Мода на ЗОЖ, sugar free и новый темп жизни: как развивается FoodTech в России и почему этот рынок будет расти

В России под термином FoodTech обычно подразумевается сфера доставки еды и стартапы, которые работают в этой нише, однако во всемирной практике понятие намного шире. FoodTech — это проникновение digital-технологий во все этапы производства, доставки и приготовления пищи. Мировой рынок foodtech–стартапов является одним из самых быстрорастущих. В России эта сфера также развивается: рынок функционального питания растет и увеличивается количество пищевых компаний. Вместе с экспертами разбираемся, за какими трендами стоит следить компаниям, которые хотят попробовать развиваться в этой сфере.

После того, как из США и Европы в Россию пришел тренд на здоровое питание, количество высокоэффективной энергетической пищевой продукции на российском рынке возросло. Однако российская аудитория не сразу приняла новый тренд и стала пользоваться его благами. По словам Артема Лепешкина, сооснователя стартапа FOYT (является выпускником бизнес-акселератора Университета ИТМО Future Technologies), производящего натуральные коктейли, заменяющие полноценный прием пищи, еще пять лет назад уровень осведомленности российской аудитории о функциональном питании был крайне низким. Одним из главных требований к самым перспективным направления FoodTech в России остается соответствие тренду healthy. В этой нише пару лет назад произошел бум: стали появляться кафе и рестораны здоровой еды, лавки фермерских и органических продуктов. Интерес к здоровому образу жизни возрос в целом, население стало активнее заниматься спортом.

«Аудитория стала более образованная и подкованная. Раньше людям приходилось объяснять банальные вещи, до сих пор многие темы для людей остаются запретными. Например, большинство людей не принимают витамины фармацевтического производства, потому что считают их химическими веществами. Мы пытаемся объяснить людям, что из химических веществ, которые синтезируются, состоит сам человек, это не хорошо и не плохо, это просто нужно принимать. Однако, несмотря на серые пятна, в понимании трендов есть развитие. Сегодня на мероприятия, где мы выставляемся, люди приходят более подкованные. Они понимают, что порошок это не химия. К слову, еще пять лет назад многие считали, что порошки это стероиды, приходилось объяснять, что стероиды это гормоны, которые не могут существовать в порошковом виде. Наконец люди начинают подходить с умом к трендам в здоровом питании. Раньше гораздо чаще можно было встретить людей, бездумно покупающих рационы питания, не вникая в элементарные знания о том, как работают аминокислоты, белки и прочее. В вопросе выбора продуктов появилась подкованность», — объяснил Артем Лепешкин.

Артем Лепешкин
Артем Лепешкин

Если в некоторых областях рынка FoodTech в России есть уникальные ниши (например, еда по подписке, которая в большей степени является российской моделью), в области функционального питания на российском рынке уникальности нет, главным поставщиком идей и трендов остаются западные компании. Широко известны тенденции безглютеновой продукции и продуктов без ГМО, появившейся 15 лет назад на западном рынке и дошедшая до России пять лет назад. Однако масштаб развития этих трендов в странах Европы и США и России несоизмерим. Если сегодня лишь в небольшом количестве российских супермаркетов можно найти полки с продукцией healthy, то на западе существуют целые сети магазинов, продающих продукты без ГМО.

«Продукт стартапа FOYT высокоэнергетические коктейли. Это тенденция американского и европейского рынка. Дело в том, что в этих странах люди иначе относятся к самому приему пищи. Еда для большинства американцев и европейцев это средство к существованию организма. О концепте получения положительных эмоций от приема пищи там задумываются гораздо реже. В какой-то момент люди стали относиться к еде проще, как к способу повышения энергии в организме: на работе нужно перекусить, чтобы были силы продолжать рабочую деятельность, а вечером за ужином с семьей они могут порадовать себя. На территории этих стран люди меньше боятся таблеток или порошков, которые способны заменить полноценный прием пищи. У нас же люди до сих пор недоверчиво относятся к ультрапастеризованному молоку, которое может храниться полгода без холодильника, несмотря на то, что методы ультрапастеризации были разработаны еще в СССР. Однако все чаще на мероприятиях мы слышим вопросы о том, когда появятся таблетки, способные заменить еду. Конечно, это больше шутка, однако тенденция размышления на этот счет есть», объяснил Артем Лепешкин.

Коктейли FOYT
Коктейли FOYT

По мнению Артема Лепешкина, в ближайшем будущем в России может получить бурное развитие рынок функционального питания, который на сегодня оценивается в 60 миллиардов рублей, что говорит лишь о зарождении этой ниши. Насколько рынок может «выстрелить» определяют несколько игроков: врачи, крупные пищевые и сами потребители. Сегодня некоторые крупные производители начинают все больше обращать внимание на функциональное питание.

Sugar Free: почему калорийные торты уже не в моде

«Со стороны производителей увеличился ассортимент, появились новые игроки на рынке низкокалорийного питания и питания, не содержащего сахар. Также увеличился ассортимент магазинов правильного питания: появляются полки спортивного питания и низкокалорийного питания в супермаркетах. Соответственно, и потребление такого товара увеличивается. В России действительно рынок сформирован не до конца, поэтому есть предпосылки для динамичного развития. В США и Европе рынок сформирован давно и расширяется медленно. Если говорить про тренды, то в США актуальны тренды по низкокалорийному питанию и натуральным продуктам в то время, как в Европе основной акцент все же сделан на низкокалорийном питании: мы часто увидим полки с товарами Sugar Free. Для стран Скандинавии актуальна продукция без лактозы и глютена», рассказал Кирилл Казаринов, генеральный директор компании Prolce, производителя высокобелкового мороженого, выпускник факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО.

Он добавляет, что перспективной нишей в России можно назвать нишу десертов в целом. Низкокалорийные торты, пирожные, конфеты только начинают появляться, пока эта область слабо развита. То же самое, по словам эксперта, можно сказать о спортивных батончиках, протеиновых снеках — на этом рынке еще мало конкуренции. При этом важно заметить, что крупные игроки обращают внимание на тренды и начинают обогащать йогурты новыми питательными веществами.

Мороженое ProIce
Мороженое ProIce

Новое рождение сухпайков

«Выстрелить» в скором времени на российском рынке FoodTech, по словам Артема Лепешкина, может туристическое питание. Это связано с активным развитием туристического направления в стране, в том числе экстремальных для организма направлений. В условиях, когда для человека важен каждый килограмм, особенно динамично будет развиваться продукты долгого срока хранения (до полугода).

«Движение в этом направлении исходит от продукции, предназначенной для военных. Военные пайки всегда производились такими, чтобы они были калорийными, долго хранящимися и легко употребляемыми. Когда человек бежит марш-бросок на длинную дистанцию, он должен оперативно открыть, съесть пищу и снова бежать, подпитав свой организм. Таким образом, можно прогнозировать появление тенденции к производству высококалорийных энергетических продуктов, которые придут из спорта или военной сферы, так как это нишевые продукты», объяснил Артем Лепешкин.

По его словам, в спортивной сфере также широко известны высокоэнергичные гели для бегунов, повышающие за считанные секунды количество нутриентов и углеводов в организме спортсмена. Очевидная тенденция в развитии населения и мегаполисов — постоянное движение. Большинство людей работают на нескольких работах, поэтому направление будет востребовано, добавляет Артем Лепешкин. Однако не стоит забывать и про традиционные гастрономические формы: ресторанная сфера будет развиваться параллельно, говорит он.

Значительную роль в восприятии аудиторией новых видов пищевой продукции играет массмедиа, считают эксперты. Крупные продуктовые производители зачастую заинтересованы в низком уровне осведомленности населения о действительном положении вещей на рынке продуктов питания. По словам Артема Лепешкина, российская аудитория еще долгое время будет находиться на уровне понимания продуктов, которое сегодня диктуется крупными производителями по телевидению и радио.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба