BigXP: как получить консультацию экспертов из Яндекс, Google и Facebook нажатием одной кнопки

Представьте, что вам нужна консультация или помощь IT-специалиста для реализации той или иной разовой задачи: помочь провести code-review, проконсультировать по новому закону GDPR, рассказать, как работает VPN, и помочь в его настройке, помочь в решении тестового задания или поделиться опытом внедрения платформы для мобильной разработки. Теперь в поиске таких IT-помощников поможет BigXP – уникальный маркетплейс, в котором профессионалы в сфере IT предоставляют свои экспертные услуги. Экспертный состав сервиса включает ведущих сотрудников из Яндекса, Facebook, СКБ Контур, Университета ИТМО и других IT-гигантов как в индустрии, так и в образовании. ITMO.NEWS поговорил с Ильей Зеленчуком – одним из создателей сервиса BigXP и сотрудником малого инновационного предприятия при Университете ИТМО в области кибербезопасности «КОДА-технологии» – и узнал, что из себя представляет сервис, чем он уникален и как стать участником проекта. 

Почему вы стали разрабатывать платформу для предоставления консультаций в сфере IT?

Одному из моих сотрудников в «КОДА-технологии» понадобилась консультация, и он попросил меня найти специалиста в нужной области для того, чтобы он мог продвинуться в решении вопроса. Я стал искать по знакомым, несколько дней искал и нашел только одного знакомого специалиста в этой области, которого и попросил провести оплачиваемую консультацию. На тот момент это был важный вопрос для бизнеса – я не мог ждать неделю. После этой ситуации я решил отмечать для себя моменты, когда мне или моим сотрудникам нужна экспертная помощь в своей или смежных областях. Уже тогда я подумал, что нужен сервис, где можно с легкостью найти нужного специалиста. В течение полугода я фиксировал такие ситуации, например, у меня была знакомая, которая устраивалась на работу в крупную IT-компанию. Ей выдали тестовое задание, которое она решила, однако она переживала перед отправкой решения, и ей хотелось пообщаться с высококвалифицированным специалистом из этой области, чтобы быть уверенной в том, что ее решение правильное. Важно, что она не хотела, чтобы за нее решали тест – ее интересовала качественная экспертиза. В один из таких моментов мы с Артуром Хановым, тьютором кафедры безопасных информационных технологий Университета ИТМО и руководителем «КОДА-технологии», решили создать сервис и пригласить туда знакомых, которые хотели бы и имели возможность делиться своим опытом.  Идея сервиса простая: когда вам необходимо экспертное мнение, вы можете обратиться к специалисту. Пробную версию сайта мы запустили в середине марта.

Кто стал первыми экспертами, которые согласились принять участие в проекте?

Много людей, с которыми я общаюсь, обладают уникальными компетенциями. Они долго обучались и теперь готовы делиться этими компетенциями, чтобы другие могли стать профессиональнее в этой сфере. У нас на платформе есть представители Яндекса, Facebook, СКБ Контур и других компаний. Например, сотрудник Яндекса Дмитрий Корнев – высококвалифицированный специалист в сфере machine learning и deep learning, его мотивация участия в проекте заключается в следующем: обладая знаниями, которыми он не пользуется ежедневно на работе, он хочет делиться с нуждающимися в них людьми. С момента запуска сервиса у нас уже прошло более 20 разных консультаций. Так, одному пользователю эксперт с десятилетним стажем в области дизайна помог полностью переработать дизайн.

Платформа BigXP. Источник: bigxp.ru
Платформа BigXP. Источник: bigxp.ru

В чем принципиальное отличие консультации в рамках сервиса и консультации, которую могут проводить IT-блогеры?

Общение со специалистом за деньги и в определенный срок – идея не новая: многие профессионалы уже оказывают консультации, например, есть дизайнеры, которые ведут свои блоги и говорят своим подписчикам, что готовы обсудить их проекты совместно. То же самое происходит в сфере IT, однако проблема в том, что при желании профессионала заниматься своего рода консалтингом он должен потратить серьезное количество времени и сил, чтобы завести свой личный блог, вкладывать средства в рекламу, создавать контент, привлекать пользователей и многое другое.

