Комфортное и безопасное освещение в собственном доме — каким его видят светодизайнеры разных стран

Организаторы проекта LIGHT4HEALTH подвели итоги первой летней школы. Интенсив прошли магистранты программ «Световой дизайн» и «Индустриальный дизайн» Университета ИТМО и четырех зарубежных вузов-партнеров проекта. Принимал участников британский University of Wolverhampton, координатор проекта. В течение пяти дней студенты знакомились с тем, как обычное, казалось бы, домашнее освещение может влиять на жизнедеятельность и здоровье человека с точки зрения науки и практики. По итогам программы они презентовали собственные проекты освещения – магистранты создали их с учетом реальных условий проживания в домах Англии.

Первая летняя школа LIGHT4HEALTH. Фото из личного архива

При выборе светильника или системы освещения жители многоквартирных или частных домов в большей степени обращают внимание на стоимость оборудования, его энергоэффективность и дизайн. При этом меньше всего учитываются вопросы влияния света на жизнедеятельность человека, его комфортное и безопасное для здоровья пребывание в определенных условиях освещения. Например, на профилактику здорового сна или улучшение продуктивности при умственной работе в домашних условиях. Такие знания, особенно на фоне стремительного развития технологического рынка и появления менее качественной продукции с нередко скрытыми светотехническими параметрами со стороны производителей, становятся все более актуальными в работе современного светодизайнера.

«Среди важных факторов — спектральный состав источника света, — считает Светлана Колгушкина, участник проекта LIGHT4HEALTH, преподаватель дисциплины «Оценка восприятия» программы магистратуры «Световой дизайн» Университета ИТМО. — У каждого источника света есть своя специфика. К примеру, в составе спектра светодиодных ламп, в синей его части, есть пик, который негативно сказывается на выработке мелатонина. Если человек находится при таком освещении продолжительное время, то это влияет на качество сна. Поэтому для домашнего освещения очень важно выбирать качественное световое оборудование с наименьшим коэффициентом пульсации, или еще лучше – покупать такое оборудование, которое предусматривает возможность задать сценарии освещения в зависимости от образа жизни человека и его активности в вечернее время».

Первые три дня летней школы были посвящены лекциям о физике света, психологии восприятия, работе зрительного анализатора, потенциальным опасностям освещения, принципам анализа пространств, влиянию света на циркадные ритмы, нейроэндокринные и неврологические процессы. Параллельно теории студенты отрабатывали на практике навыки международной командной работы с участием профессорско-преподавательского состава вузов-партнеров проекта — измеряли уровень освещенности помещений, рассчитывали коэффициент естественного освещения, знакомились с особенностями фликер-эффекта (коэффициента пульсации).

Светлана Колгушкина
Светлана Колгушкина

«Вероятно, что одна лекция о влиянии света на здоровье человека привлечет ваше внимание только на некоторое время. Серия лекций и дискуссий на протяжении целой недели, с последующим осмыслением полученной информации, навсегда оставят свой след и заставят считаться с этой информацией в последующей работе, — делится впечатлениями от прохождения школы Хамидреза Эйзади, магистрант программы «Архитектурный световой дизайн» шведского вуза KTH Royal Institute of Technology in Stockholm. — Истинное понимание невизуальных эффектов света — очень полезный навык для исследователя-светодизайнера. Для меня это стало отправной точкой, чтобы стать более ответственным в своих проектах перед людьми за то, что я делаю с точки зрения невизуальных эффектов. Кроме этого, когда пользователи спрашивают меня о возможном наличии проблемного освещения в том или ином помещении, я должен владеть достаточным багажом знаний о здоровом свете, чтобы рассказать о нем простым языком».

Как спроектировать свет в доме

На четвертый день полученные на лекциях и практических занятиях знания студенты смогли применить на практике. Их разбили на четыре команды и предложили создать проект освещения на основе исследования существующего освещения одного из двух предложенных им на выбор частных домов. В проектах необходимо было учесть сценарность освещения, схему расположения источников света, световой мастер-план всего помещения, особенности функционального назначения помещений, требования к светотехническим параметрам и как эти параметры влияют на здоровье человека. Проекты создавались либо для пожилых людей, либо для молодых семей с детьми. Пользователей выбирали сами студенты. Презентация итоговых работ студентов состоялась в последний день летнего интенсива.

«Перед нашей группой стояла задача спроектировать качественное освещение в доме, где проживает пара пожилых людей. При этом освещение должно было быть интуитивно понятным в использовании, учитывать циркадные биоритмы людей, сценарность освещения в различное время суток и функциональное предназначение комнат», — рассказывает о проекте Дмитрий Инги, магистрант программы магистратуры «Световой дизайн» Университета ИТМО.

Участники первой летней школы LIGHT4HEALTH
Участники первой летней школы LIGHT4HEALTH

Например, если пожилому человеку необходимо встать ночью в ванную комнату, то срабатывает определенный сценарий света, который указывает путь, но при этом не стимулирует мозг человека к окончательному пробуждению или к пробуждению родственников в соседней комнате. Также авторы проекта намеренно завышали определенные светотехнические параметры с учетом особенностей зрения у пожилых людей: как правило, у них изменяется цветовосприятие глаза и это можно компенсировать подбором определенного спектрального состава источника света.

«По итогам работ, каждая команда сформировала требования к световому оборудованию, какими характеристиками оно должно обладать. Получается, что все команды создали запрос на новый тип LED-источника с примерно одинаковыми требованиями, которого еще нет на рынке», — резюмирует Дмитрий Инги.

Не только учеба

Как подчеркивают организаторы, летняя школа позволила получить новые знания не только студентам, но и преподавателям за счет активного обсуждения лекционного материала со студентами на практических занятиях. Немаловажную роль сыграли знакомство с подходами разных школ, а также межкультурный обмен опытом представителей различных стран.

«На международном рынке нет единой унифицированной магистерской программы по световому дизайну. Каждый вуз и страна представляет отдельную школу и подход к работе со световой средой и качеством освещения. Датский Aalborg University специализируется на дневном свете. Германский вуз Hochschule Wismar обладает богатой исследовательско-практической базой в области фотобиологии, светотерапии, выявления потенциальных опасностей освещения для человека. У американского вуза Thomas Jefferson University богатый опыт работы со светом в экстремальных условиях космоса, например, при проектировании освещения в космических шаттлах NASA», —  отмечает Светлана Колгушкина.

Измерение уровня освещенности помещений на летней школе LIGHT4HEALTH. Фото из личного архива
Измерение уровня освещенности помещений на летней школе LIGHT4HEALTH. Фото из личного архива

Сами студенты смогли не только попрактиковаться в работе со светом на основе научно-практических знаний, но также познакомиться с жизнью небольшого английского города и получить богатый опыт межкультурной коммуникации.

«В целом, можно выделить три взаимосвязанных фактора, оказавших лично на меня наибольшее впечатление: новые друзья из различных уголков мира, подход к учебному процессу и городская среда Вулверхэмптона. Кроме этого, у меня появилась очень ценная возможность обсудить с преподавателями и будущими коллегами интересующие меня вопросы, ознакомиться с различными точками зрения и новыми подходами к реализации своих идей. В дополнение к этому, я смог узнать несколько новых слов на греческом языке, попробовать местную кухню, а также прикоснуться к культуре Англии в свободное от учебы время», — подводит итог своего участия в летней школе Дмитрий Инги.

О проекте

Проект LIGHT4HEALTH (проходит с 2018 по 2021 гг.) включает проведение летних школ, воркшопов, презентаций промежуточных итогов проекта на международных мероприятиях и создание единого образовательного курса на тему «Исследование здоровья в световом дизайне». Помимо освещения жилых помещений, в нем будут затрагиваться вопросы освещения рабочих мест, образовательных и медицинских учреждений.

По итогам проекта учебно-методические материалы курса, видеолекции и интерактивные упражнения предполагается разместить на виртуальной платформе. Доступ к платформе будет открыт всем заинтересованным в проекте сторонам — членам консорциума, представителям профессионального сообщества светодизайнеров, архитекторов и инженеров, исследователям, а также студентам и преподавателям ассоциированных партнеров.

Первая летняя школа LIGHT4HEALTH. Фото из личного архива
Первая летняя школа LIGHT4HEALTH. Фото из личного архива

В консорциум проекта входят Университет ИТМО (Россия), Thomas Jefferson University (США), University of Wolverhampton (Великобритания), а также три ведущих европейских школы в области архитектурного светового дизайна Aalborg University (Дания), Hochschule Wismar (Германия) и KTH Royal Institute of Technology in Stockholm (Швеция).

Среди задач Университета ИТМО, помимо участия в проектировании образовательного курса — организация первого публичного воркшопа и экспозиции световых инсталляций в рамках недели открытия Венецианской архитектурной биеннале в мае 2020 года. Тема воркшопа и экспозиции — «Здоровое освещение для жилых помещений». Согласно проекту, организация двух мероприятий будет осуществляться при поддержке венецианского вуза UAV University, ассоциированного партнера. Проект LIGHT4HEALTH реализуется в рамках грантовой программы Erasmus+ Strategic Partnership.

CLD Университета ИТМО
Архив по годам:
Пресс-служба