня на самом деле (в первом приближении) распределены равномерно, укреплять надо те места, которые у вернувшихся в массе наиболее «чистые». Эту теорию важно уметь применять для анализа преимуществ и недостатков продукта и в целом помнить о когнитивных искажениях при принятии важных решений. Например, изучая опыт конкурентов, обратите внимание не только на те стартапы, которые добились успеха, но и на опыт прогоревших конкурентов или аналогичных стартапов.

После теории участники воркшопа начали генерировать идеи, распределились по командам и сыграли в игру «Стартап-конструктор». Среди идей для стартапа, например, были такие, как «сменные каблуки для туфель». Смысл игры в том, чтобы придумать идею, согласно заданным условиям, а затем проанализировать ее и презентовать другим участникам.  Все команды успешно справились с задачей.

Следующий воркшоп будет посвящен разработке эффективной бизнес-идеи, присоединяйтесь.

Архив по годам:
Пресс-служба