Существуют аналоговые сервисы, которые предлагают широкий профиль специалистов – от услуг ветеринаров до программистов. Вы ориентировались на такие платформы при создании BigXP? В чем уникальность сервиса?

На таких платформах, о которых вы говорите, в основном работают фрилансеры, однако у людей нет ассоциации, что фрилансер и специалист – это одно и то же. Фрилансер – это человек, который по какой-то причине не работает и готов выполнять низко- или среднеквалифицированную работу, причем, как правило, это работа, а не консультация. Пользователь делает заказ, и ему его выполняют. Когда вам необходимо получить экспертизу, то вы пойдете к тем, кто уже сейчас работает и зарабатывает на этом. На нашем ресурсе эксперты находятся не для заработка денег, три-четыре тысячи в час, которые они ставят за свою консультацию – это гораздо меньше, чем они получают на своей обычной работе. Таким ценой они ограничивают точку входа с целью, чтобы  к ним не обращались с вопросами, которые могут решить рядовые специалисты. Другими словами, вы не можете обратиться за помощью в BigXP, если вам нужно, например, настроить WiFi, на BigXP можно получить качественную экспертизу и оценку своей работы.

Например, была интересная консультация, когда к нам за помощью обратился отец восьмиклассника – ему нужен был хороший алгоритмист, так как его сын сдавал задачи, и проверяющая система отклонила решения, так как алгоритмы нужно было оптимизировать. В итоге они связались с Дмитрием Корневым из Яндекса, и он рассказал клиентам, как именно они могут исправить ситуацию.  Это потрясающе. Представьте, вы нажимаете кнопку и можете пообщаться с топовыми специалистами Facebook, Google, Яндекс и других IT-гигантов по интересующему вас вопросу. На улице вы их не найдете, поэтому это уникальный ресурс. Планируется, что в экспертный состав добавятся сотрудники лабораторий Университета ИТМО.

Илья Зеленчук
Илья Зеленчук

Ваш сервис актуален не только для частных клиентов, но и для бизнеса?

Да, сейчас к нам в равной степени обращаются за помощью и частные клиенты, и представители бизнеса. Представьте, есть люди, которые работают в лабораториях, у них есть уникальный опыт, которым они могут поделиться с другими и помочь ускориться в понимании каких-либо процессов на две недели – для бизнеса это очень критично. Стоимость одного дня для бизнеса составляет 30-40 тысяч, если вы своим советом можете ускорить рабочий процесс на два-три дня, вы экономите до 100 тысяч. Естественно, вы готовы заплатить за это. А для университета, предоставляющего свои компетенции, это уникальная возможность продемонстрировать, какие знания у него накоплены, и делиться ими.

Каким компаниям может быть интересен сервис?

Нужно понимать, что этот сервис не нужен большим компаниям типа Яндекса и Сбертеха, потому что крупные компании уже обладают сформированной командй разноплановых специалистов. Чем компания меньше, тем меньше у нее избыточность, тем она больше сосредоточена на тех процессах, которые протекают сегодня, и ориентир у нее только на выживание и получение прибыли. Когда у компании возникает потребность в экспертизе, то ей негде искать людей, поэтому сотрудники начинают искать через знакомых. Проблема поиска экспертов через знакомых еще и в том, что, если вы находите знакомого, скорее всего он будет единственным профессионалом в интересующей вас области, но в таком случае вы не получаете лучшего эксперта – вы получаете того, до кого вы дотянулись. Это неправильно. На BigXP вы получается одного из топовых специалистов рынка, уровня экспертности которого вам точно хватит.

Как можно попасть в состав экспертов сервиса?

На главной странице есть кнопка «Хочу стать экспертом». После того, как человек подал заявку, я созваниваюсь с ним по Skype и узнаю, насколько я готов рекомендовать этого специалиста клиентам сервиса. У меня достаточно большой опыт общения с людьми, к тому же я сам работаю в сфере IT и понимаю, насколько человек обладает теми компетенциями, о которых заявляет. Мы с Артуром Хановым также входим в экспертный состав BigXP. Сейчас у нас порядка 30 экспертов, раз в неделю добавляется по два человека. Обычно в неделю мы проводим две-три консультации.

Платформа BigXP. Источник: bigxp.ru
Платформа BigXP. Источник: bigxp.ru

Как эксперты реагируют на предложение участвовать в проекте?

Есть две категории реакции: для кого-то такое предложение актуально, для кого-то – нет. Повторюсь, эксперт на платформе – не для заработка, в реальной жизни он получает за свою работу гораздо больше. Речь о том, что эксперт готов выделить два часа своего времени, чтобы помочь людям, он готов поделиться знаниями с тем, кого не знает. Сервис более выгоден практикующим экспертам, чем практикующим консультантам. Дело в том, что практикующий консультант перестает быть практикующим специалистом, так как он много времени тратит на продвижение и поиски себя. Наш сервис позволяет людям, которые практикуют с своей области не заниматься продвижением себя, а заниматься своей жизнью и лишь иногда помогать с вопросами заинтересованным клиентам.

Предположим, мне нужно найти специалиста. Я захожу на сайт BigXP, нажимаю кнопку «Найти эксперта», что происходит дальше? Сколько мне нужно будет ждать эксперта?

Обычно клиенты задают вопрос, письмо с вопросом приходит мне, после чего я связываюсь с экспертом, с которым мы решаем, сможет ли он помочь с этим вопросом и когда. Иногда эксперт готов пообщаться в этот же день, иногда нужно подождать пару дней.  После того, как мы согласовали время и день, пользователь вносит предоплату, и происходит обмен адресами в Skype. Я, в свою очередь, гарантирую, что общение будет качественное и в установленный срок. Для этого мы сделали предоплату первого часа. Если коммуникация по каким-либо причинам не удается, то аванс возвращается. Еще одно условие – первые 10 минут общения бесплатные как для эксперта, так и для клиента. Дело в том, что, когда вы можете четко сформулировать вопрос, вы с большой вероятностью можете найти на него ответ. Люди, когда приходят в новую или смежную область, не всегда понимают, что им надо, и не могут четко сформулировать запрос, поэтому эксперт не всегда понимает, что от него требуется. За первые 10 минут общения эксперт и клиент осознают, насколько успешной будет коммуникация. Несколько раз эти 10 минут помогали: три-четыре консультации заканчивались быстрее.

Какие планы у вас на будущее? Не планируете ли вы расширить сферу, в которой предоставляете консультации?

Мы сосредоточены на IT – это та сфера, в которой мы разбираемся и расширяться не планируем. Мы хотим сделать качественную концентрацию специалистов на нашем сервисе. Среди специалистов, представленных на платформе, можно увидеть также экспертов в маркетинге в IT, менеджмента в IT, то есть необязательно решать чисто технические вопросы. Вы можете пообщаться с руководителями отделом в крупных компаниях и использовать их опыт для благоустройства культуры внутри своего коллектива.

Сейчас мы уже запустили более автоматизированную платформу, она стала интеллектуальной.  Наши основные задачи – пополнить экспертный состав и рассказать обществу о платформе, чтобы люди как можно быстрее начали получать выгоду от ее использования. Дело в том, что такая платформа вам не нужна каждый день, но, когда потребуется эксперт в конкретной области, которого вам надо найти в течение пары дней, альтернативы нет, вам действительно совсем некуда пойти. Я с такой проблемой столкнулся сам: ты ищешь специалиста по знакомым, но, даже когда находишь, он не готов сразу оказать услугу. На нашем ресурсе исключены такие проблемы: эксперт точно хочет с вами говорить, у него есть конкретная стоимость, когда вы уже договорились об общении с ним, предварительно вы сообщаете вопрос, на который он должен будет дать ответ. Многие пытаются решить свои вопросы через форумы, однако BigXP лучше, чем форум: вам отвечает эксперт, вы видите его резюме, у вас есть гарантия и качества ответа. Сервис представляет константу во времени и делает процесс предсказуемым.

Я думаю, в дальнейшем мы добавим в этот сервис личную веб-комнату, где эксперты сразу смогут договариваться с людьми, поэтому клиентам и экспертам не надо будет уходить с сайта в Skype. В веб-комнате можно будет задать вопрос, произвести оплату и решить другие задачи, возникающие в ходе общения.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба