Экс-министр финансов Польши Веслав Чижович

Экс-министр финансов Польши – о том, как законодательство может стать эффективным инструментом в решении проблем таможенного бизнеса

Прошедшая неделя в Университете ИТМО была ознаменована ежегодной международной конференцией i-Customs, посвященной вопросам международной торговли и таможенной политики. В этом году Международная таможенная студенческая ассоциация (The IСSA) собрала в Университете ИТМО студентов из 15 стран мира для обсуждения актуальных вопросов мировой торговли. Одним из приглашенных экспертов мероприятия стал экс-министр финансов Польши Веслав Чижович, рассказавший в рамках открытой лекции о том, как менялись парадигмы таможенного бизнеса, о рисках в международной торговле, о выгоде легального взаимодействия компаний и о главном требовании со стороны таможенного законодательства – безопасности в рамках международной системы поставок. 

По словам Веслава Чижовича, новым и важным феноменом в менеджменте Центральной Европы последних лет стало взаимодействие компаний, занимающихся международной торговлей, с помощью легальных инструментов, которые предлагает современное таможенное законодательство. Торговые компании и раньше действовали в рамках закона, но теперь такой интерес к легальности вызван желанием с помощью закона минимизировать количество таможенных рисков.  Правовая среда теперь выступает не только в роли экзекутора, но все чаще в роли помощника таможенного бизнеса, при этом требуя выполнения главного условия – обеспечения безопасности всех процессов.

Менеджеры торговых компаний ежедневно находятся в поисках эффективных инструментов для решения возникающих проблем. Таможенное право – как раз один из таких важных и эффективных инструментов для таможенного администрирования бизнеса.

В таможенном деле на протяжении всей истории его развития одна парадигма сменяла другую. Долгое время ставка таможенного законодательства была сделана на получение дохода от сбора налогов на ввозимую продукцию. Эта схема работает в разных странах и по сей день. Чаще всего государства используют этот метод для импорта, однако в некоторых странах, в частности в России, такой подход актуален для некоторых видов товаров, которые экспортируют. Следующая парадигма была сформулирована как защита экономических интересов государства, поэтому распространение получила протекционная политика. XX век стал временем, когда появилась необходимость защитить общество и здоровье граждан от набиравших обороты наркотрафика, транспортировки оружия и всего, что угрожает благополучию окружающей среды.  Следующим этапом стала концентрация на развитии экономики стран и, соответственно, мировой экономики в целом. В связи с этим процедуры международной торговли были значительно упрощены. А в конце XX века, когда глобализация стала наступать стремительно быстро, и вовсе появилась необходимость нового регулирования международных торговых отношений. После трагедии 11 сентября 2001 года в США на смену пришла новая парадигма: безопасность как защита от террористических атак. Таможенная служба стала образовываться как единый международный департамент с основной функцией – обеспечением безопасности. Но для реализации нового требования нужно было время, ведь обеспечение полной безопасности хотя бы одного грузового корабля энергозатратно и делается небыстро. Через 10 лет парадигма вновь сменилась и стала основываться на безопасности и упрощении процедур международной торговли. Таможенное законодательство не отказалось регулировать безопасность бизнес-процессов, однако неотъемлемым требованием времени стало упрощение процессов взаимодействия между сотрудничающими компаниями.

Средняя таможенная сделка сегодня предполагает от 20 до 30 сторон-участников, порядка 40 документов и 200 различных элементов данных, из которых 30 повторяются не менее 30 раз. В условиях нового времени таможенное законодательство трансформировалось таким образом, чтобы помочь участникам торгового процесса управлять рисками, возникающими во время сделок.

Например, для работы, связанной с рисками продукции, международно-правовые основы строго контролируют экспорт и импорт. Чаще всего это касается такого товара, который может иметь двойное назначение.

Риски, связанные с заказчиком, вызваны необходимостью компаний знать своих клиентов. Например, при сотрудничестве с известными компаниями работа сводится к минимуму рисков, а если клиент малоизвестен на международном рынке, он должен быть проверен.

Риски назначения связаны с тем, что торговые компании ЕС при работе со странами, на которых наложено эмбарго со стороны ООН и ЕС, должны понимать конкретные ограничения. Среди таких стран Иран, Сереная Корея, Сирия, Судан и др. Если компании все же работают с такими регионами, они должны знать, какие отгрузки разрешены, а какие запрещены.

С этими и другими видами рисков нужно грамотно работать. Для этого разработаны специальные инструменты. Одним из лучших решений, по мнению спикера, стала программа  Уполномоченного экономического оператора (УЭО), которая делает удобным управление перевозками в рамках законодательства. УЭО – это любое юридическое лицо, которое вовлечено в международное движение товаров и признано национальным таможенным органом. Под категорию УЭО подпадают импортеры, экспортеры, производители, операторы портов и аэропортов и пр. Так как таможенные органы уделяют особое внимание обеспечению безопасности, был разработан целый ряд программ, которые призваны укрепить безопасность международной торговли. Концепция УЭО как раз стала частью этих программ. Надо заметить, что для получения статуса УЭО компаниям приходится прилагать немалые усилия.

Цель этой программы – обеспечить максимальный уровень безопасности и упрощенности для торговли. Чем же хороша программа? Статус УЭО дает компаниям целый ряд преимуществ, среди которых, например, оформление единой декларации за определенный период или отсрочка уплаты пошлины и налогов.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба